- 70 -

Меленки

 

Меленки, маленький городок Владимирской области, стал новым местом жительства, дарованным им Богом. Владыка поселился в отдельной квартире, что давало возможность устроить домовую церковь и совершать ежедневное богослужение. Весь день был занят молитвою, к тому же приезжало из Дмитрова и Москвы множество духовенства и духовных чад Владыки: отец Аристарх, бывший его иподиакон и келейник, иеромонахи пешношские, отец Иоанн Муравьев, который продолжал оставаться дмитровским благочинным. Однажды за столом во время обеда отец Иоанн подавился костью от рыбы. Владыка говорит ему:

- Смотри, отец Иоанн, не подавись делами.

 

- 71 -

Пришлют отцу Иоанну бумагу из Синода - он возмущается, едет туда, шумит, потом почешет затылок и делает все же им угодное. До конца дней славил Господа, скончался в 1934 году на Рождество Христово, у себя на приходе в Васильевской церкви.

В Меленках Анну снова изнурял туберкулез легких, высокая температура. Она крепилась и молилась, чтобы Господь дал ей силы нести послушание - печь просфоры, заботиться об облачениях, рисовать иконы, а главное, исполнять любимое ею псаломщическое послушание. Литургия, затем чай и чтение житий святых, прием приезжих и хлопоты с ними, обед и вечерня с правилом, всенощная, уборка комнат - в таких делах и заботах проходили дни послушницы.

Владыка Серафим и матушка схиигумения Фамарь благословили Анну готовиться к постригу в рясофор. Постриг послушницы Анны был назначен на день Благовещения Пресвятыя Богородицы, 25 марта 1928 года. 31 января, в день святителя Никиты Новогородского, Владыка Серафим призвал Анну и сказал:

- Давай помолимся. Я хочу постричь тебя в рясофор. День пострига назначен на 25 марта.

Отслужил молебен, затем, вынув деньги из кармана, дал их Анне и велел заказать в Дивееве ряску*. Послушница Анна поблагодарила пастыря и стала готовиться к пострижению. Сердце трепетало страхом и радостью. «Доживу ли я до такого счастья, буду ли обручена Христу», - думала она. «Буди ко приятию Божию готова», - слышались ей слова Архангела Гавриила ко Пресвятой Деве из службы Благовещения.

Ольга (сестра Анны) была пострижена епископом Арсением 2 января 1928 года. Вскоре после нее Владыка Арсений постриг и сестру Марию (1 марта 1928 года).

Был Великий Пост. Благовещение Пресвятой Богородицы приходилось в том году на Лазареву субботу. Владыка постом всегда совершал полунощницу ночью и благословил устроить постриг в двенадцать часов ночи, после пения «Се Жених грядет в полунощи». Анна попросила благословения и святых молитв Владыки Арсения и матушки схиигумении Фамари. Матушка прибыть на постриг, хотя и желала, не могла (в этот день было посвящение во иерея отца Филарета Постникова). Она прислала Анне свою игуменскую шапочку-клобук с шелковой наметкой и икону Божией Матери «Умиление» дивеевского письма с надписью: «собственность Вел. Кн. Елизаветы Федоровны» и собственноручной подписью Великой княгини: «Елизавета». Матушка Фамарь

 


* После закрытия монастыря (существовавшего под видом артели) в 1937 г., когда по суду «тройки» были сосланы в лагеря Средней Азии.

- 73 -

предложила Владыке Серафиму назвать Анну при постриге в рясофор ее именем, т.е. дать ей имя Фамарь, но Владыка ответил, что при постри жении в рясофор он имени не меняет, а только при постриге в мантию хотя раньше иногда звал Анну маленькою Фамарью за ее неутомимый характер.

Наступил праздник Благовещения. На полунощнице, при пении «Се Жених грядет в полунощи» Владыка Серафим встретил Анну со свечою в руке в Царских вратах домашней церкви. Совершив постриг, облек в иноческое одеяние. Шапочка с наметкой напомнила Анне предвечернюю вуаль и веселила и радовала ее умиленное сердце несказанно. По окончании полунощницы Владыка оставил Анну за завесой в алтаре, перед иконой «Умиление Божией Матери», и сказал ей молиться всю ночь до святой Литургии. В два часа ночи загудели колокола собора, находившегося рядом с их домом в Меленках; торжественный праздничный трезвон, гулко раздававшийся среди ночной тишины, звал к утрене, наполняя сердце новопостриженной инокини ликованием. Анна прочитала свое молитвенное правило и двенадцатую главу из Евангелия святого Иоанна о воскрешении Лазаря, живо представила Господа у его гроба, Марфу, Марию, святых учеников Господних. Душа непрестанно воспевала тропари Благовещения и Лазаревой субботы. Утром причастилась за Божественной Литургией и только в ночь на 26 марта сняла одеяние и отдохнула.

Жизнь ее протекала во многой молитве. Часто, благодарная Богу за свое певческое послушание, Анна целовала аналой, на котором лежали богослужебные книги. Приезжавшие духовные чада Владыки хвалили Анну за сладкопение и говорили, что по отъезде от Владыки долго-долго еще звучат в душе слышанные напевы,

После пострига Владыка Серафим благословил инокиню Анну образом сибирского чудотворца Симеона Верхотурского. Житие сего угодника Божия таково. Родом он был из дворян и принял на себя подвиг юродивого, занимался швейным ремеслом. Сошьет, бывало, заказ и уйдет тайно, не взяв плату за труд. Скончался от поста, изнурив себя вконец. По кончине от его гроба совершалось множество чудес. Память святого билась родами, исцеления от гроба были непрестанными, но имя забылось, и когда готовилось прославление святого и открытие его мощей, я прибывший от Синода архиерей долго пытался узнать его имя, но никто не помнил. Озабоченный Владыка накануне открытия мощей уснул; в помощи предстал ему угодник Божий и сказал:

Мое имя Симеон, так именовали меня в земной моей жизни.

 

- 74 -

Обрадованный Владыка объявил о своем видении духовенству и народу. Память угодника Божия Симеона Верхотурского чудотворца Церковь празднует 12 сентября.

«Видно, Бог приведет меня с Владыкою еще и в Сибирь», — подумала Анна, приняв благословение своего духовного отца на иноческий путь.

Часто захаживала в дом, где жил Владыка Серафим, меленковская блаженная Сашенька, повторяя все время одну и ту же фразу: «Что делает там наверху начальник, что делает Ваш аптешник?» Так называла она Владыку Серафима - начальником тихой монашеской жизни, подающие Врачество — Бессмертную Трапезу во исцеление души и тела, Святое Причастие. Всем окружающим она давала имена соответственно их духовным чертам. Анне же часто повторяла: «У тебя, беленькая, нет имени». Однажды сказала ей: «Возьмешь костыль и пойдешь далеко-далеко». Анна тогда не поняла ее слов.

Надвигалось новое испытание. Раньше Анна горела желанием быть заключенной за Господа Иисуса Христа, молясь со слезами: «Сподоби и меня, Господи, явить мою верность и любовь к Тебе». В храме святой великомученицы Варвары в Москве чудная картина изображала святую Варвару в темнице и явившегося ей в белом хитоне Спасителя Христа, исцеляющего ее и укрепляющего. «Господи, - молилась Анна, - о, если бы Ты сподобил и меня также узреть Тебя в темнице, за Тебя заключенную». И многие слезы ее не пропали у Господа. Она не страшилась темницы, заключение за Христа было ей любезно, боялась лишь потерять своего пастыря Владыку Серафима и умоляла Господа и Пречистую Его Матерь защитить, подкрепить, сохранить.