На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
Бобырь Михаил Федорович ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты
Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Музея
[на главную] [список] [поиск]
  
Фотографии
автора
не найдены

Краткая библиография

Паэгле Наталья. Судьба шофера // Паэгле Н. За колючей проволокой Урала. Кн. 2. Краснотурьинск: Изд-во Чароид, 2006, 284 с. С. 99–106; ил., портр.

Бобырь Михаил Федорович (р.1922)
  автомеханик

(Справка составлена по личным воспоминаниям, записанным журналистом Натальей Михайловной Паэгле)

1922. – Родился на Украине в Миргороде Полтавской области. Отец – Федор Андреевич Бобырь, кузнец (в полученной позже справке из архива УВД Свердловской области М.Ф. Бобырь числился как бедняк). В семье было трое детей 12, 9 и 7 лет.

1930. – Высылка семьи на Урал в окрестности г. Серова Свердловской области под предлогом, что «кулацкое хозяйство активно выступало против проводимых мероприятий Советской власти» При посадке в вагоны Михаил (9 лет) вместе с младшим братом Владимиром (7 лет) сбегают к бабушке и дедушке и остаются на Украине.

1930–1933. – Бабушка спасает своих внуков от голодной смерти.

1934. – Вопреки запретам комендатуры, опасаясь быть пойманной и отправленной на каторгу, мать пешком и на попутках целый месяц добирается до Украины.

1936. – Возвращение матери с детьми на Урал после того, как она заработала денег на дорогу.

1938. – Повторные репрессии, высылка семьи Бобырей из-под Серова на 136-й квартал вблизи будущего города Карпинска Свердловской области. Михаил становится учеником слесаря, потом молотобойцем, после выучивается на шофера и возит лес.

1941, 10 декабря. – Призыв в армию. Служба шофером. После ГАЗ-АА водил американский «Виллис». Подчинение приказу командующего артиллерией, приказавшего ехать не в объезд, как предлагал Михаил Федорович, а по прямой дороге. После взрыва мины, на которую наехала машина, командующий погиб, а М.Ф. Бобырь получил контузию. Пребывание в госпитале в течение месяца.

1944–1945. – Фронтовой путь шофера М.Ф. Бобыря пролег через Украину, Белоруссию, Чехословакию, Польшу, Венгрию, Германию. Награждение орденами и медалями.

1945, 9 мая. – Поездка с парламентером в расположение немецкой части, в которой день назад погибла группа советских парламентеров.

1945, лето. – Перевод в Закарпатскую Украину, участие в боях с бандеровцами.

1945, декабрь. – Демобилизация, возвращение в Карпинск, работа на вывозке леса в леспромхозе. Постепенный служебный рост: водитель – механик – главный механик леспромхоза.

1950-е гг. – М.Ф. Бобырю отказано в приеме в партию с напоминанием, что он, в первую очередь, сын кулака, а не участник Великой Отечественной войны.

1990-е гг. – Выход на пенсию.

2005. – Запись Натальей Михайловной Паэгле воспоминаний.


Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Музеем и общественным центром "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Фонда Джексона (США), Фонда Сахарова (США). Адрес Музея и центра: 105120, г. Москва, Земляной вал, 57/6.Тел.: (495) 623 4115;факс: (495) 917 2653; e-mail: secretary@sakharov-center.ru  http://www.sakharov-center.ru