- 190 -

ОБ АВТОРЕ

 

ОСИПОВ Владимир Николаевич — публицист, общественный деятель.

Родился 9 августа 1938 г. в городе Сланцы Ленинградской области, в семье школьных учителей. Отец — Осипов Николай Федорович — "скобарь", из крестьян Псковской губернии (деревня Волчий Остров), добровольно ушел на фронт в 1941 г., воевал всю войну в артиллерийских частях. Мать — Скворцова Прасковья Петровна, из крестьян Гдовского уезда Петербургской губернии (дер. Рыжиково). Крещен в православном храме города Пугачева Саратовской области, в эвакуации, в 1944 г.

В 1955 г. окончил в Сланцах среднюю школу и поступил в Московский государственный университет им. Ломоносова на исторический факультет. Начало своей политической деятельности определяет с 25 декабря 1957 г.,

 

- 191 -

когда прочитал на студенческом семинаре "ревизионистский" доклад "Комитеты бедноты в 1918 году". Едва не был отчислен из вуза, но после соответствующей "проработки" получил "только" строгий выговор. 9 февраля 1959 г. выступил перед аудиторией своего четвертого курса в защиту однокурсника А. М. Иванова, арестованного органами КГБ. За это выступление был исключен из комсомола и МГУ. Высшее образование завершил заочно.

Преподавал историю в 727-й школе гор. Москвы.

В 1960—1961 гг. был одним из организаторов молодежных собраний под открытым небом в Москве у памятника Маяковскому, за что был арестован органами КГБ 6 октября 1961 г. и осужден 9 февраля 1962 г. Мосгорсудом по ст. 70 ч. 1 УК РСФСР ("Антисоветская агитация и пропаганда"). Срок от звонка до звонка провел в политлагерях Мордовии, в Дубравлаге. В лагере стал православным монархистом и русским националистом.

Освободившись в октябре 1968 г., прожил год в гор. Калинине (Тверь), работая на вагоностроительном заводе, а затем перебрался на другой "101-й километр" — во Владимирскую область, где работал сначала грузчиком на хлопчатобумажном комбинате в Струнино, а затем — бойцом-пожарным профессиональной пожарной охраны в г. Александрове.

В 1971—1974 гг. издавал машинописный независимый православно-патриотический журнал "Вече", ставя на обложке свою фамилию и адрес. Удалось выпустить девять номеров журнала при тираже 50—100 экземп-

 

- 192 -

ляров. В Ленинграде активно тиражировал "Вече" бывший политзаключенный П. М. Горячев. В постоянное ядро редакции входили: священник о. Димитрий Дудко, инженер С. А. Мельникова, историк А. М. Иванов, после освобождения из лагеря — Л. И. Бородин. В той или иной степени к изданию были причастны И. С. Глазунов, А. И. Солженицын, С. Н. Семанов, В. В. Кожинов, А. Я. Марков, А. Д. Жуков, Г. М. Шиманов, М. И. Кудрявцев, В. А. Виноградов, О. В. Волков, В. Ерофеев и др.

28 ноября 1974 г. Осипов был вновь арестован КГБ — за издание журнала "Вече", который задолго до суда распоряжением председателя КГБ Ю. В. Андропова от 30 апреля 1974 г. был признан "антисоветским", несмотря на отсутствие в "Вече" политической тематики. Впрочем, криминалом был признан не только "антисоветизм", но и "славянофильство". 26 сентября 1975 г. Осипов был приговорен Владимирским областным судом к восьми годам лишения свободы по той же 70-й статье УК РСФСР. На суде Осипов виновным себя не признал и заявил, что "делал необходимое и важное дело".

В политлагерях Мордовии активно протестовал против произвола администрации. В 1977 г. в течение ста дней участвовал в коллективной акции узников "Борьба за статус", требуя от властей введения статуса политзаключенных, за что дополнительно репрессировался водворением в ШИЗО (штрафной изолятор) и ПКТ (помещение камерного типа).

Освободился в ноябре 1982 г. и поселился в г. Таруса Калужской области, где работал на местном экспериментальном заводе художественных промыслов. В течение

 

- 193 -

трех лет находился под строгим административным надзором (разновидность ссылки).

В 1987 г. возобновил издание православно-патриотического журнала под названием "Земля" и выпустил уже в условиях "гласности" десять номеров этого журнала.

В июле 1988 г. совместно с Е. И. Пашниным, А. М. Залесским и Н. Н. Лызловым организовал группу "За духовное и биологическое спасение народа", на базе которой 17 декабря 1988 г. был создан Христианский Патриотический Союз, переименованный в январе 1990 г. на II-м съезде ХПС в Союз "Христианское Возрождение". В. Н. Осипов является бессменным главой Союза. Главной задачей Союза "Христианское Возрождение" провозглашено "возрождение Православия в России и национального самосознания народа". Учение русского религиозного философа И. А. Ильина о русском христианском национализме стало идеологической основой Союза. При этом Союз считает большим злом для последующего развития России антиправославные и антинациональные реформы Петра Первого.

В 1989—1990 гг. Осипов был также заведующим издательским отделом Московского городского общества русской культуры "Отечество" (руководитель — историк Аполлон Кузьмин; никакого отношения к позднейшему "Отечеству" Лужкова это общество не имеет).

А мае-июне 1989 г. по приглашению проживавшего тогда за рубежом бывшего политзаключенного, основателя ВСХСОНа И. В. Огурцова В. Н. Осипов посетил Австрию, Германию, Францию, США, где активно общался с русской эмиграцией первой и второй волны. Весной 1990 г.

 

- 194 -

по приглашению митрополита Виталия, Предстоятеля Русской Православной Церкви за рубежом, вновь посетил США, читая лекции о положении в России, в том числе перед Священным Синодом РПЦЗ в Нью-Йорке.

В 1991 г. Осипов реабилитирован по обеим судимостям и получил возможность вернуться в Москву, точнее — в примыкающий к столице город Долгопрудный, где он жил до своего первого ареста в 1961 г.

В сентябре 1990 г. Осипов — один из организаторов, а затем — председатель Всесоюзной русской конференции, на которой был создан Общенациональный российский комитет во главе с В. Н. Осиновым. Комитет проводил пикеты и другие общественно значимые мероприятия в защиту русских людей, гонимых этнократическими режимами Эстонии, Латвии, Литвы, Казахстана, Молдовы, Украины и др. "суверенных государств". Комитет брал под свою защиту также гагаузов, абхазов, осетин.

Возглавляемый Осиновым Союз "Христианское Возрождение" в течение пяти лет (1990—1995 гг.) издавал православно-монархическую газету "Земщина" (редактор — В. К. Демин), собрал несколько десятков тысяч подписей за канонизацию Царя-мученика Николая Второго, защищал Румянцевский музей от нашествия хасидов, противодействовал посредством непрерывных стояний так называемой "автокефалии" Украинской Церкви, содействовал решению Госдумы о недопущении вывоза из страны Особого архива СССР, провел два общероссийских (сентябрь 1990 г., Москва, и сентябрь 1993 г., Нижний Тагил) Совещания православно-монар-

 

- 195 -

хических сил. Союз "Христианское Возрождение" считает необходимым в перспективе (при воцерковленности русского народа не менее чем 10%) созыв Всероссийского Земского Собора и избрание самодержавного Царя из династии Романовых. Периодически созываемые Божиим Помазанником Земские Соборы должны помогать Государю, а не расшатывать устои, как это делала омасоненная Дума начала XX века.

В 1992—1993 гг. Осипов — член политсовета Фронта Национального Спасения. В сентябре 1993 г. активно участвовал в митингах и демонстрациях вокруг Белого Дома в защиту распущенного Ельциным парламента.

С 1994 г. Осипов — член Союза писателей России.

В. Н. Осипов — один из создателей Народной Национальной партии. Некоторое время (1994—1995 гг.) был старейшиной ННП. Отошел от ННП по идеологическим мотивам.

Союз "Христианское Возрождение" деятельно участвовал в работе Союза Православных Братств с момента создания СПБ в октябре 1990 г. по настоящее время (за исключением периода с июня 1994 г. по март 1998 г.), боролся за каноническую чистоту Православия против ереси экуменизма, за единство Русской Православной Церкви, против антихристианской глобализации.

В 1990—2002 гг. совместно с Л. Д. Симоновичем (Союз Православных Хоругвеносцев) один из организаторов многотысячных Крестных ходов в Москве, проводимых в Царские дни (19 мая и 17 июля), в день явления Державной иконы Божией Матери (15 марта), в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и победы на Кулико-

 

- 196 -

вом поле (21 сентября), в день памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (2 ноября). В 1997—1999 гг. численность этих шествий достигала 10—15 тысяч человек и более. Помимо этого, Союз "Христианское Возрождение" постоянно проводит народные собрания и стояния в защиту соотечественников пресловутого "ближнего зарубежья", а также против широкомасштабной пропаганды порока и растления, ведущейся в РФ.

8   апреле-октябре 1997 г. Осипов был защитником арестованного патриота Н. Н. Лысенко по "делу о взрыве в Государственной Думе 5 декабря 1995 г.". Вместе с адвокатами Е. Ю. Забраловой и А. Я. Беловым добился освобождения Лысенко и его подельника священника Михаила Рогозина из-под стражи и полного их оправдания.

9   ноября 1997 г. по заявке и почину Союза "Христианское Возрождение" в Останкино прошел 15-тысячный митинг православной общественности, протестовавшей против показа на широком телеэкране кощунственного фильма Скорцезе "Последнее искушение Иисуса Христа".

11 мая 1998 г. совместно с протоиереем Александром Шаргуновым проведен многотысячный митинг у памятника Юрию Долгорукову против законопроекта, легализующего порнографию и пропаганду порока. Одновременно проводились акции непризнания екатеринбургских псевдомощей.

19 сентября 1998 г. в Центральном Доме журналиста в Москве состоялся учредительный съезд общероссийской

 

- 197 -

политической общественной организации (ОПОО) "Союз Христианское Возрождение", избравший В. Н. Осипова главой Центрального исполнительного совета. С этого времени при едином руководстве и тождественной идеологии стали действовать две структуры: религиозная организация Союз "Христианское Возрождение" и ОПОО "Союз Христианское Возрождение". 20 ноября 1998 г. ОПОО "Союз Христианское Возрождение" зарегистрирована как политическая партия в Министерстве юстиции РФ.

На выборах 1999 г. в Государственную Думу Российской Федерации ОПОО "Союз Христианское Возрождение" участвовала совместно с Российским общенародным союзом (председатель — А. В. Баженов) и Союзом соотечественников "Отчизна" (глава — генерал-лейтенант Б. В. Тарасов) в предвыборном блоке "Русское Дело". Блок не сумел преодолеть 5-процентный барьер. Сам В. Н. Осипов баллотировался в Кингисеппском избирательном округе (Ленинградская область) и проиграл кандидату от "партии власти" Ботке.

Осипов — член-корреспондент Академии российской словесности, преподаватель Академии живописи, ваяния и зодчества.

Автор двух книг: "Три отношения к Родине" (Франкфурт-на-Майне, 1978 г.) и "Русское поле" (Москва, 1998 г.). Как публицист Осипов печатается в журналах "Москва", "Наш современник", "Вече" (Мюнхен), газетах "Домострой", "Литературная Россия", "Советская Россия", "Завтра", "Независимая газета", "Труд", "Русский Вестник", "Патриот", "Московский железнодорожник", "Красноярская

 

- 198 -

газета", "Православная Русь" (Джорданвилль), "Наша страна" (Буэнос-Айрес).

Женат, имеет дочь Екатерину 1959 г. р. и сына Алексея 1975 г. р.

По мотивам биографии В. Н. Осипова создан кинофильм "Предчувствие" (кинорежиссер В. С. Кузнецов, Свердловская киностудия), Гран-при Международного кинофестиваля "Золотой витязь", 1993 г., Югославия.