- 327 -

Попытка внедрения в жизнь теории слияния всех народов

 

Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Каково, а?! Не меньше и не больше. А ведь всего несколько лет назад мы воспринимали такие и подобные заявления как должное!

Большевики в 1917 году на самом деле взялись внедрять в жизнь с невиданной энергией и жестокостью свои законы, отрицающие всю историческую, человеческую мораль, все нормы межличностных, международных отношений, выработанные, отшлифованные человечеством на протяжении всей истории собственного существования. И... на крови и костях собственных народов строить "светлое завтра всего мира" — коммунизм...

Одним взмахом "решили" веками не поддававшийся никакой регламентации и силовым решениям сложнейший вопрос межнациональных отношений, сформировали за несколько лет на основе "дружбы народов" новую "историческую, социальную и интернациональную общность людей — советский народ". Да, действительно, чуть не загнали насмерть клячу истории...

Родиной человечества и отправной точкой его рассеивания по всей земле Энгельс считал бассейн Индийского океана. Но "великий пророк" так и не сумел вразумительно объяснить, почему и как, имея одни корни, человечество разделилось на разные группы с разными языками.

А вот Библия попыталась дать объяснение этому факту: Богу не понравилась попытка людей с одним общим языком возвеличить себя, построить башню до небес, и он смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга и были вынуждены по необходимости рассеяться по всей земле.

Счастье или горе человечества, что оно разделилось на множество народов с непохожими языками? К чему это в конце концов приведет?

Никто, кроме коммунистов, никогда и не пытался одним ударом разрубить этот гордиев узел национального вопроса. Но если даже допустить возможность осуществления концепции большевиков о слиянии народов, если даже не считаться с судьбой малочисленных народов, ко-

 

- 328 -

торых, по их учению, ждет неизбежная ассимиляция, все равно возникает бесконечная череда вопросов. Чья культура, чей язык должен стать культурой и языком этого единого народа? Более многочисленных китайцев? Или индусов? Или же американцев с их более высоким культурно-техническим развитием? А с русскими как быть? С японцами? С черным населением земли? Когда это будет? При коммунизме, который должен был быть построен уже в нашем веке? Или через тысячелетия?

На эти вопросы не было ответа и у коммунистов. Тем не менее, без тени сомнения, без оглядки назад, в глубь веков, они упрямо проводили в жизнь свою политику.

Все было откинуто прочь за ненадобностью: историческая судьба народов, их настоящее положение. Географическая карта была перекроена заново: татар изгнали из Крыма, калмыков лишили родины, Северный Кавказ очистили от ингушей, карачаевцев, балкар и т.д. Бросая отцовские земли, российские деревни, на земли депортированных народов, до окраин Молдавии, берегов Балтики двинулись русские. Принялись возделывать казахские степи, опустевшие из-за голода и победоносных походов красных частей.

В результате этого оголилась исконная русская центральная Россия, опустели более тридцати тысяч деревень. С распадом Советского Союза почти на всех этих территориях возникла и начала возгораться теперь уже "проблема русскоязычного населения". Сколько жизней унесла, судеб поломала невиданных в истории всего мира масштабов депортация, как сказалось это на численном росте изгнанных народов? Сколько было жертв насильственной ассимиляции народов? Что потеряло человечество в отношении культурного богатства?

Но эти годы полностью доказали, что народ — это не случайная консолидация людей, а исторически сложившийся монолит, который не так-то легко рассеять, как бы ни бахвалились коммунисты созданием новой формации людей под названием "советский народ".

Как бы жестоко и безжалостно ни проводилась политика рассеивания, смешения и ассимиляции народов, они не погибли, не исчезли, существуют и сегодня, борются за свое право жить на этой земле, иметь свою культуру, историю и язык.

Политика депортации, проводившаяся большевиками, не только не объединила их, наоборот, так усложнила,

 

- 329 -

обострила национальный вопрос, что долго еще придется нам ощущать ее издержки.

Мы кричали на весь мир о создании "социалистической по содержанию, национальной по форме" культуры, которая тоже была призвана служить задаче принудительного обрусения, утере каждым народом своего национального лица, превращению их в социалистический советский народ.

Суть этой политики можно рассмотреть и на примере Якутии.

В 1917 году начался процесс подмены и деформации истории якутского народа. Моему народу, лишенному своей интеллигенции, мозгового центра, насмерть напуганному массовыми репрессиями, можно было навязать что угодно.

Почти совсем исчезли из официальной печати имена предков якутов Омогоя, Элляя, Тыгына, лучшие представители народа, каждый в свое время отстаивавшие свободу и права родного народа, Манчары, Сыранов, Аржаков, Ми-галкин, Никифоров, Ксенофонтов упоминались только как баи-феодалы или бандиты и враги. Их место в якутской истории заняли революционеры, сосланные в наш край.

Стало опасным занятием увлечение фольклором, устным народным творчеством — единственным духовным достоянием народа, не имевшего своей письменности.

Четыре писателя-зачинателя якутской литературы А.Кулаковский, В.Никифоров, А.Софронов, Н.Неустроен оказались "националистами", строжайше запрещалось знакомство с их произведениями.

Звучные самоназвания, сохраненные исторической памятью народа, уничтожались с завидным упорством и постоянством: Хангаласский улус, носящий название одного из самых крупных якутских родов, стал называться Орджоникидзевским, Ботурусский — Чурапчинским, Борогонский — Усть-Алданским, Таттинский — Алексеевским, Нюрбинский — Ленинским, Байагантайский и Дюпсинский вовсе исчезли.

Карта Якутии запестрела такими новыми названиями, как Черский, Чернышевский, Тополиное, Солнечный, Удачный, Алмазный, Павловск, Михайловка, Капитоновка, Белая Гора и т.д.

Колхозы и совхозы имен Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Ворошилова, Калинина, Буденного, Жданова, Фрунзе, Хрущева и т.д. Одноименные улицы, площади, школы в селах, поселках, городах...

 

- 330 -

В итоге этой целенаправленной работы постепенно теряла контуры, стиралась историческая память якутского народа, стерилизовывалась, подменялась поддельной. Сегодня таттинская молодежь куда больше знает о Петре Алексееве, прожившем в их улусе всего несколько лет, чем о своем прародителе Кэрэкэн Мохсоку, а вилюйчане быстрее вспомнят Чернышевского, чем своих предков Ньыр-бакана, Сюля Тархана или Таркайы, орджоникидзевские — Орджоникидзе вместо Тыгына, амгинцы — Короленко вместо Бере Бетюна, Логлу Беге...

Особенно сильно политика ассимиляции ("переваривания", по выражению некоторых) малочисленных народов ударила по их языку.

Наряду с такими мерами велась массовая обработка мозгов: все средства массовой агитации и пропаганды твердили о добровольном "союзе нерушимом республик свободных". Проводниками идей теории слияния народов были послушные солдаты партии — секретари Якутского обкома КПСС.

Какую жестокую политику проводил секретарь Якутского обкома партии Г.И.Лебедев, свидетельствует кровавая расправа 20-х годов над восставшими против такой политики якутами, принятие постановления о расстреле каждого пятого из местного населения.

И постановление обкома партии большевиков, увидевшее свет в 1928 году, устлало себе путь трупами.

В годы войны особенно пострадал от страшной засухи Чурапчинский район. Но это не помешало секретарю обкома И.Л.Степаненко дать распоряжение переселить обессиленных голодом людей на север, "благодаря" чему погибли, пропали без вести тысячи безвинных людей.

После войны, только начал народ поднимать голову, по нажиму секретаря обкома С.З.Борисова вышло оставившее в душе якутского народа долгую горькую память постановление бюро обкома партии, обвиняющее в национализме лучших представителей возрождающейся интеллигенции.

За годы "правления" Г.И.Чиряева, в 1965—1983 годах, в Якутию хлынул поток рабочей силы извне республике. Если в 50-х годах якуты составляли половину населения республики, то теперь этот баланс был нарушен — они теперь составляли треть. Не говоря уже о вытеснении на второй план традиционных отраслей хозяйствования, о разрушении природы, экологии края в результате неразумно-

 

- 331 -

го варварского промышленного освоения, один только этот дисбаланс дал возможность власть имущим умело манипулировать коренными жителями во всех отношениях.

Во времена последнего секретаря обкома партии Ю.Н.Прокопьева была предпринята последняя попытка ассимиляции якутского народа — памятное постановление III пленума. Последняя...

 

Январь-сентябрь 1993 года

Перевод Марии Алексеевой