- 315 -

Интеллигенция — кладезь народной мудрости

 

Одной из больших ошибок марксизма-ленинизма было слишком упрощенное понятие национального вопроса. По определению основоположников, любой народ делился на два класса — эксплуататоров и эксплуатируемых (рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих). Конечно же, симпатии марксистов были на стороне порабощенных классов: пророчествовали о неизбежности революции и победе порабощенных, о захвате ими власти и построении идеального общества.

 

- 316 -

Но жизнь народов невозможно взять и разделить на какие-то составные части и разложить по искусственно созданным нишам. Нацию, народность можно рассматривать как единый этнический организм с общей культурой, сформировавшийся в процессе выживания за многие века. Не всегда царили в нем классовый антагонизм, неприми-

 

- 317 -

римость и вражда между имущими и неимущими. Для любой нации, любого народа всегда высшими ценностями являлись высокая нравственность, человечность, взаимопомощь (благодаря чему и сохранились, выжили сегодняшние этносы). А главенствующая роль всегда принадлежала национальной элите, сформировавшейся в результате многовекового отбора, оттачивания и совершенствования -лучшим, умнейшим, авторитетнейшим представителям народа. Несомненно, огромную роль в развитии нации и народа, в преодолении сложных исторических моментов в их судьбе играла образованная, более просвещенная их часть — интеллигенция.

Интеллигенция (от лат. intellegens — понимающий, мыслящий) — наиболее прогрессивная и образованная часть каждого народа — по марксистско-ленинскому учению являлась всего лишь занимающейся умственным трудом и получающей за это зарплату прослойкой общества. "Мягкотелая", "гнилая" интеллигенция не могла быть никакой движущей силой. Но ведь история народов свидетельствует как раз об обратном. Интеллигенция для любого народа является его выпестованной, выращенной в течение многих веков элитой, хранителем всей его мудрости и знаний, культурным достоянием его многовековой истории. Она выросла из народа и является его неотъемлемой частью. А марксистско-ленинское разделение народов на два враждебных класса толкает человечество на нескончаемую кровопролитную борьбу. Лучшее доказательство этого - история России. Уничтожение в 1917 году элиты старой российской интеллигенции не осталось без последствий и для Якутии.

Передовая, думающая часть якутского народа тоже формировалась в течение многих сотен лет.

За первые годы колонизации Россией Якутии были уничтожены все предводители якутского народа. Обезглавленный народ победители быстро заставили работать на себя, платить ясак. Эта политика велась на протяжении 360 лет. Это, видимо, являлось общим законом существовавших до сих пор взаимоотношений больших и малочисленных народов во всей истории человечества: расширение жизненного пространства путем уничтожения вторых или превращение в безотказную дойную корову. До революции не было явного преследования малочисленной якутской интеллигенции. Но в годы коммунистического режима положение резко изменилось. Сама его природа требовала беспощадного отношения к инакомыслящим.

 

- 318 -

В 1917 году первыми жертвами практического внедрения в жизнь положений марксистской теории об антагонизме между двумя противоборствующими классами в Якутии стали такие древние роды, составлявшие сам хребет якутского народа, как Гермогеновы, Неустроевы, Ксенофонтовы, Лепчиковы, Слепцовы (Марковичи), Никифоровы в Западно-Кангаласском и Восточно-Кангаласском улусах, Афанасьевы в Дюпсюнском улусе, Оросины, Слепцовы, Сивцевы в Татте, Рязанские в Амге, Поповы в Чурапче, Алексеевы, Терешкины в Вилюйске... С каким упорством преследовали эти роды, с какой жестокостью расправлялись с ними большевики, можно увидеть на страшном примере Ксенофонтовых и Оросиных. Никого не оставило в живых ОГПУ из пяти братьев Ксенофонтовых — образованных, исключительно одаренных людей, надежду всей Якутии. "Трагедия Бюлтегира" — под таким названием вошла эта расправа в историю якутского народа. С таттинскими Оросинами ОГПУ расправилось со столь же необычайной жестокостью. Роман, Иван, Василий, Петр, Михаил — умные, образованные, яркие, сколько они могли еще сделать для народа, для его культуры? Но кровавые руки чекистов не знали жалости, древний богатый род Оросиных прервался.

Сегодня некоторые историки доказывают, что политика разделения общества на классы Якутского обкома партии развязала в Якутии гражданскую войну. Но на самом деле это был процесс практического воплощения марксистско-ленинских теоретических положений в жизнь.

Как показывают архивные материалы, в 1921 году в Якутии чекистами было арестовано 657 человек. Около ста человек были осуждены, 35 — расстреляны. В основном представители национальной интеллигенции, живущие в городе. Среди них такие известные люди, как Е.Егасов, И.Барашков, И.Васильев, Т.Слепцов, И.Семенов, Е.Сивцев.

В 1922 году под деревней Никольское Намского района красные истребили около 500 человек, восставших против советской власти. Сколько среди них было образованных людей, никто не знает.

В этом году арестован 341 человек, 72 — расстреляны.

Потом по душу немногих оставшихся отважных представителей народа настал 1928 год. Из 83 человек, осужденных за отстаивание федерации, 55 были расстреляны (при изучении архивов КГБ всплывают все новые и новые данные, число убитых все растет).

Репрессия 1937—1938 годов тоже в первую очередь прошлась по национальный интеллигенции.

 

- 319 -

Потом — "дело Башарина", поиски националистов в каждом углу...

Все это нанесло по интеллигенции страшный непоправимый удар, почти не осталось никого из хранителей и продолжателей якутской культуры. В руководящие структуры республики отбирались только безгранично верные делу коммунистической партии, получившие узкую специализацию такого толка люди.

После нескольких кругов репрессий и отбора более способной, инициативной и энергичной части населения в партийном аппарате остались всего три круга людей, еще способных кое-что понимать и за это постоянно притесняемых. Это были писатели, работники института языка, литературы и истории да студенты и преподаватели Якутского университета.

Десятилетия притеснений, целенаправленного давления вынудили якутских писателей крепко стать на путь социалистического реализма: их произведения могли увидеть свет, только пройдя несколько этапов самой жесткой цензуры. Помимо этого, хватало критиканов и товарищей, никакого отношения к литературе и вообще к творчеству не имеющих, зато политически бдительных, их попыток навязать тому или иному представителю творческой интеллигенции инакомыслие, постоянных жалоб в инстанции.

Большие разногласия из-за "дела Башарина", разделившие коллектив института языка, литературы и истории на две группы, продолжались чуть ли не до сегодняшних дней. Две непримиримые группы зорко следили за идейной позицией противной стороны, обвиняли друг друга во всевозможных политических и идеологических ошибках. Эти постоянно возникавшие споры в основном не имели никакого отношения к науке, а превращались в оспаривание лидерства в преданности режиму или в стремление доказать ненадежность другой группы.

Потому, на взгляд власть предержащих, никакой опасности возникновения среди этих людей движения националистического толка не существовало: стоило только высечь крохотную искорку разногласий, как они сами бросались раздувать пожар, топить друг друга — открывали глаза на национализм друг друга... Была намеренно создана такая атмосфера.

Работников КГБ в последнее время настораживал Якутский университет. Он мог играть заметную роль в возможном национально-освободительном движении: слишком большая масса якутской молодежи сосредотачивалась здесь, получала образование. Видимо, тогдашнее руководство КГБ решило, что пора принимать какие-то превентивные меры.