Жуков Павел Иванович

1914 – 2009
инженер-конструктор

середина 1930-х гг. Фото: www.nkj.ru

середина 1970-х гг. Фото: www.nkj.ru

1914, январь. — Родился в пос. Сормово, пригороде Нижнего Новгорода. Отец – рабочий Сормовского завода.

1920-е гг. (?). — Переезд семьи в г. Сергач,  в 200 км от Нижнего Новгорода, где жили родственники.

Окончание неполной  средней школы.

Переезд П.И. в Нижний Новгород к брату и окончание там  десятилетки с получением аттестата о среднем образовании.

Поступление в Горьковский авиационный институт на вечернее отделение.

Работа на автомобильном заводе в Горьком.

1935, июнь. — Переход на работу на Горьковский завод фрезерных станков.

1936. — Переезд в Казань, работа на авиационном заводе начальником бюро оборудования в отделе главного механика завода.

1937, 28 октября. — Арест, обвинение в восхвалении фашизма, клевете на партию и на Сталина. Трое суток непрерывных допросов. Помещение в тюрьму. Следователь Фролов после допроса оформил протокол об ошибке следствия и последующем освобождении; протокол не утвержден наркомом внутренних дел Татарской Республики, так как назначен новый нарком. Жестокое избиение на следствии и подписание протокола с признанием в шпионаже на иностранную разведку.

1938, лето. — Переправка в Москву, в Лубянскую, затем – в Бутырскую тюрьму.

Осень 1938. — Начало работы в спецтюрьме – особом конструкторском бюро (ОКБ) по авиационным двигателям при 4-м спецотделе НКВД СССР в Москве, в Тушино. Главный конструктор ОКБ – Алексей Дмитриевич Чаромский. Работа по проектированию авиационного двигателя Чаромского.

1940, 28 мая. — Вынесение Военной коллегией Верховного суда СССР заочного приговора, согласно которому всех сотрудников ОКБ приговорили к 10 годам лишения свободы с поражением в правах еще на 5 лет.

1940, июнь. — Объявление приговора заключенным конструкторам.

1940, июль. — Переезд заключенных конструкторов для дальнейшего проектирования и последующего изготовления бензинового двигателя Добротворского в Казани на заводе № 124/27.

1942, август. — Отправка вместе с конструктором Малкушем в Москву, в КБ главного конструктора самолетов Ермолаева для установки бензинового двигателя на самолет Ермолаева. Проживание в Тушино, вместе с конструкторами КБ Чаромского.

1943, март. — Отправка вместе с конструктором Котовым в Омск, в авиационное КБ В.М. Мясищева. Проживание в Омске, в спецтюрьме при КБ Туполева.

1943, конец июня. — Возвращение в Казань. Составление трех эскизных проектов турбореактивного двигателя.

1946, сентябрь. — Перевод ОКБ в Рыбинск (тогда г. Щербаков), на моторостроительный завод № 36. Проживание в тяжелых бытовых условиях, в термическом цехе завода. Знакомство с А.И.Солженицыным.

1947, октябрь. — Освобождение. Работа вольнонаемным в том же ОКБ, после его ликвидации – начальником производственно-технического отдела электроремонтном заводе в Рыбинске. Женитьба. Жена – Нина Константиновна, в девичестве Понизовкина.

1948, 15 декабря. — Повторный арест. Отправка во внутреннюю тюрьму МГБ Ярославля. По окончании следствия объявление решения Особого совещания при МГБ СССР: ссылка в Караганду. Перевод в централ «Коровники».

1949, апрель. — Отправка этапом в Караганду.

1949, 7 мая. — Прибытие в Караганду. Работа в проектной конторе инженером-проектировщиком в отделе горного оборудования.

1952. — Ужесточение ссыльного режима: обязательство об отметках в комендатуре каждые 10 дней, обязательство не пересекать границы Ленинского района города.

1953, лето. — Перевод на общий для всех ссыльных режим.

1956. — Полная реабилитация решением Военной коллегии Верховного Суда СССР.

Работа в проектном институте «Карагандагипрошахт», получение двадцати авторских свидетельств на изобретения.

Выход на пенсию.

1990-е гг. Переписка с А.И. Солженицыным.

2009, 17 ноября. — Скончался Жуков Павел Иванович. Похоронен на Ново-Михайловском кладбище Караганды.