На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
ИСТОРИЯ РОДА КНЯЗЕЙ КАВКАСИДЗЕ ::: Сидоров С.А., протоиерей - Записки священника Сергия Сидорова ::: Сидоров Сергий Алексеевич ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Сидоров Сергий Алексеевич

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Музея
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Сидоров С. А. (протоиерей). Записки священника Сергия Сидорова : С прил. его жизнеописания, сост. дочерью, В. С. Бобринской. - М. : Православ. Свято-Тихонов. Богослов. Ин-т, 1999. - 296 с. : 11 л. портр. - (Русское духовенство в годы гонений). - В прил.: Бобринская В.С. Жизнь священника Сергия Сидорова и его семьи: с. 141-293.

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 147 -

ИСТОРИЯ РОДА КНЯЗЕЙ КАВКАСИДЗЕ

В тридцатых годах XVIII века ряд дворцовых переворотов в Грузии свергнул с престола старшую ветвь династии Баграта. Еще в XVII веке эта династия пользовалась покровительством русских царей, и потому свергнутые грузинские цари удалились в Россию, где нашли почетный приют. Царь грузинский Давид прибыл в Россию с дядей своим князем Мельхиседеком во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Царю Давиду было присвоено российское княжество с фамилией Багратион, пожалован дворец в Самаре и иные недвижимости, а князю Мельхиседеку присвоено российское княжество с фамилией Кавкасидзе и пожаловано имение Шкловщина в Полтавской губернии. Мельхиседек и стал родоначальником князей Кавкасидзе или

 

- 148 -

Кавкасидзевых, как их в большинстве случаев стали именовать в середине XIX века.

Дом, построенный князем в имении, напоминал его дворец в Тифлисе. Плоская кровля, узенькие окна, ковры, скамейки - все вызывало в памяти далекий Кавказ, покинутую родину. В громадных прудах, вырытых перед домом по образцу царскосельских, были разведены необыкновенной величины карпы. Белые азалии, вьющиеся красные и желтые розы украшали балкон дома. Среди роскошного парка неожиданно возникали гроты с белыми фигурами нимф и фавнов. На лужайке перед домом стояла часовня, где каждую субботу служил всенощную по-грузински сам князь; литургию он всегда слушал в деревенской церкви. Необычайным образом познакомился князь с будущей женой, Евдокией Александровной Коваленской, помещицей Полтавской губернии. Она вместе с матерью ехала на ярмарку, когда волки испугали лошадей. Князь в это время охотился в лесу. Он увидел несущийся четверик лошадей, бросился к коням и, схватив за узду крайнего, ударом кулака заставил его пасть на колени; четверик встал... Через год князь женился на Евдокии Александровне и счастливо прожил с ней десять лет. Скончался князь Мельхиседек в 1768 году, оставив все состояние своему единственному сыну Ефрему.

Князь Ефрем окончил Петербургский сухопутный кадетский корпус и был сразу же назначен в действующую армию, сражавшуюся против турок. Он отличался храбростью и не раз удостаивался похвал от великого Суворова. У стен Измаила князь дерзким налетом захватил турецкий обоз, за что получил от Суворова георгиевский крест и чин майора. После падения Измаила князь Ефрем вышел в отставку. Он женился на сестре Кутузова Вере Илларионовне и отправился в свои полтавские поместья. Там он занимался хозяйством, причем освободил почти всех своих крестьян, но больше молился в своей образной. Ночью видения военной жизни тревожили князя. Ужасы голода, шум сражений, лики убитых вставали перед ним, и князь тогда до зари ходил по своему кабинету. Недолго жил князь Ефрем мирной жизнью с любимой женой. Когда его маленькому сыну Симеону исполнилось полгода, князь исчез из дома, оставив завещание, в котором просил себя не искать, призывал благословение Бога на близких и назначал сына своим наследником. Первые годы близкие пытались узнать, где находится князь Ефрем, но это им не удавалось. Только через пятнадцать лет богомольцы из Шкловщины встретили князя Ефрема в лесу близ Троице-Сергиевой Лавры. Был он одет в синий тулуп да в железную шапку, в руках у него был посох, глаза его улыбались, и он пел тропарь преподобному Сергию Радонежскому. Князь

 

- 149 -

Ефрем обрадовался встрече с земляками. Спросил о семье, послал в благословение сыну образ преподобного Сергия, а княгине деревянный крест, но сказал, что домой не вернется, и просил его не искать, так как в странничестве обрел он покой духа. Не посмели спросить князя, куда он держит путь, заметили только, что ушел он по направлению к Москве. Больше никто никогда не видел князя Ефрема.

Третий князь Кавкасидзе, Симеон, был женат на Анастасии Васильевне Полетике, нигде не служил, большей частью жил в Шкловщине, иногда в Полтаве. Анастасия Васильевна была умна, как все представители рода Полетика, и увлекалась поэзией. За князя Симеона она вышла замуж по любви, хотя он был двадцатью годами старше ее. После четырех лет счастливой супружеской жизни князь Симеон умер, оставив сына Николая и два расстроенных имения, Анастасия Васильевна постоянно жила в имении Николаевка, управляла всем хозяйством и воспитывала сына. Портреты княгини Анастасии Васильевны сохранили строгие черты ее лица (печать сильной воли), острые внимательные глаза, суровые брови. Она могла бы считаться красивой, если бы не была столь холодна. В возрасте двадцати семи лет княгине пришлось вынести большое испытание. Был недород, крестьяне голодали. Анастасия Васильевна для прокормления голодных распродала все драгоценности, полученные ею в приданое. В этот ужасный 1828 год княгиня Кавкасидзе показала пример самоотречения. Она сама заведовала распределением съестного среди голодных и, хотя и безумно любила сына, тем не менее давала ему столько же пищи, что и детям крепостных. Она основала первую школу в селе и значительно расширила церковь.

По семейному преданию, перестройке церкви предшествовало следующее событие. Шел запутанный судебный процесс о владении землями в Путивльском уезде, по которому у Анастасии Васильевны должны были отобрать все земли в селе Николаевке и ей грозило полное разорение. Как-то, находясь в особенно тревожном состоянии духа, Анастасия Васильевна молилась перед образом Царицы Небесной, прося у Нее помощи и защиты. Когда она молилась, показалось ей, что лик образа как бы зажегся неизъяснимым светом, и в тот же час обычная твердость духа вернулась к ней. Она спокойно вошла после молитвы в залу. Там ее ждала горничная с письмом, где сообщалось, что решение суда обжаловано и по высочайшему повелению подлежит пересмотру в высшей судебной инстанции. С тех пор до революции этот процесс так и не был завершен окончательно. Образ Божией Матери Анастасия Васильевна перенесла в церковь села Николаевки, расширив и украсив при этом придел святителя Николая.

 

- 150 -

Князь Николай Кавкасидзе, дед отца Сергия, окончил Московский университет и вернулся в Николаевку. Он женился на Ольге Павловне Линнеман, мать которой Марья Степановна, урожденная Черепова, была владелицей крупных поместий на Украине (село Жуковка) и в Поволжье (село Великое). Но в приданое за женой князь Николай Семенович не получил никаких земель, так как женился против воли Марьи Степановны. Правда, через несколько лет после тайного венчания дочери Марья Степановна простила ее и дала ей богатое приданое деньгами и драгоценностями. Князь Николай Семенович прикупил имения соседних помещиков и стал одним из крупных землевладельцев Курской губернии.

Он завел прекрасные оранжереи с редкими цветами, купил великолепные картины. Свой досуг он проводил в изучении творений философов и экономистов. Князь Николай Кавкасидзе был общественным деятелем либерального толка, состоял губернским предводителем дворянства и председателем первой земской управы. Князь был добр, чистосердечен, в то же время во всем неукоснительно следовал твердым принципам. Умер он внезапно, 1 марта 1880 года.

Жена князя Николая Ольга Павловна, бабушка отца Сергия, не выглядела красавицей. Но она была одной из тех праведных русских женщин, которые отдавали свою жизнь на служение людям ради Христа. Отличительными чертами ее были смирение и любовь к ближнему. Она не только свято соблюдала все уставы Церкви, но и в повседневной жизни следовала заветам Христа - помогала больным, утешала обездоленных, перед праздниками раздавала тайную милостыню. Она умерла, как и хотела, в Киеве, возле Великой Лавры в светлые дни Пасхальной седмицы. Ольга Павловна у всех оставила по себе память как о праведнице.

У князя Николая Семеновича было семь человек детей, из них четверо умерли. Остались сын Николай и две дочери, Анастасия и Варвара. Князь Николай Николаевич Кавкасидзе отличался необыкновенной мягкостью характера, из-за чего совершил в жизни немало ошибок. Зато все знавшие князя неизменно любили его и прощали ему недостатки. 6 февраля 1910 года скончался князь Николай Николаевич, и с ним прекратился по мужской линии род князей Кавкасидзе.

Перед самой революцией княжна Варвара Николаевна усыновила Сережу и написала на высочайшее имя прошение о том, чтобы передать титул князя и фамилию Кавкасидзе племяннику и тем возродить угасший род. В прошении было отказано и, может быть, к счастью... Ведь в послереволюционные годы легче было быть Сидоровым, чем князем Кавкасидзе.

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Музеем и общественным центром "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Фонда Джексона (США), Фонда Сахарова (США). Адрес Музея и центра: 105120, г. Москва, Земляной вал, 57/6.Тел.: (495) 623 4115;факс: (495) 917 2653; e-mail: secretary@sakharov-center.ru  http://www.sakharov-center.ru