- 10 -

Родители

 

Пречистая Богородица Дева Мария благоволила прославиться в Великой Ссргиевой Лавре в Своем образе Черниговском.[1] В прославление чудотворной иконы Лавра начала к концу XIX столетия строить собор близ своего скита, именуемого Гефсиманским [2]. Благочестивая Москва, усердно притекавшая к руке преподобного Сергия в Свято-Троицкую Лавру, не осталась безучастной к святому делу-построению храма в честь Пречистой Матери Господа Иисуса Христа.

В конце XIX столетия особым благочестием и усердием отличались две семьи московских купцов. Одной из них была семья Патрикеевых в лице двух братьев — Павла и Ильи Васильевичей. Павел Васильевич состоял ктитором при своем приходском храме и проявил себя усердным христианином и благодетелем. Он заново отделал древний храм святого благоверного князя Владимира[3], воздвигнутый в 1514 году, построил и подарил храму двухэтажный каменный дом.

У Павла Васильевича и супруги его была одна скорбь: все дети их умирали в младенчестве. Благочестивая супруга молитвенно обратилась за помощью к великому и скорому помощнику - преподобному Сергию. Приехав в святую Троицкую Сергиеву Лавру, она излила у раки чудотворца свою скорбь. Затем посетила в Лавре Высокопреосвященного Владыку митрополита Московского Филарета, близко знавшего их семью, и просила его молитвенного ходатайства пред преподобным Сергием о даровании ей утешения в многолетней скорби. Маститый старец и молитвенник митрополит Филарет внял скорби верующей матери и утешил ее такими словами:

— Вы приехали просить преподобного Сергия о даровании жизни чадам. Веруйте, что он услышал вашу молитву, и когда будет у Вас дитя мужского пола, дайте ему имя преподобного Сергия, вручите жизнь его Преподобному и, Бог даст, младенец будет жить во славу Божию.


 


[1] Черниговско-Гефсиманская икона Божией Матери прославилась в конце прошлого века многочисленными и разнообразными чудотворениями. Первое замечательное чудо от нее совершилось 1 сентября 1869 г. - исцеление крестьянки Феклы Адриановой, до того девять лет лежавшей без движения. В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. В Троице-Сергиевой Лавре имеются два почитаемых списка с нее.

[2] Гефсиманский скит, к востоку от Лавры, близ Сергиева Посада, основан в 1742 г.; в 1844 г. восстановлен Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). Пещеры, над которыми впоследствии был воздвигнут Черниговский скит, находятся к северу от Гефсиманского скита, за оврагом. Пещеры и устроившаяся над ними обитель своим происхождением обязаны известному в свое время всей Москве и большей части России блаженному Филиппушке (схимонах Филипп; в миру - Филипп Андреевич Хорев), В Черниговский скит, в отличие от Гефсиманского, допускались женщины. Здесь принимал народ почитаемый старец иеромонах Варнава. В 1990 г. южная часть Черниговского скита, включая собор, колокольню над юго-восточными вратами, южный келейный корпус, где была и келья о. Варнавы, передана Церкви.

[3] Церковь св. равноапостольного князя Владимира в Старых Садах, близ Солянки, с приделами Бориса и Глеба (северный) и Кирика и Иулиты (южный). Была закрыта в 1933 г. С 1991 г. в храме возобновлены богослужения.

Вот что писал в конце прошлого века об этом храме и участии в его нуждах П.В.Патрикеева граф П.Дохиор: «В Москве близ Солянки, против Ивановского монастыря на горке, находится церковь в честь святого равноапостольного Великого князя Владимира, называемая «в Садех»... В старое время, 29 августа, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, близ церкви открывалась ярмарка, на которой шла торговля русским полотном и деревенским холстом. С прекращением этой торговли церковь значительно обеднела, так что не было возможности ее причту существовать, нельзя было даже удовлетворять самые необходимые церковные потребности и совершать церковные службы.

И в эту-то невзгоду Промыслу Божию было угодно, чтобы один из прихожан, потомственный почетный гражданин Павел Васильевич Патрикеев (ныне умерший) обратил свое внимание на бедственное положение церкви и причта и, как истинный христианин и усердный сын Церкви, во-первых, обновил внутри храм святого князя Владимира, а во-вторых, для дохода на нужды церкви и причта выстроил каменный двухэтажный дом с подвальным этажом и тем сохранил о себе незабвенную память; но одновременно и нерукотворный памятник, потому что его, как любившего благолепие храма и почившего, поминает и будет поминать Святая Церковь. Такой памятник дороже всех других, нужнее и лучше, потому что он полезен для души, а душа важнее тела». (Московские церковные ведомости. 1899. № 28.15 июля. С. 354.)

- 11 -

Утешенная мать вскоре была обрадована исполнением слов Первосвятителя Московского.

Рожденный ею младенец, нареченный при крещении святым именем преподобного Сергия, стал жить и расти на радость родителям, и все после него рожденные дети по молитвам Преподобного и святителя Филарета оставались жить. Отрок Сергий ежегодно в благодарность своему Небесному покровителю вместе с родителями ходил из Москвы до Свято-Троицкой Лавры пешком на богомолье.

Родитель его Павел Васильевич скончался рано и оставил юного Сергия за старшего в семье. К этому времени умер и брат Павла Васильевича - Илья Васильевич и, будучи бездетным, отказал свой капитал старшему племяннику Сергею Павловичу, заповедав на часть капитала устроить в строящемся соборе в честь Черниговской Божией Матери придел во имя его Ангела — святого пророка Божия Плии.

Сергей Павлович единовременно внес на постройку собора двадцать пять тысяч рублей и затем часто стал посещать Гефсиманского строителя отца Даниила с братией и казначея отца Досифея, узнавая их нужды по постройке храма и помогая его созиданию.

 

 

- 12 -

Вторая семья Московского купечества, в лице вдовицы Осиновой Александры Игнатьевны, приняла еще большее участие в постройке собора, пожертвовав сто две тысячи рублей4. Ее иждивением создавался центральный алтарь и главная часть постройки. На левом клиросе в нише помещался семейный образ Осиповых, изображающий святых угодников Божиих, имена которых носили члены семьи. Бывая часто у преподобного Сергия, добрая вдовица соорудила к раке Чудотворца большой серебряный подсвечник стоимостью в пять тысяч рублей.

Единственная дочь вдовицы Осиповой — благочестивая и боголюбивая юная девица Анна Алексеевна, желая спасти свою душу, думала удалиться от мира. Богатство и роскошь пугали ее благочестивое сердце, и она, будучи у Киевских старцев, попросила их благословения на жизненный путь. Старец сказал ей: «Если мать хочет выдать тебя замуж, исполни ее материнское указание. Приют время, будет угодно Господу, и монашество от тебя не уйдет».

Обе семьи - Патрикеевых и Осиповых, вместе бывая на богослужениях и у игумена, особенно близко познакомились на Рождество и в день освящения собора во имя Пресвятой Богородицы*. Сергею Павловичу очень нравилась кроткая и благочестивая Анна Алексеевна, и он избрал ее себе в подруги жизни. Но строгая вдовица Александра Игнатьевна никак не могла расстаться с единственной дочерью и не скоро согласилась отдать ее в замужество, хотя и любила Сергея Павловича. Помог делу казначей отец Досифей, а главное, всеми чтимый старец отец Варнава5. Он склонил Александру Игнатьевну отдать дочь за Сергея

 


* Храм в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, построенный над пещерным храмом, на месте прежнего — препп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, был освящен 26 августа 1893 г.


4 Сергей Павлович Патрикеев и Александра Игнатьевна Осипова отмечены в ряду жертвователей на строительство Черниговского храма (См.: Гефсиманский скит и Пещеры при нем. Троице-Сергиева Лавра, 1899. С.89).

5 ''Иеромонах Варнава (Меркулов), известный старец, духовник Пещер Гефсиманского скита. † 17 февраля/2 марта 1906 г. - 19 июля 1995 г., в день Собора Радонежских святых, канонизирован Церковью.

- 13 -

Павловича, сказав при этом: «Лучшего человека вам не найти для дочки нашей Анны Алексеевны».

29 апреля 1896 года в храме святого князя Владимира состоялось бракосочетание Сергея Павловича с Аннон Алексеевной. Счастливые новобрачные дружно жили в страхе Божием и взаимной любви, но милости Божией Матери, дарованной за усердие при построении собора и ради благословения старцев Свято-Троицкой обители. В доме их находился чудный образ Черниговской Божией Матери - благословение Гефсиманских старцев семье Осиповых - с изображениями на полях святых, имена которых носили благотворители обители.

В Москве семья Патрикеевых проживала в своем доме близ храма святого князя Владимира, рядом с женским монастырем но имя Иоанна Предтечи6, которого особенно чтила Анна Алексеевна, считая его своим покровителем, так как родилась она в день святого его усекновения. Совместная жизнь Сергея Пшювича и Анны Алексеевны текла тихо, ровно, спокойно. Супруги жили к мире, любви и согласии. За построение величественного храма в честь Божией Матери Бог наградил их построением чудного нового дома в предместий Москвы - Химках7 , где семья

 

 


6 Общежительный Ивановский женский монастырь находится близ улицы Солянки, в Ивановском переулке. С XVI века он был известен как место заточения царственных узниц. Здесь пребывали в заточении супруга Василия Шуйского царица Марья Петровна, супруга сына Иоанна Грозного царевича Иоанна Пелагея Михайловна; здесь скончала свои дни княжна Августа Тараканова, в иночестве Досифея. В Ивановском монастыре было два храма: соборный, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, и больничная церковь, посвященная памяти праведной Елизаветы.

7 Монастырь был закрыт в 1918 г. и превращен в концлагерь. В настоящее время монастырские здания заняты различными светскими организациями.

- 14 -

проживала летом, наслаждаясь чудной природой и утешаясь в храме, прилежащем к их дому8 где Сергей Павлович был ктитором. Господь благословил супрмон рождением чад. Первенец-Павел, дочери Ольга. Мария, Александра. Лина и наименьший - Владимир.

По благословению Божью ниже изложена повесть о судьбах Божиих в жизни меньшей дочери их Анны. Молитвами Пречистой Девы Богородицы и старца Владыки Серафима, Господи, благоволи преподать изложение во славу святого имени Твоего. Аминь.

 


8 Храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с приделом св. благоверного князя Александра Невского. Закрытый после революции храм был возвращен Церкви в 1994 г.