Дьяков Борис Федорович

1910 – 1991
инженер-механик

1910. — Родился в крестьянской семье в Рязанской губернии.

1927. — Работа сварщиком. Поступление на заочное отделение сварочного факультета Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ).

1931 (?). — Завершение учебы в ЛЭТИ, направление в НИИ «Оргметалл» в Москву ведущим инженером по сварочным работам. Деловые контакты с профессором Рамзиным (Промпартия). Аресты «вредителей и диверсантов по делу Промпартии». Приглашение на должность сварщика-водолаза Северо-Восточной полярной экспедиции (СВПЭ).

1932, апрель. — Транспортировка СВПЭ по железной дороге до Владивостока, оттуда морем через Петропавловск, Бухту Провидения, мыс Ванкарем.

1932, конец августа. — Прибытие кораблей, среди которых было 10 судов ледокольного типа, к устью Колымы. На каждом корабле находилось по три работника НКВД, следивших, чтобы сотрудники экспедиции не занимались вредительством и шпионажем. На кораблях прибыли и первые партии заключенных (примерно 15 тыс. человек). Неудачная попытка выгрузить технику. Участие в обследовании берегов и акватории будущего порта.

1932–1936. — Работы по обслуживанию кораблей во льдах Восточно-Сибирского и Чукотского морей.

1934. — Ремонт самолетов Ляпидевского, Каманина, Слепнева, Мазурука и других пилотов, участвовавших в спасении челюскинцев.

1936, март. — Возвращение в Москву. Вскоре отъезд в командировку в Краматорск на строительство завода тяжелого машиностроения.

1936, 14 апреля. — Арест по ст. 58 УК РСФСР (шпионаж, диверсия, террор, антисоветская агитация, вредительство). Следствие велось органами госбезопасности в Ново-Краматорске, Сталино, в Москве. Около 10 месяцев следствия на Лубянке. Пытки. Перевод в Лефортово. Осуждение Особым Совещанием при НКВД по ст. КРД (контрреволюционная деятельность).

1937, апрель. — Этап по железной дороге до Владивостока.

1937, май. — Прибытие в пересыльный лагерь Вторая речка (Владивосток). Встреча с О.Э. Мандельштамом.

1938, август. — Этап в бухту Нагаево на пароходе «Джурма». По дороге – пожар на пароходе, во время которого погибло несколько сотен заключенных. Распределение в лагерь «Партизан». Назначение в механический цех сварщиком по ремонту техники. Подготовка к побегу группой. Срыв побега из-за доноса провокатора. Подготовка к новому побегу; тяжелое ранение при захвате беглецов охранниками. За попытку побега приговор – расстрел. Этап в Оротукан на барже. Авария баржи при проходе через пороги, бунт заключенных, переход через горы. Зимовка на Верхне-Хиджанской фактории на реке Иня. Переход в бочке, спрятанной на дне трюма парохода «Кухтой», из Охотска до Николаевска-на-Амуре.

1940, октябрь. — Арест сотрудниками пограничной охраны на колесном пароходе «Ильич». Побег. Арест транспортной милицией. Следователю назвался Плотниковым Андреем Васильевичем. Осужден как вор, злостный хулиган. Для отбытия наказания этапирован в г. Находка.

1941. — Работа в лагере. Назначение бригадиром автосудоремонтников, расконвоирование, назначение бригадиром на ремонте американских судов.

1942. — Контузия в результате взрыва котла. Инвалидность 1-й группы.

1942, декабрь. — Досрочное освобождение. Высылка в г. Сарапул, Удмуртия.

1958. — Письмо генералу Тодорскому, председателю Государственной комиссии по пересмотру дел репрессированных.

1959. — Реабилитация. Работа в комитете Госгортехнадзора.

1970. — Выход на пенсию. Занятия литературным трудом.

1991. — Скончался Борис Федорович Дьяков.

Справка составлена по материалам личных бесед Самойловой Г.В. с Дьяковым Борисом Федоровичем