- 111 -

СТРОИТЕЛИ ВОСЬМОГО ЧУДА

 

Восьмым чудом света следует считать Советский Ленинско-Сталинский социализм. Лев Троцкий справедливо обижался, что его, главного идеолога этого чуда, выпихнули из компашки. Что поделаешь. Люди часто те могут разделить славу.

Это восьмое чудо материализовалось на земле, на пространстве девяти часовых поясов. Его физическое величие приняло горизонтальное положение и потому не воспринимается, как пирамида фараона Хеопса. Чем уступает ей, например, Беломорканал, БАМ или Печорская железная дорога? И еще неизвестно, что разумнее экспонировать, если мы озабочены просвещением людей?

У меня по-праву есть чувство гордости участника, созидателя этого чуда. Со мной вместе работали более достойные памяти и сочувствия люди, «и несть им числа». О них бы поговорить, вспомнить. Не получается разговора.

Более семи лет общество «Мемориал» инициирует идею создания памятного знака строителям Печорской железной дороги в Котласском узле, но никто из властей даже не вступает в разговор. На станции Сольвычегодск открыли музей железнодорожного транспорта. Я этому событию обрадовался и написал для музея исторический очерк о строительстве дороги. Так его куратор — научный сотрудник — не знает, как с ним поступить, и вернул мне его обратно.

Я приведу текст очерка здесь без правки оригинала. Недоумеваю, почему нежелателен он в фондах музея? Экспозиция музея пока не содержит сведений о строителях дороги, их судьбах, болях и испытаниях. Среди них немало было людей с трагическим сюжетом жизни, который еще не утерян за давностью времени, чье личное участие в строительстве дороги еще можно проследить и оценить по достоинству.

Но пока у нас нет желания это делать.

Короткая память — болезнь нашего времени.

Свою причастность к совместной работе и жизни в одних условиях с этими людьми я считаю хорошим обстоятельством в моей судьбе и говорю: «Воздай им Небо в том Мире за их испытание на Земле».

Небрежно и бегло говорить о них нельзя, сильно сказать для печати не сумею.