- 105 -

ПО ДОРОГЕ В ТОМСК

 

Из Колпашова выехали 27 мая 1946 года на пароходе "Александр Невский", который увозил домой и моих сестер. До Томска нам надо было ехать двое суток — триста километров. Оставшиеся на берегу латыши жалобно смотрели нам вслед, вытирая платочками слезы на глазах. Как же у них болела душа, когда они видели нас, счастливых, возвращающихся в Латвию! Когда-то еще им всем придет черед вернуться на свою родину...

Быстро мы удалялись от Колпашова. Как только мы завернули за речной поворот, он сразу пропал из вида. Многие ехали без билетов и ловко уворачивались от билетеров. Мы сидели тесно на наших вещичках около поленниц с дровами, там мы и переночевали. Только опустились сумерки, как пошел сильный дождь. Сверкали молнии, и гремел гром. Всю ночь лило, не переставая. Среди ночи нас несколько раз тревожили грузчики, которые брали дрова с поленниц и кидали их в топку. Грузчиками работали и женщины, они были высокого роста и носили широкие штаны, как мужчины. Несколько женщин работало также и истопниками.

Рано утром пароход причалил у большого села Могочин. Здесь было много людей - отъезжающих и провожающих. Некоторые пришли продавать пассажирам свои продукты. Ведра и канны были полны коричневым топленым молоком, которое пассажиры быстро раскупили. Это большое село считалось зажиточным, продукты здесь можно было купить дешевле.

 

- 106 -

На другом конце парохода ехало несколько латышских детей из других детских домов. Мы питались взятым с собой хлебом и иногда съедали по тарелке супа, который можно было недорого купить в ресторане на пароходе.

Днем мы находились наверху на палубе, осмотрели все помещения. Каюты первого класса были красиво обставлены. Салон был большой и красивый, с мягкой мебелью и полированными столами, большими пальмами и роялем, на котором, правда, никто не играл.

Сидели на скамейках, откуда можно было 'далеко обозревать широкую Обь и ее берега. Пойма Оби была широкой, но русло преграждали многие острова с низкими берегами. Местами берега поднимались высоко над водой. Чем ближе мы подъезжали к Томску, тем красивей становились берега. Чудесно было сидеть на солнышке и любоваться окрестностями.

Этой ночью решили не спать, а остаться на палубе. Мне было любопытно, как выглядят берега Оби ночью. Зажглись звезды, и месяц вылез из тайника, река лежала в темноте. Корабль скользил, оставляя за собой широкую темную борозду светящейся пены. Под утро поднялся легкий туман, как бы качавшийся над Обью.

На пароходе кончились запасы дров, поэтому он пристал к лесной деревне, чтобы запастись топливом. На берегу лежали длинные поленницы дров, которые грузчики быстро погрузили на корабль. Тогда он продолжил свой путь. Ночь прошла, на востоке уже стало светлеть небо. Заря здесь была другой, чем в степи. Эта красивая ночь, проведенная на Оби, останется в памяти. Около полудня вдали уже можно было разглядеть Томск, расположившийся как бы в заливе, образованном поворотом реки. Подплыв поближе, можно было увидеть небольшую пристань с причаленными к ней несколькими буксирами. Дальше на берегу поднималась уже большая пристань.

Пароход стал. В Томске прибытие парохода не было таким большим событием, как в Колпашове. Там нас примерно треть всех пассажиров сошла на берег, остальные ехали

 

- 107 -

дальше в Новосибирск, Барнаул и Бияку. В Томске мы нашу представительницу уже не видели, ибо она уже успела от нас улизнуть.