- 43 -

1917 год

 

В 1917 году грянул гром с Неба. 2 марта 1917 года - начало Крестопогонной недели Великого Поста стало началом великого крестного пути для всей России: Россия осталась без Царя. На выносе креста совавшимся в Чудове богомольцам едва хватило голоса, чтобы спеть: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас », когда же нужно было петь: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победу...»* - горькие рыдания охватили молящихся...

 


* Далее в тропаре поется: «Благоверному Императору на сопротивныя даруя…».

- 44 -

Стены Чудова изрешечены пулями, на земле лужи крови44. Кто-то дерзко растоптал кровь, и кровавые следы отпечатались на белых камнях священного Кремля. Кремль родной, с тех пор ты стоишь заключенный... Доступ в Кремль стал ограничен. Посещение Чудова стало сложно. Проходя будку в Троицких воротах Кремля, предъявляли пропуск дежурному латышу, затем в калитке и в чугунных вратах. На земле, в грязи, под ногами валялись изображения святых...

В эти дни в Москве проходил Поместный собор Русской Православной Церкви. 21 ноября 1917 года в день Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля совершилась интронизация Святейшего Патриарха Тихона, избранного на соборе.

4 июля 1918 года солдаты стреляли в кресты Чудова монастыря. Мощи святителя Алексия — в закрытой раке. Святитель наш и предстатель Алексий, неужели нельзя будет больше лобызать твое священное чело?.. Детские годы прошли близ раки Чудотворца, отверзшего очи слепой Тайдулы. Господи, неужели Ты лишишь нас этого утешения? По-прежнему трогательно, с канонархом, поет стихиры чудовская братия, торжественно звучит архиерейское «Исполла эти деспота». Умилительно читает на вечерне по воскресным дням акафист Спасителю Владыка Арсений. У образа святителя Николая громогласно звучит проповедь архимандрита Серафима...

Анна стоит у Распятия. Матерь Божия в слезах слева, согбенный Иоанн Богослов рыдает у Креста Божественного своего Учителя и Господа. «Господи, Господи, от Креста Твоего никогда бы я не отошла...» - возносится из умиленного сердца отроковицы чистая молитва. Предсмертные слова Господа Иисуса Христа возлюбленному ученику: «Се Мати твоя» обращены ко всем христианам и к Анне. «Ты, Господи, завещаешь мне в Матери Твою Пречистую Матерь—Царицу Небесе и земли. Как

 


44 25 октября (7 ноября) 1917 г. пало временное правительство и в стране была установлена советская власть. В Москве разразились кровавые бои между занимавшими Кремль юнкерами и повстанцами, в руках которых был город. 27 октября - 3 ноября по приказу военно-революционного комитета был произведен артиллерийский обстрел Московского Кремля. «Что сталось с нашим Кремлем?! — писал епископ Нестор Камчатский. - Замолк рев артиллерийской пальбы, затих шум братоубийственной бойни, и из праха и дыма гражданской войны глядит на нас, зияя ранами, разбитый, оскверненный, опозоренный Кремль - твердыня нашего духа, немой свидетель прежней нашей славы и настоящего позора, сложенный по кирпичу трудами поколений, залитый в каждом камне кровью его защитников, стоявший свыше полтысячи лет, переживший всякие непогоды и бури и павший ныне от руки своего же народа, который через полтысячи лет стал разрушать свои вековые святыни, покрыв ураганным огнем Кремлевские соборы, это диво дивное, восьмое чудо мира... Чувство невыразимой тоски поистине неизглаголанного горя охватывает вас при виде этих разрушений и ужаса...» (Расстрел Московского Кремля. М., 1995. С. 38).

- 45 -

отрадно иметь столь чудную, заботливую и всемогущую Матерь. Благодарю Тебя, Господи, за сию Тобою дарованную мне честь. Как желанно сердцу моему никогда не разлучаться с Материю моею Пречистою. Как бы хотела я, недостойная, заслужить Ее благоволение, чтобы всегда быть с Нею...». Может быть, это святитель Алексий указывал Анне Царицу Небесную как несомненную и скорую Помощницу...

Летом 1918 года Владыка Арсений и архимандрит Серафим были у Патрикеевых в их химкинском доме, дважды служили Литургию в храме. С тревогою проводили сестры в Москву дорогих гостей. В загородном доме казалось безопаснее, надежнее... Не могли они предположить тогда, что станет через год с их химкинским домом...

13 июля 1918 года Владыка Арсений и архимандрит Серафим навсегда выехали из вековых стен благодатной Чудовой обители45. Со слезами простились сестры Патрикеевы со святою ракою святителя Алексия, столь много утешавшего их во дни их сиротства. Сестры пожертвовали к раке-

 


45 Во время проведения Всероссийского Поместного собора 1917- 1918 гг. Чудов монастырь был местопребыванием членов собора: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, архиепископов Арсения, Михаила, Иоасафа, Зосимовского старца Алексия и других. Члены собора пережили большевистский обстрел Кремля. Мощи святителя Алексия в это время были перенесены в пещерную церковь во имя святителя Ермогена (основанную в 1913 г.), под низкими сводами которой денно и нощно члены собора и вся братия монастыря совершали моления под несмолкаемый грохот орудий, потрясавших стены храма. (Епископ Нестор Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1995. С. 40.). В августе 1918 г. монастырь был закрыт, а в 1929 г. взорван.

- 46 -

неугасимую лампаду треугольной формы с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи и надписью: «Да будет воля Твоя». Лампада неугасимо горела все время, пока в обители совершалась служба.

Из Чудова Владыка Арсений и архимандрит Серафим выехали сначала в Зосимову пустынь, затем в Покровскую общину46, а после - в Серафимо-Знаменский скит, основанный схиигуменией Фамарью47, почитавшей Владыку Арсения и отца Серафима.

Анна впервые присутствовала на постриге в мантию48 в Покровской общине. Постригал Владыка Арсений монахиню Сергию. Горько оплакивала Анна тщету своей жизни: сколько-сколько еще надо трудиться, чтобы сподобиться того, что получила любящая Господа постриженница... Невыразимое впечатление произвела и схимонахиня, с которой она познакомилась в Головинском монастыре в Химках. Анна все думала о том, как живет эта схимонахиня, уже умершая для земной жизни, каковы ее тяжелые подвиги, - и плакала долго и умиленно, и страх наполнял ее сердце.

Отъезд Владыки Арсения и архимандрита Серафима из Чудова глубоко тронул сердце. 13 июля, в день празднования Собора Архангела Гавриила, возвестившего радостную весть Пресвятой Богородице, Анна дала обет читать за Владыку и отца Серафима акафист Божией Матери: «Радуйся, Невесто Неневестная»49, что и исполняла по силе всю свою жизнь.

Желая повидать своих пастырей-утешителей, сестры Патрикеевы поехали 28 июля в Зосимову пустынь на главный ее праздник — Смоленской иконы Божией Матери. Торжественное богослужение сглаживало боль изгнанничества. Поздно вечером отошла всенощная. Любящий отец Серафим прислал со своим келейником в гостиницу в утешение сестрам целый благословенный хлебец. Трогательно было внимание доброго пастыря, самого находящегося в изгнании и утешающего других. Утром за Литургией все сестры были причастницами Святых Христовых Тайн. Исповедовал их Владыка Арсений.

После праздничной Литургии, отдохнув, сестры были приглашены отцом Германом на чай, где были также Владыка Арсений и архимандрит Серафим. Чай был подан на застекленную террасу старых игуменских покоев. Отец Серафим посадил Анну рядом с собою, видя ее горькую скорбь о предстоящей разлуке: семья Патрикеевых, по настоянию опекуна Павла Павловича Патрикеева, уезжала из Москвы далеко и, как они предполагали, надолго, если не навсегда. Отец Серафим утешал Анну, выливая чай из своей чашки в Аннину, а затем из Анниной в свою, и так делал трижды. Последующая жизнь показала, что из чаши страданий Владыки Серафима много вкусила и Анна, спутешествуя и сострадая ему в

 


46 Владычне-Покровская община сестер милосердия в Москве была основана в 1869 г. С 1907-1908 г. настоятельницей ее была игумения Ювеналия (впоследствии схиигумения Фамарь). Община просуществовала до 1923 — 1925 гг. Последней настоятельницей ее была игумения Антония (Аристова).

47 Серафимо-Знаменский скит был основан в 1910 г. близ станции Востряково Московской обл. по Павелецкой ж.д. В то время м. Фамарь (в монашестве Ювеналия) была настоятельницей Покровской епархиальной общины сестер милосердия в Москве, близ Покровских ворот. Владыка Арсений с 1916 г. стал духовником матушки и всех сестер. Неподалеку от скита схиигумения Фамарь построила дом («киновию») с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда Владыка время от времени удалялся для отдыха, собирания духовных сил и молитвенных трудов. Летом 1918 г. схиигумения Фамарь по благословению святого Патриарха Тихона приняла Владыку Арсения и архимандрита Серафима в своей тихой и малоизвестной обители. Здесь они жили в полузатворе до конца 1919 г. (Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания. М., 1995. С. 286-287.)

48 Пострижение в монашество, или малую схиму. Мантия-верхнее одеяние монаха, без рукавов, облекающее все тело, кроме головы. Мантия знаменует всепокрывающую силу Божию.

Монашество разделяется на три степени, различающиеся внутренним подвижничеством, а также и внешним одеянием. Первая степень - новоначальные, или рясофорные, монахи. Вторая - малая схима или мантия. И высшая степень-схима. Монахи новоначальные именуются иногда иноками (от слова иной — отличный от мира; вообще же инок - синоним слова монах); а монахи второй ступени — просто монахами.

49 «Акафист ко Пресвятой Богородице» - древнейший из акафистов (VII-VIII вв.), с припевом икосов: «Радуйся, Невесто Неневестная», поемый на утрене Похвалы Пресвятой Богородицы в субботу 5-й седмицы Великого поста («Субботу Акафиста»).

- 47 -

изгнаниях и темницах. Владыка же разделил Аннины скорби, заботясь о ней, охраняя от зла и соскорбя в ее болезнях.

Этот приезд в Зосимову пустынь был прощальным. Семья Патрикеевых расставалась с Москвой, с ее святынями и окормлявшими их старцами. Со многими слезами простилась Анна с архимандритом Серафимом. Она думала, что расстается с ним навсегда. Ласковое обхождение отца Серафима всегда уменьшало остроту душевной боли, но теперь Анна лишалась и этого дорогого утешения.

В тот же день, в самый праздник, сестры выехали из пустыни. Поезд шел до Сергиева Посада, где надо было ждать поезда на Москву. Многоокое звездное небо покрывало землю, тихо веяло прохладой от надвигающейся ночи, и души сестер так рвались к небесам. Только что они оставили уединенную пустынь, полные впечатлений от встречи со старцами, согретые их отечески нежной любовью, их молитвенным духом. «Господи, — молила Анна Сердцеведца всех, — Ты знаешь, как желала бы я быть со своим старцем, имиже веси судьбами приведи меня паки к нему».