У него было две Родины – Молдавия и Россия. Он любил и ту, и другую.

Родившийся в 1923 году в молдавском селе, он, десятилетний мальчишка, постигал азы русского языка в поселке для ссыльных в Кировской области. В тех же краях стал художником, окончив Кировское художественное училище, для поступления в которое отшагал в лаптях 170 километров до города...

В войну его художественный талант оказался востребованным. Юноша рисовал по горячим следам, иногда сутками без сна, карты военных действий для работы штабов.

Сразу после демобилизации поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, где учился у известнейших мастеров советской книжной графики К.И. Рудакова, С.В. Приселкова, Г.Д. Епифанова.

В 1953 году Илья Богдеско вернулся в родную Молдавию, где сложилась его блистательная карьера художника-графика. Став в 1961 году главным художником издательства «Картя Молдовеняскэ», он организовал на его базе еженедельные семинары для молодых художников и поднял книжное искусство Молдавии на очень высокий по тем временам уровень. Желая показать юным мастерам, как надо работать над книгой, Илья Трофимович создал свой знаменитый «Кошелек с двумя денежками», где сам разработал не только иллюстрации, но и весь текст, написанный каллиграфически.

В сорок лет И. Богдеско получил звание Народного художника СССР. Двенадцать лет он возглавлял Союз художников Молдавии, а в 1984 году стал действительным членом Академии художеств СССР. Имя его значится во всех художественных энциклопедиях как имя мастера книжной графики и каллиграфа. В рейтинге российских художников ему присвоен мировой уровень.

Вся жизнь этого человека была подчинена одной страсти – иллюстрированию книг. Он оформил около 100 изданий. Если участвовал в каком-либо конкурсе или книжной выставке, то обычно был первым, изредка – вторым. В его «арсенале» Золотая медаль Международной выставки искусства книги в Лейпциге, Большая золотая медаль Академии художеств СССР, диплом имени Ивана Федорова. Многие из его графических циклов давно стали классикой жанра книжной иллюстрации и сформировали не одно поколение читателей. В его «послужном» списке иллюстраций соседствуют имена Крянгэ и Шолохова, Алексадри и Пушкина, Гоголя и Горького, Короленко и Негруци. Его иллюстрации к пушкинским «Цыганам» специалисты считают лучшими. С каким-то невероятным упоением он трудился над иллюстрациями к произведениям столь саркастичных авторов, как Джонатан Свифт и Эразм Роттердамский. Вероятно потому, что и сам был жизнелюб и острослов.

Последние два десятилетия он тихо жил в юго-западном районе Петербурга, сузив свой мир до пределов небольшой квартиры, ставшей и его мастерской. Здесь он по-прежнему творил, не отвлекаемый больше общественной и политической деятельностью, заканчивал начатое, выполнял небольшие заказы.

Хватило сил и мужества в 80 лет возглавить Творческую мастерскую графики Академии художеств, где учил искусству и каллиграфии талантливую молодежь, которая обожала его.

На международном конкурсе шрифтового искусства «буква:раз!» в 2002 году его курсив стал одним из победителей. В 2005 году мэтр выпустил книгу-учебник «Каллиграфия», о своем любимом искусстве красивого письма. Ввиду огромной популярности она сразу же была переиздана.

Однако главным делом жизни творца стали иллюстрации к книге «Дон Кихот» испанского писателя Сервантеса, над которыми мастер трудился 25 лет. Большую часть из них он выполнил, живя в Кишиневе. Заканчивал работу в Санкт-Петербурге, как истинный продолжатель дела великого романтика Дон Кихота, уже не имея на то заказа... 39 листов в жанре резцовой гравюры! Немногие художники осмеливаются работать в этой трудоемкой старой технике. Как он мечтал увидеть своего «Дон Кихота» изданным! К сожалению, эта великая и мудрая книга, стоящая по популярности на втором месте в мире после Библии, вышла с его иллюстрациями только в 2010 году, и Рыцарю Веселого образа – Илье Трофимовичу Богдеско – уже не суждено было ее увидеть…

Наконец, выходит в свет и автобиографическая книга Ильи Трофимовича Богдеско, об издании которой он тоже мечтал… В ней – не только судьба и жизненный итог замечательного художника, которым гордятся Россия, Молдова и Приднестровье, но и судьба самих этих стран, их искусства. Молодые художники-иллюстраторы смогут найти здесь для себя ряд дельных советов по искусству оформления книги. Но и менее просвещенному в этой области читателю будет интересно заглянуть в творческую мастерскую художника-графика, где создаются иллюстрации к книгам…

Григорий Босенко,

Почетный президент Союза дизайнеров Молдовы