- 199 -

 

Николай Васильевич

Одинцов (1874—1938)

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7).

«Я ожидаю великого духовного пробуждения родного мне народа, широкого и глубокого реформационного движения в нашей обширной и богатой возможностями стране. Я слышу приближение к нам Грядущего с небес в полноте Своей славы, и с радостно бьющимся сердцем я обращаюсь к Нему и горячо молюсь: «Ей, гряди, Господи, Иисусе!» — так писал Николай Васильевич Одинцов, молясь и ожидая великого духовного пробуждения в нашей стране.[1]

Верующие нашего братства с большой теплотой и любовью вспоминают Николая Васильевича. Знавшие его лично свидетельствуют о нем, как об очень скромном брате, отзывчивом и внимательном к каждому. Братья-служители подчеркивают чрезвычайную принципиальность Николая Васильевича в вопросах веры, его верность Евангельскому учению, мужество и стойкость в деле защиты благовествования и отсутствие каких-либо склонностей к компромиссу с неверием.

По отзывам братьев, лично знавших Николая Васильевича, он, являясь председателем Федеративного Союза баптистов, совершал служение в духе совета и согласованности с другими братьями-служителями не только в Москве, но и в самых отдаленных местах страны. Николаю Васильевичу был чужд дух диотрефства — дух господства над наследием Божиим, Да и само объединение в Союз баптистов России, Украины и других регионов страны было основано на принципах добровольности, на выборности и сменяемости руководства, где не было места административному давлению и иерархии.

[1] Журнал «Баптист» №1, 1927 год.

- 200 -

Федеративный Союз баптистов состоял из двенадцати поместных союзов, которые были самостоятельны в своем служении и решении вопросов. Каждый из двенадцати союзов являлся добровольным объединением поместных церквей с целью более успешного распространения Евангельской вести. Федеративный Союз, объединяя духовно служение всех двенадцати союзов, представлял их перед всемирным братством баптистов.

Господь поставил Николая Васильевича на ответственейшем посту служения в один из самых тяжелых периодов истории евангельско-баптистского братства. И Одинцов не сдался, не отступил, ни в чем не изменил делу Божию: оставшись на посту председателя Союза христиан-баптистов до дня своего ареста в 1933 году, он разделил с братством тяжесть гонений за веру и умер как мученик за дело Божье. Для молодежи, вступившей в церковь в годы войны и первые послевоенные годы, Николай Васильевич и его соратники по служению были образцом для подражания. Но шли годы, в церковь вступали новые поколения верующих, и для многих христиан имя Одинцова отодвинулось вглубь истории. В старых христианских журналах, ставших большой редкостью после бесчисленных обысков, служение Одинцова и других братьев обрывалось на 1928 году, а что было дальше — передавалось лишь устно, вполголоса.

Николай Васильевич родился 8 декабря 1870 года в городе Балашове, Саратовской губернии. За три года до его рождения обратился к Господу и принял крещение по вере Никита Исаевич Воронин, пионер евангельско-баптистского братства в России. Живой поток евангельского учения стал распространяться по просторам России, привлекая всех жаждущих познания о Боге. Евангельская весть достигла и Николая Васильевича: в 20-летнем возрасте он обратился к Богу ив 1891 году вступил с Ним в вечный завет, приняв водное крещение на Волге, в районе Саратова. Небеса и воды великой русской реки были свидетелями его обещания служить Богу в доброй совести. Николай Васильевич сдержал свое обещание: всю жизнь, до самой мученической смерти, он посвятил свидетельству о Христе русскому народу. Николай Васильевич был первым живым камнем, заложенным Богом в домостроительство саратовской церкви ЕХБ.

В 1909 году Николай Васильевич был рукоположен на служение благовестника группой братьев-служителей: В.В. Ивановым. Д.И. Мазаевым, С. П. Степановым и В. П. Степановым. После рукоположения Николай Васильевич посетил многие общины в городах и селениях Поволжья и Кавказа, а также в Москве и Петербурге, и везде его духовный труд сопровождался обильными благословениями от Господа. В 1913 году Николай Васильевич в первый раз посетил самый отдаленный край России — Дальний Восток (верующие Дальнего Востока были оторваны от братства ЕХБ из-за больших расстояний и постоянной нехватки разъездных благовестников, и каждое

 

 

- 201 -

посещение их братьями из центра России было большим и радостным событием, приносившим ободрение и укрепление в вере).

После 1917 года Николай Васильевич принимает активное участие в издании христианских журналов, брошюр, книг, а также благословенно трудится в московской церкви ЕХБ. 15 декабря 1924 года в Москве состоялся Пленум Всесоюзного Совета баптистов, на котором председателем Совета был избран Илья Андреевич Голяев, а помощником и казначеем — Одинцов. Вновь избранный Совет в лице своего председателя так определил главную задачу служения: «Вступая на такой ответственный пост перед Богом, я, в силу повеления нашего Господа: «Идите по всему миру проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк. 16: 15), главной своею задачей ставлю — все свои способности и союзные средства обратить на дело миссии. Такой же наказ в согласии с волей Божьей дал мне и Пленум Совета нашего Братского Союза» (журнал «Баптист» №2, 1925 год, стр. 1).

С января 1925 года, после семилетнего перерыва, возобновилось издание журнала «Баптист», редактором которого с четвертого номера стал Одинцов. В 1926 году наступает особенно ответственный период в жизни и служении Николая Васильевича: на 26-ом съезде баптистов в Москве он был избран председателем Федеративного Союза баптистов. В эти годы Николай Васильевич постоянно проповедовал, преподавал на библейских курсах в Москве, а также совершал поездки на совещания и съезды поместных союзов обширного братства ЕХБ: в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, в Поволжье, на Украине. Он также принял участие в 1928 году в работе четвертого Всемирного Конгресса Баптистов в Канаде, в городе Торонто.

Посещая церкви в различных частях страны, Николай Васильевич уделял большое значение основным принципам вероучения евангельских христиан-баптистов, понимая, что в них сконцентрированы главные евангельские истины первоапостольской церкви. Наступил 1929 год, на церковь надвигались гонения: властями был запрещен журнал «Баптист» (вышли только 7 номеров журнала за этот год); осенью были закрыты библейские курсы, и приехавшие на занятия курсанты с печалью возвратились домой.

В преддверии надвигавшихся гонений Одинцов написал статью «Образец для верных», опубликованную во втором номере журнала «Баптист» за 1929 год. Этой статьей, посвященной самоотверженному служителю Божьему Василию Васильевичу Иванову-Клышникову, сохранившему верность Богу в условиях суровых гонений при царском режиме, Одинцов подготавливал братство ЕХБ к новым испытаниям за веру. Он писал в статье: «Взирая на Начальника и Совершителя веры, Василий Васильевич всегда радостно и в глубоком смирении совершал высокий труд служителя Господня, несмотря на связанные с этим трудом лишения и испытания, поношение и

 

 

- 202 -

неправедное злословие, стеснения и гонения. Не один раз ему пришлось практически убедиться, что нас «считают за обреченных на заклание овец» (Римл. 8: 36), и что «нам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1: 29). Он «не чуждался огненных искушений, как приключений странных» (1 Петр. 4: 12), оставаясь непоколебимым в скорбях в сознании, «что так нам суждено» (1 Фес. 3: 3)».

В 1929 году был арестован и сослан в Казахстан ближайший помощник Одинцова, секретарь Федеративного Союза баптистов Павел Васильевич Иванов-Клышников.[1] В том же году был закрыт властями и сам Федеративный Союз Баптистов (хотя в 1930 году деятельность руководящего органа Союза баптистов была возобновлена, но союзный центр уже не имел ни печатного органа, ни разъездных благовестников». В мае 1930 года в Москве был конфискован дом, принадлежавший Союзу баптистов, в котором размещалась канцелярия Союза, библейские курсы и жилые квартиры работников правления Союза.

Все эти годы Николай Васильевич мужественно отстаивал дело Божье и до конца остался верным своему призванию и избранию. Он не шел ни на какие сделки с атеизмом. Николай Васильевич понимал, что скоро ему предстоит разлука с друзьями по вере и служению. К тому времени тысячи братьев уже томились в тюрьмах и лагерях. Николай Васильевич ободрял верующих, призывая к мужеству и верности Господу до конца. По примеру апостола Павла, он говорил близким друзьям: «...узы и скорби ждут меня. Но я ни за что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божьей» (Деян. 20: 23-24).

В ночь с 5 на 6 ноября 1933 года Николай Васильевич был арестован и осужден на 3 года тюремного заключения. После суда его отправили в Ярославскую тюрьму, где он содержался в течение всего срока. После отбытия тюремного заключения Николая Васильевича не освободили, но под конвоем отправили на ссылку в Восточную Сибирь, в село Маковское Красноярского края, расположенное на таежной реке Кете в 70 км к северу от города Енисейска. Маковское — старинное русское поселение, отметившее в 1968 году свое 350-летие. Его основали русские казаки-землепроходцы среди дремучих сибирских лесов — на десятки километров вокруг нет ни одного селения, лишь тайга да тайга. Село Маковское — традиционное место ссылки религиозников различных вероисповеданий. Здесь отбывали ссылку многие верующие, в том числе и Алексей Федорович Прокофьев — один из лидеров духовного пробуждения ЕХБ в 60-е годы.

 

 


[1] Его отец, Василий Васильевич Иванов-Клышников, был одним из начинателей евангельско-баптистского движения в России в последней четверти 19-го века.

- 203 -

В 1937 году к Одинцову в Маковское приезжала жена Александра Степановна. По возвращении домой она рассказывала, что Николай Васильевич слаб физически, но бодр духом. Он передавал приветы братьям и сестрам, и готовился перейти в вечные обители Отца. Он часто говорил жене: «Хочу домой!» Там же, в Маковском, в 1938 году 68-летний, больной Николай Васильевич был снова заключен под стражу и отправлен на этап.[1]

В августе 1969 года мы с Г.К. Крючковым посетили село Маковское, где в то время отбывал пятилетнюю ссылку Алексей Федорович Прокофьев, арестованный на Украине в апреле 1962 года и осужденный на 10 лет лишения свободы. Свой лагерный срок он отбыл на Украине, а в 1967 году был отправлен на ссылку в Маковское. Мы сами только за несколько месяцев до этого освободились после трехлетнего заключения и решили посетить Алексея Федоровича на ссылке. Отправляясь из Москвы в Маковское, мы не знали, что там в тридцатые годы отбывал ссылку Одинцов.

Летели мы самолетом по маршруту Москва — Красноярск — Енисейск, а из Енисейска на маленьком шестиместном самолете добирались до Маковского, где два дня провели с Прокофьевым. Провожая нас, за несколько минут до отлета, Алексей Федорович неожиданно сказал: «А ведь здесь, в Маковском, до войны отбывал ссылку Одинцов, и еще жива хозяйка дома, где он жил», я был потрясен: «Алексей Федорович, почему же вы вчера не сказали нам об этом? Не познакомили с хозяйкой, где жил Одинцов?!» Он ответил, что просто не придал этому значения и не думал, что нас это заинтересует. Еще он рассказал, что у хозяйки сохранился сборник гимнов Одинцова с его пометками на полях. Так мы и улетели, не увидев хозяйку дома, где жил Николай Васильевич: она, возможно, многое могла бы рассказать о двух последних годах его жизни и о подробностях его последнего ареста.

Маленький самолет низко летел над тайгой. Вместе с нами возвращались в Енисейск грибники с большими корзинами белых грибов, стоял сильный шум от работающего мотора, разговаривать было трудно. Я смотрел в иллюминатор на тайгу, на бесчисленные реки и речушки, на редкие нити таежных дорог, и думал о Николае Васильевиче: возможно, по этим дорогам пролегал его последний

[1] В 1993 году в Санкт-Петербурге, в издательстве «Библия для всех», была издана книга С.П. Фадюхина «Воспоминания о пережитом», где на стр. 196 описывается кончина Николая Васильевича Одинцова. Привожу выдержку из этой книги: «Был слух, что во время этапа в тундре Николай Васильевич отстал от партии, от изнеможения упал в снег. Этап ушел, а он был растерзан волками». Нельзя согла­ситься с этим утверждением: конвой никогда не оставит отставшего от этапа живым, но будет избивать изнемогшего заключенного, побуждая подняться с земли и следовать за этапом. Если это не поможет, и заключенный не имеет сил подняться с земли, конвой пристрелит его или затравит охранными собаками, но никогда не оставит живым.

- 204 -

этап на небо... Я молился и просил Господа помочь мне собрать хотя бы краткие сведения о жизни и служении брата Одинцова. Хотя прошли уже десятилетия после его смерти, память о Николае Васильевиче живет в братстве евангельских христиан-баптистов. Его самоотверженное бескомпромиссное служение делу Евангелия, его верность Христу до смерти являются вдохновляющим примером для многих христиан.