- 114 -

Господи, даждь ми мысль благу...

(записи 1970-1975 годов)

 

Скорбя о кончине доброго своего старца, верьте, что праведник и по смерти жив в Боге и слышит ваши покаянные вопли. Вспомним, как грешница, желавшая исповедать свой грех святителю Василию Великому и не заставшая его в живых, в скорби написала свою исповедь и положила в гроб усопшему праведнику. Прислуживающий диакон развернул лист, желая прочитать написанное, но грех кающейся грешницы оказался уже изглаженным по молитвам святого Василия.

Чудная должность на Святой горе Афонской «приснопребывающего» иеромонаха, обслуживающего икону Пречистой Богоматери. Наегодолж-

 

- 115 -

ности возжигать свещи, неугасимую лампаду, блюсти чистоту помещения, диком Своим пребывает Пречистая, и отверзать двери всем приходящим, искать у Пречистой себе милости и утешения, совершать молебное пение за всех православных христиан и непрестанно величать Пречистую. Сподоби и нас, Пречистая, служить Тебе присно с усердием и любо до последнего издыхания нашего и со дерзновением с батюшкою преподобным Серафимом Саровским рещи: «Аз убогий служка Божией Матери». Аминь.

 

Послушницы... инокини... монахини... схимонахини-чины ангельские, вас ищут Ангелы среди себя. Проверьте, среди Ангелов находитесь вы, послушницы, знаете ли свое монашеское делание или блуждаете мыслями, вопрошая о нем других? Инокини - иные ли вы от мира или смешались с миром, ищете мирских добродетелей: поздравить на именинах подруг, поутешиться прогулкой или покупкой земного благоукрашения?

Монахини, в нищете ли вы, в послушании скорбей и других людей или о себе тужите, не увлекаетесь ли почестями и ласкою других, в постном ли житии упражняетесь или стряпаете что повкуснее, не услаждаетесь ли сластями мира сего?

Где же вы, схимонахини, шестокрылатии Серафимы, многоочитии Херувими, лица закрывающий, предстоите ли вы Христу, за мир закланному Агнцу Божию, вопиете ли непрестанно «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», не потеряли ли вы восторг херувимского созерцания премудрых судеб Божиих, не отошли ли вы от Престола Божия умом, сердцем, не ищете ли земного пропитания среди мира, не глаголите ли глаголов мира сего, его выгод и дел суетных?

О, Господи, да отдадут же Тебе свои сердца все обещавшие отдать их Тебе Единому. Не презри, Господи, обнищавшее мое сердце, Владыко, Владыко Христе!!! Аминь.

 

Хороший управитель старается в своем владении все использовать, все привести в порядок. Художник старается тщательно подобрать тона, дать красивую форму рисунку. Так и Господь все строит в жизни нашей «глубиною мудрости» — сухие ветви отсекает, хорошие очищает, «да лучший плод принесут», скорбями, болезнями нас посещает, к Себе приближает... Сотвори, Господи, и со мною Твое знамение во благо, да лучший плод Тебе принесу.

 

- 116 -

Законный брак честен у Господа. Святой архистратиг Рафаил устрояет брак Товии с Саррою. Сам бесплотный Архангел говорит Товии о девице и приводит сердце юноши к любви (к сей девице).

Господь слышит всех вопиющих к Нему в скорбях и посылает святых Ангелов Своих на утешение скорбным.

Пречудна книга святого Товита, она написана по повелению Архангела Рафаила и открывает людям, насколько близки к нам святые Ангелы Божий. Архистратиг Рафаил благовествует, что его послал Господь исцелить Товита и помочь ему, и возносить ко Господу его и Сарры скорбные молитвы, соделал незримым свидетелем его добрых дел.

 

«Если можешь, помоги нам», - говорит отец бесноватого отрока Иисусу Христу. Господь Всемогущий отвечает: «Если можешь веровать...» Неверующий недостоин Божией милости, потому что не оценит ее, не признает, припишет случаю или еще как перетолкует. Господь учил своих последователей: Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф. 7,6).

Отец возопил в ответ Господу: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И получил желаемое. Отрок был исцелен, и отец получил помощь (благодать) от маловерия - веру всецелую (Мк. 9; 22, 23-27).

 

Причастие делает нас частицею страшной Жертвы Божественной. Не устрашимся страданий за Христа, поруганий и бедствий - сего удостаивает нас, христиан, само Святое Причащение.

 

Как не может устоять тьма при восходе солнца, так не может и тьма дьявольская противостоять приходящему в наше сердце Христу Спасителю во Святых Его Тайнах. Не устоит и царство антихриста пред приходящим Христом во втором Его пришествии.

 

«Пасха» - слово еврейское, в переводе на русский язык означает «переход». Первая ветхозаветная Пасха-это чудесный переход еврейского народа через Красное море, переход, принесший освобождение от рабства египетского к свободной жизни в земле обетованной с Богом.

 

- 117 -

Вторая Пасха — Пасха Христова - переход заключенных душ из ада в райские селения, от адской муки в райское блаженное наслаждение.

Третья Пасха — вечная, когда все сущие во гробах восстанут и все земнородные возрадуются по втором пришествии Господнем. Переход от могильного тления к нетленной бессмертной вечной жизни.

Все три победоносные Пасхи от скорби к радости совершены Христом Спасителем Крестом. «Крест начертав, Моисей впрямо жезлом Чермное пресече» (ирмос 1-й песни канона 8 гласа в Воздвижение). Распятием на Кресте ад умертви. «Кто древяным мя копием внезапу прободе... чувства моя смущают дух мой и понуждаются изрыгати Адама и сущия от Адама» (икос по 6-й песни канона на утрене недели 3-й Великого Поста).

Третья Пасха совершится, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси, Крест Господень возсияет на небеси, предшествуя сходящему на землю Господу Ииусу Христу. Крест Христов возвестит миру начало новой вечной жизни в вечном Царствии Христовом.

 

Все виды исцелений подает просящим Пречистая Дева и не оскудеет никогда Ее милость, ибо неисчерпаемое сокровище есть; сколько ни черпает мир милости Ее, они бесконечны, ибо все роды ублажат Ее и милости Ее во все роды и веки веков.

 

Хранящаго истину в век (Пс. 145,7). Воистину истина вечна, а ложь — временный ветер, сколько времени ни дует он, хотя и со страшной силой готов все разорить и разметать и с ног сбить, но кончится — и истина, как ясное солнце, сияет неизменно.

 

Глаголю же Вам, другом Своим: не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити (Лк. 12, 4). Как нежно именует Господь последователей Своих.

Не убойтеся от убивающих тело. Со дня рождения человек уже обречен на смерть. Умершие же за Христа живы вовеки. Друзья Христовы получили вечное блаженство в Его вечном Небесном Царстве, освободились от сетей, козней и соблазнов, им уже никогда не уловить и не погубить их бессмертные души.

Убойпеся имущаго власть по убиении воврещи Вас в дебръ огненную; ей, глаголю вам, того убойтеся. Не бойтесь властелина, могущего на земле убить

- 118 -

вас, убойтесь властелина, имущего власть по убиении воврещи в дебрь огненную. Из непроходимой дебри не выйти — это не взрыв опаляющий, но дебрь, лес огня непроходимого, в ней будете гореть и выхода не будет. Господь как бы клятвенно заверяет истину слов Своих: Ей глаголю вам, того убоитеся.

 

«Пресвятая Богородице, спаси нас». Спасение через Тебя соделал Господь миру. Ты начальница нашего спасения. Тебе Сын Твой и Бог наш ни в чем не отказывает, оказывая Тебе честь как Сын Матери Своей.

Никому, кроме Самого Господа и Божией Матери, не поет святая Церковь «спаси нас», только Им. К святым, угодившим Господу, Церковь обращается: «Молите Бога о нас». Спаси нас от бед, Всемилостивая Богородице наша, во веки. Аминь.

 

В устах их нет лукавства; они непорочны пред Престолом Божиим (Откр. 14, 5). Страшно предстояние пред Престолом Божиим, если уста имели лукавые речи; страшно оказаться порочным. Господь не терпит ничего нечистого.

 

Послушница - первая ступень ангельского чина. Послушница слушает, что ей говорят старшие, и исполняет беспрекословно их повеления, прося лишь у них духовной помощи. Просьба «благословите» указывает на то, что послушница творит не мирскую волю, а Божию и во имя Божие действует. Ее житие подобно ангельскому житию, ангельскому служению Богу — исполняющей веление Божие. Свят чин послушниц, не унизителен, не низок, но чрезвычайно высок, подобен ангельскому небесному чину.

 

В словах Марфы, сестры Лазаревой, слышны недовольство и упрек Марии: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет (Лк. 10,40). Даже по имени не называет Марию.

Часто слышны упреки и недовольства на тех, кто оставляет ради молитвы, этой сладкой беседы с Богом, суету хозяйственную и уходит в церковь, или посвящает себя Богу. Да дерзают боголюбивые души, ибо Господь за них заступится и каждый раздраженный внутри себя услышит

- 119 -

глас Христов: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе; едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымепся от нея.

 

Сколь жестоки люди под влиянием сатаны. Три Христова мученика Иров, Тарах и юный Андроник* принесены израненными на арену цирка. От мук, принятых за Христа, они не могли ходить. Выпустили на них »верей. Умертвив истинных преступников, дикие звери ласкались к святым мученикам, лизали их раны, проявляя свою о них жалость. Но не умягчились злые сердца, исполненные сатанинской злобою, их злоба была сильнее звериной. Мучители послали слуг убить копьями неповинных мучеников, непобедимых...

 

Пока лежал убогий Лазарь гноен у врат богача, веселящегося светло, не было до него дела... но теперь в муке богач, страждущий в пламени, молит праотца Авраама, послать к нему Лазаря, да остудит язык его; молит: «Пошли Лазаря в дом отца моего». Но святой праотец Авраам не исполняет его мольбу и отвечает, что в жизни земной он получил блага и не разделил их с Лазарем, ибо Лазарь на земле видел лишь скорби: «Теперь ты страдаешь, а Лазарь утешается - это следствия вашей земной жизни; и великая пропасть не пускает от ада к раю и из рая в ад».

О! земной путь наш, куда ведешь ты нас: к аду ли за беспечность нашу или скорбями направляешь к утешению... Возлюбим, братие, нищету и болезни, от Бога нам посылаемые, и верою избавимся от мук. Вера в Его Святое Писание, что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14,22), да спасет нас. Если бы живые братья богача верили Писанию святых пророков, то не погибли бы, сподобились бы узреть воскресшего Лазаря и покаяться.

Теперь тоже Лазарь в лице нищих часто приходит к нам. Будем же мы к нему милосердны, веря Писанию: «что сотвористе нищему, Мне сотвористе ». Не презирай нищих - они часто бывают в скорби своей в общении с Ангелами. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Ли. 16,19-31).

 

Часто бывает, что человек, увлеченный своим мнением, ждет от старца ответа, подтверждающего его решение, а старец отвечает совсем иначе, не по настроению пришедшего. Тогда гордый

 


* Пострадали за Христа в Тарсее Киликийском в 304 г. Память их Церковь совершает 12 (25) октября.

- 120 -

посетитель возмущается, обвиняя старца в непонимании, несочувствии и уходит разочарованный и даже озлобленный. Простой же сердцем человек с верою во всякое слово и движение старца чувствует облегчение и исцеление, любовь его и заботу. Нееман Сириянин пример сему. Зачем идти окунаться в маловодном Иордане, не лучше ли его родные реки, зачем он утомлял себя путешествием к старцу-пророку? Не так отнесся слуга князя. Он убедил своего господина исполнить нетрудный совет пророка, испытать святость его слов на себе и по совету простеца, верующего слуги своего, Нееман исцелился (4 Цар., гл. 5).

 

Тебе горько от людских несовершенств, тебя оклеветали, обманули, несправедливо обругали. На сердце будет легче, если по Евангельской заповеди обратишь к удару и левую щеку — те, левые дела свои; ведь и ты мысленно, может быть, обманывал и не раз клеветал, подозревая несправедливо ближнего и не давая себе отчета в том, что твои слова ложно преувеличены и несправедливы, сам оскорблял ближних, отвечал грубо, свысока, нетерпеливо и дерзко.

Велика, Господи, сия заповедь Твоя; она исцеляет нашу десную ланиту, когда мы шуюю подвергаем удару своею же волею, своею совестию. Чем утешатся Ангелы Божий, видя скверну душ наших? Они возводят очи к Господу и трижды вопиют: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, или: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. И нам Святая Церковь напоминает: Един Свят, Един Господь Иисус Христос.

Не будем, братия, негодовать на недостатки ближних наших и себя потерпим, а очи сердец обратим ко Господу и со святыми Ангелами Господними да возопием: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

 

В Апокалипсисе, в главе 16, стих 5, читаем: «Ангел вод»; Господь вручает не только души христианские Ангелам, но и самые стихии. О! великий Царь и невидимый Правитель, дух мой трепещет пред Твоим величием и ничтожество мое еще сугубее является предо мною.

 

Весеннее благоухание воскресшей от зимы природы воистину есть ароматное кадило, приносимое от земли Воскресшему Господу, ибо благоухает природа ради Воскресшего Господа Спаса нашего.

 

- 121 -

Инокиня! подражай Первой Инокине в Ее предсмертном умилении. Пречистая давно желала отойти в небесные селения, чтобы зреть во славе небесной возлюбленного Сына Своего. Когда Архангел Гавриил возвестил Ее отшествие от земли, Она возрадовалась духом.

 

Не омрачимся при кончине нашей печалью о земных привязанностях, но с любовию устремимся в чертоги Небесного нашего Жениха Христа. Попросим Пречистую Деву - Матерь нашу, да удостоит Она и нас прибытия к смертному одру нашему Господа во Святых Его Тайнах и святых апостолов — священнослужителей Церкви нашей - и тако мирно уснем до второго пришествия Господня.

 

О, Пребожественный Иисусе! Восприяв Божество Твое, блудницы стали целомудренными, а Мария Магдалина святою. Блудница, приближаясь к Тебе, Источнику нашего спасения, вкушала присутствие Твоей святыни и чистоты, наслаждаясь Божеством Твоим, начинала ненавидеть сласть плотскую и блудную и не отходила от Тебя, ставши сосудом благодати, но следовала за Тобою, боясь потерять Тебя — Источник вечного блаженства.

 

«Жажду!» — вопиет Спаситель с Креста. Сладчайший Господи, Ты молчал, когда вбивали гвозди в пречистые длани и стопы Твои...

Господь наш жаждет спасения нашего, чтобы не проглядели мы спасение свое, увлекшись суетою мира сего, не забыли ценою какого страшного крестного страдания оно дано нам Господом.

О, человецы, чаще будем взирать на Крест Христов, стоять мысленно на Голгофе перед страшным и святым Крестом, слушать слова Христовы; утолим Его о нас Божественную жажду слезами покаяния, любви и умиления.

 

Задумывался ли ты, православный христианин, над словами Иоанна Богослова: Кто приходит к Вам и не приносит сего учения (Христова), того не принимайте в дом и не приветствуйте его (2 Ин. 10). Это говорит Апостол любви — любви к Богу и людям. О, как страшно перед Богом и опасно иметь знакомство и принимать в дом не имеющих учения Христова. От такой дружбы легко попасть в вечную муку. Кто увлечется новым учением, погибнет навеки.

 

- 122 -

Еще предупреждает евангелист Иоанн Богослов по своей неизреченной любви: И не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его (ст. 10-11). А если участвует, то и осужден будет [вместе с ним].

 

Господня премудрость видна на твари Его: вот зверьки одеты мехом - неветшающим одеянием. Что же мы, маловерные, так много беспокоимся о своем одеянии, неужели останемся без помощи Божией и нагими?

 

Святая Мария Египетская вела отшельническую жизнь в пустыне, подвиг ее был безмерно высок. Она осталась без одежды, но не пошла в мир за одеянием. Оставив мир, она ничего в нем не искала. Господь почтил святую, облек ее многотрудное, истощенное, очищенное от всякого греха подвигами покаяния и постом тело руками аввы Зосимы в монашескую мантию. В сей ветхой мантии преподобная Мария причастилась Святых Христовых Тайн, в ней же и погреб ее авва Зосима.

 

«Беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным», — говорится в молитве ко Святому Причащению о причастниках. Господь, будучи в нас по принятии Святых Тайн, тихо беседует с душою нашею, утешая, услаждая, упокоевая ее. О, как не хочется по принятии Святых Тайн говорить с людьми, оторвавшись от сладкой беседы с Господом, как жаждет душа остаться в уединении, чтобы с Единым Господом быть и Им Единым наисладчайшим наслаждаться.

 

Один инок для поддержания теплоты сердечной много трудился в посте и поклонах. Но вот пришел старец и оживил душу, зажег огонь сердечной теплоты в ученике силою Духа Святаго, носителем Которого он являлся. И понял инок, что его труды подобны теплой одежде среди холода, лишь сохраняют внутреннюю теплоту, благодать же отца его подобна солнцу - все обогрела, и одежда не нужна. Недаром Святая Церковь начинает молитвословие возгласом: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас», или «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас».

 

- 123 -

Блюди, душе моя, да не воздремлеши и не пребудеши, яко пять дев юродивых, вне чертога толкущи*. Пять дев - это пять чувств наших: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Зрение да хранит образ Господа, а не блудные картины. Слух да услаждается словом Божиим, в Священном Писании обретаемом, и повествованиями о подвигах святых, а не песнями блудными, не романами мерзкими, страстными. Обоняние да обоняет благоухание фимиама священного, а не нечистые вони житейские, табака и духов блудничих. Осязание да осязает четки молитвенные, а не плоть блудодейную; вкус да услаждается сладчайшею бессмертною Трапезою, а не объядением вредным, язык наш услаждающим, а сердце от Иисуса Сладчайшего удаляющим. О! да не пребудем вне чертога Христова!

 

Дивны дела Твои, Господи. Умер священнослужитель, прослуживший шестьдесят лет пред местной святыней—Животворящим Крестом Господним. В соборе, где он священствовал, ежедневно читался акафист Страстям Христовым (Кресту). Глубокий умом и сердцем старец переживал Страсти Господни, поклонялся Животворящему Кресту, горел перед ним как свеча верою и любовию. И Господь дал знамение Свое, что принял его служение - сороковой день по кончине старца пришелся на Крестопоклонной неделе и в четверг, под пятницу, когда в его храме пелся соборно акафист Кресту — Страстям Господним.

 

Перенесемся, добрый христианин, на путь, ведущий в Эммаус. Два скорбных путника. Третий, Незнакомец, присоединяется к ним, приветливый и соучастливый к их скорби, много целительного изливает Он на их раны сердечные. Он убеждает словами пророков и Писаний. Преподав им утешение, Он делает вид, что хочет один идти далее. Теперь уже Лука и Клеопа к Нему проявляют сочувствие: «Останься с нами, уже день склонился к вечеру». Евангелист повествует, что очи их были удержаны, чтобы они сразу не узнали Его. Ему нужно было открыть им Писания,

* Животворящий Крест Христов, святыня Успенского собора в Дмитрове. Согласно народному преданию, довольно позднему, Крест явился на водах реки Яхромы в 1291 г. (по мнению искусствоведов живопись Креста датируется, вероятнее всего, XIV столетием).

В воспоминание многораз­личных благодеяний, явленных свыше через благодатный Жи­вотворящий Крест, в пятницу перед Пятидесятницей в городе ежегодно совершались Крестные ходы в приходские храмы. В воспоминание чудесного спасения от грозившего городу пожара ежегодно 6 августа Животворящий Крест обносили вокруг торговых рядов. В соборе пред Крестом еженедельно совершался молебен, с акафистом Животворящему Кресту.

В начале 1920-х гг. Крест был похищен из собора и через некоторое время  обнаружен уже без оклада, который, веро­ятно, и привлек грабителей. Вскоре после этого Крест был вывезен в Москву, где и по настоящее время хранится с отделе древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.

- 124 -

иначе от восторга они не стали бы слушать Его. Сердца же их горели огнем Божественным, ибо Он близко, близко прикасался к ним. Когда же очи их отверзлись, и они познали Его во время преломления хлеба — Он стал невидим для них.

Пораженные чудом и радостию Лука и Клеопа немедленно вернулись в Иерусалим сообщить, что видели Господа. Апостолы опять собрались вместе после рассеяния от страха, обсуждая, что Господь воистину воскрес и явился Симону Петру

 

Смотри, как Дух Святый излагает события: кратко, живо, не распространяется ни на какие доказательства, как это принято в земных науках, даже драгоценные слова Господа, сказанные Луке и Клеопе из Писаний, не приведены и не переданы нам. Радость воскресения все заполнила собою; да загорятся же ею и наши хладные и обнищавшие сердца.

 

Осуждение... какое страшное оружие. Осудишь брата своего - и пострадаешь сам, сам свою собственную душу осудишь. Святый Ефреме, помоги нам чаще взывать: «Даруй ми, Господи, зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».

 

Сатана завидует, когда мы беседуем с Богом в молитве, предпринимает все меры, чтобы отвлечь нас от Бога и молитвы: учит нас употреблять время на земное, временное, исчезающее; знает он, окаянный, что все земное по смерти не нужно будет нам, и мы, делая земное, окажемся бессильными против него. Не таковернии, не тако - будем больше искать вечного и помощию Божией Матери презирать мир.

 

Как дорога Царице Небесной Держава Православная. Святая Русь, Пречистая Дева во всех твоих тяжких испытаниях являла Свою о Тебе милость. Так и в наши дни сотворила знамение Своего благоволения. Приняла Сама твою святую Державу в Свою всемощную десницу - икона «Державная» сие и явила нам. Твоя, Царица Небесная, Держава-Держава непобедимая. Теперь, в Твоей деснице, непобедимой стала наша Православная Держава. Непобедимы и наши исповедники православные Твоими, Дева, молитвами.

 

- 125 -

Иудейские цари потеряли свое царство, храм и самостоятельность за отступление от данного им Богом закона, так и христианские цари потеряли свои престолы за нарушение христианских Божиих законов (слова старца). Как иудеи не могут приходить к месту их храма в Иерусалиме, так и русские люди не могут войти в свой первопрестольный храм вследствие нарушения закона Божьего.

 

Святой царепророк прямо говорит: Аз же есмъ червь, а не человек (Пс. 21,7). И мы не ошибемся, если скажем о себе слова пророка. Роюсь в земных интересах, ум и сердце им отдаю, а Духа Божия не вмещаю, молитву Иисусову творить не могу, теряю. Воистину аз есмь червь, а не человек.

 

Святые праведные Захария и Елизавета особенно близки к Пресвятой Деве Богородице. Святой Захария был Ее воспитателем и опекуном. С трех лет и до двенадцатилетнего возраста Пресвятая Дева росла под его начальством и наблюдением. Он разрешил Ей входить на молитву во Святая Святых, позаботился о дальнейшей судьбе Ее, обручив праведному Иосифу Праведная Елизавета была для Пресвятой Девы Марии за мать и за старицу. К ней устремилась Пречистая после святого Благовещения, ей Она поверила Свою великую тайну и от нее получила приветствие во уверение истинного сбытия обетования Благовещения.

О, святии родители Предтечевы и сродницы Господни, святии праведнии Захарие и Елизавете, сродните сердца наши с Господом и Пресвятою Девою вашими святыми молитвами. Аминь.

 

Приближается воспоминание Страстей Христовых: Господь наш Иисус Христос за грехи всего мира претерпел страшную муку на кресте, и за наши грехи страдал Он. Сие страшное распятие... Не нужно ли и нам самим пострадать за очищение свое, пострадать постом, не вкушая желаемых яств, пострадать поклонами, принуждая плоть к молитвенному труду? Чем же нам умилостивить Бога за беззакония наши? Святая Церковь дала нам ко умилостивлению правды Божией святой пост, поклоны, молитву сокрушенную.

Пост без воздержания страстей не только не приятен Богу, но противен Ему (Триодь Постная, 2-я седм.

 

- 126 -

Райская пища Адама была плоды с древес. Господь дал ему вкушать от всех древесных плодов: ананасы, бананы, персики, яблоки, груши, сливы все самое наилучшее; только от одного смертоносного древа не велел вкушать, иначе смертию умрет. Все напрасно, не поверил Адам Богу, умер сам и за ним все, кто от него. Что вкушает теперь человек после своего падения? Свеклу, картошку, капусту, морковь, репу - плоды земные, овощи, после многих над ними трудов в поте лица своего. Что же лучше, яблоко благовонное или картошина, ананас ароматный или свекла?.. О, сколь низко пал Адам, не стоит он и земных плодов, но Господь не отнял их от него, трудиться же в поте лица за них определил человеку в наказание.

 

Какое неземное благоухание в чудных цветах земных. Вдохни аромат розы, лилии или жасмина - откуда этот аромат? Сие есть веяние райское, оно осталось в лучших цветах земных и утешает нас...

 

Блудный сын ушел от Отца... вот он пасет свиней и желает насытиться их пищею, но и ее ему не дают. Ушел от веры человек крещеный... Пасет свиней [как наемник] у неверующих безбожных лиц, хочет напитаться их бездушною пищею, но и ее ему не дают: не хватает образования, сокращают штат - он никому не нужен. В горести своей обращается он к Отцу Небесному с мольбою, и тут же Господь одевает, питает, почитает его и причастником делает его Тельца Упитаннаго, Святых Тайн сподобляет его (Лк. 15,11-33).

 

Музыка - изобретение потомков Каина, также металлисты или строители. Молитва—наследие Сима, из негоже по плоти Христос родися (Быт., гл.4).

 

Крест... На нем распятый Сын Божий Господь наш Спаситель, умерший в страшных муках, чтобы искупить нас Собою от вечной муки в аду, в плену у диавола. Бойтесь, христиане, сбросить с себя данный при святом крещении крест Господень - этот паспорт христианский, документ на освобождение от вечного заключения во аде.

Кто снял с себя крест, тот отказался от освобождения от ада: иду от Христа к диаволу во ад. Ад... Вечное безысходное смятение духа, отчаяние

 

- 127 -

И томление, нестерпимые страдания от огня вечного, угрызение червядщия и злорадство диавола — что удалось ему заставить человека так мучиться.

В Триоди Постной, на Крестопоклонной неделе, чтем: поклоняющиеся Кресту Христову исполняются Духа Святаго (пяток, канон), Крест - то древо райское, от которого оживился умерщвленный плодом древа Адам.

 

Смотри, как мать Святая Церковь разделяет твое горе, твою скорбь... У тебя умер близкий человек. Святая Церковь утешает тебя, обещает ему новую жизнь, где нет болезни и печали, и смерти не будет... Она разделяет твое одиночество, велит девятый день быть в храме и вместе с тобою молится за усопшего. В двадцатый день приглашает вспомнить ушедшего в иной мир. В сороковой день провозглашает ему вечную память в храме, среди членов твоей семьи и знакомых. И как живого помнить будет каждый день, если позаботишься о душе тебе дорогой.

 

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.* Не забывай, человек, что отец и мать, через которых Господь дал тебе жизнь для вечного блаженства, должны быть в большой чести, как наивысшие благодетели твои. Чти святую память их, молись о них при жизни их земной и по усопшим совершай память. Не дерзай их осуждать и оскорблять — это нижайшее хамство. За непочитание родителей в Ветхом Завете предавали смертной казни — побивали камнями. О! убойтесь не чтить родителей своих.

 

Господь наш Иисус Христос есть Царь царствующих и вечный Владыка всего земного и небесного. Подумай, что ты находишься во всецелой от Него зависимости, даже в самом ничтожном себе не хозяин, ибо ни один волос не упадет с твоей головы без Его воли.

О! Как должны мы припадать к такому всемогущему Владыке нашему, как часто должны просить у Него милости себе.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Аминь.

 

Сколь неблагодарны мы пред Господом... Подумай, если бы тебя любил какой-нибудь человек, так сильно любил, что умер за тебя, осужден-

 


* Исх. 20,12

- 128 -

ного на смерть. А ты бы не оказал любящему тебя никакого внимания и благодарности. Так и мы, окаянные, не благодарны избавившему нас от вечной муки Своею смертию за нас на Кресте, забываем благодеяния оказанные нам Господом Иисусом Христом и едва вспоминаем Его, Спасителя нашего.

 

Особенная тишина бывает на душе после выноса Животворящего Креста, будто сам воздух затих. Кто благоговейно молился во время выноса Животворящего Древа, тот по опыту знает: это есть таинство смерти Господа за спасение мира и обновление его, таинство прогнания бесов, победа над ними.

Тихо-тихо... зло исчезло, трепещут демоны Креста и исчезают. Души ощущают мир, тишину и спасение свое, содеянное Господом Иисусом Христом на Кресте.

 

Какое Божие снисхождение к немощи человеческой... Провидел Господь, что ревность иудеев к закону Моисееву не даст им принять Новый Завет христианский и признать Иисуса Христа за Мессию и Сына Божия. И вот Отец Небесный возвещает: Сей есть Сын Мой возлюбленный и поучает: Того послушайте*. Но иудеи не могут идти за Христом. Мнимое первенство их не допускает, гордыня сделала их врагами Сына Божия Послушайте, послушайте Творца Вседержителя. Он Вам заповедует: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте! Аминь.

 

Все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела - вот слова Самого Господа**. Не сказал: сама бедная, зачем положила. Нет, но восхвалил ее, и память о ней оставил всем нам святой евангелист Лука. А мы, когда нам дают, останавливаем бедных - самим вам нужно. Это слова маловерия, истинно верующие не должны останавливать подающих от дел добрых, но верить, что Господь им воздаст сторицею. Аминь.

 

Обратим свой ум на святых апостолов, на которых в виде огненных языков в Сионской горнице сошел Святый Дух и все начаша глаголати на

 


* Мф. 17,5.

** Лк. 21,4.

- 129 -

иностранных языках. Почти две тысячи лет священные эти глаголы просвещают мир, служат основой истины, их изучают богословы. О! Воистину Сионская горница по сошествии Святого Духа есть наивысшая святая Академия. В академиях изучают иностранные языки, зубрят слова; в Сионской горнице сразу святые апостолы заговорили на всех языках свободно и легко, — Сионская горница была исполнена Святого Духа, в ней не было произнесено ни одного слова, неугодного Богу. Наши архипастыри в настоящее время часто отходят от святости. Не будет училищ — будет Дух Святый учить верных пастырей Христовых духу Премудрости, духу Разума, духу явившегося на земле Господа. Аминь.

 

О! Коль великий дар дан христианам - Богоявленская святая вода. Она исполнена, благодатным наитием на нее Святого Духа,

избавления от грехов,

благословения Божия;

сокрушает сатану под ноги наши;

совет лукавый на нас движимый разоряет;

избавляет от навета искушений сопротивных;

достойными соделовает обещанных благ;

просвещает наш разум Святым Духом;

ниспосылает благословение Иорданово;

освящает дома;

избавляет от грехов бывших и наклонностей;

исцеляет душевные болезни;

исцеляет телесные болезни;

помогает в час смертный и облегчает его

отгоняет видимых и невидимых врагов;

подает утешение всем черплющим ее;

очищает тело и душу причащающихся ее от всякой скверны;

исполняет нас невидимым наитием Святого Духа;

избавляет от всяких скорби и нужды.

Господи, благодарим Тя!

Господи! Слава Тебе!

Господи! Слава человеколюбию Твоему во веки бесконечные.

Аминь.

(Ектения на освящение Богоявленской воды).

 

- 130 -

Может ли в театре быть что-либо Божественное? Кажется, нет... НД уместно церковное пение, неуместен звон, неуместно таинство... Митрополит московский Филарет строго запрещал находящимся в театре сидя слушать церковные молитвы ради музыки. Верно, какой христианин может сидя слушать таинства в театре?

Вот случай из жития святого мученика Филимона*. Он был языческий артист и, как актер, кощунственно совершил крещение, но слова таинства сказал точно: «Крещается Филимон во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». И тут же сошла на него благодать Святого Духа, и он просветился и исповедовал себя христианином.

Может быть, люди, не бывающие в храме, хотя бы в театре умиляются красотою Христовою и Его благодатию?.. Господи, на всяком месте, везде Сый, прости согрешения, но обрати во славу Твою, ибо свято Имя Твое и всюду просвещает оно мрак греха и беззакония. Аминь.

 

Кровь Христова и Тело Христово суть мученические. Как же без жертвы приобщаться мученической Крови Христовой? Нужно в жертву принести сластолюбие, сон, многоглаголание и многоядение. Пост, молитва, поклоны приличны приобщению Святого Тела и Крови Христовой.

 

Когда Великим Постом тебе не захочется класть земные поклоны на молитве «Господи и Владыко живота моего...», то скажи себе: «У меня много грехов, вот за них, как епитимию, буду класть поклоны во искупление вины моей». И охотнее будешь кланяться.

 

Такого нигде нет, чтобы кто из руководимых в духовной жизни имел сразу многих руководителей. На это старцы не дают благословения. Духовная жизнь учит иметь одного духовника, одного пастыря. Это не значит, что других не уважать, но что одного пути держаться и одного пастыря иметь. И Господь Иисус Христос во святом Евангелии глаголет: И будет един пастырь **.

 

Канонические правила не разрешают епископу въезжать в другую епархию без разрешения местного епископа. Священнику — в чужой при-


* Память 14 (27) декабря.

** Ин. 10,16.

- 131 -

ход входить. Жестоко и несправедливо делают те, кто хочет чужую овцу себе присвоить, ибо овца слушает гласа своего пастыря и чуждаго гласа не знает и бегает от него. Нет крепче любви, как пастыря к чаду, и любви чада к своему старцу. Неканонично поступает тот, кто хочет насильно чужую овцу себе похитить. Да не будет сего со мною, Господи, молю Тебя, Пастырю мой добрый.*

 

Говорят: какая разница, вот живут венчанные, а плохо живут, а невенчанные живут счастливо. Разница велика... Невенчанные лишаются благодати и милости Божией, их нельзя причащать, а строже говоря, нельзя и отпевать. Как возжигать свечи у их гроба, когда тела их скверны от блудного брака? Как возлагать венчик на чело, когда жизнь не имеет победы над нечистотой (старообрядцы ни под каким видом невенчанных не отпевают). Еще страшнее - на Страшном суде Христовом, когда Господь скажет венчанным: Приидите, благословеинии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие, а невенчанным, неблагословенным: Идите от Мене, проклятии, во огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его.**

 

Святой апостол Петр просил Иисуса Христа, идущего по водам: Господи, повели ми прийти к Тебе. Господь разрешил вступить на морскую пучину, но апостол Петр на мгновение усумнился и начал тонуть, не поверил всем сердцем, что слово Господне всемогуще, и утопая возопил: Господи, спаси мя!***

О! Как требуется в духовной жизни не сомневаться в слове Божием, иначе нет нам спасения.

Возопиим со апостолами: Господи, умножь в нас веру.**** Аминь.

 

Всегда смиряй себя, говоря: «Мне сказал Господь: земля если и в землю отидеши. Земля, прах и пепел есмь аз, что превозношуся?»

 

Душа моя, стремись к исполнению святого послушания. Вспомни, как пострадал святой пророк Иона, положившись на свой разум, [думая]: проповедовать, что Ниневию постигнет гнев Божий, не имеет смысла, т.к. человеколюбие Божие все простит им и гнева не будет. Он рев-


* Мать Иоанна духовно руководила многих христиан, для дмитовцев была воистина духовной матерью.

** Мф. 25,34; 41.

*** Мф. 14, 28-30

**** Лк. 17,5

- 132 -

новал по славе Божией, «еже пророчеству не солгатися», и с этой мыслию крепко заснул на корабле, несущем его в противоположную от Ниневии сторону.

Но сколько пострадал он, во чреве кита будучи, никто из человеков этого постичь не может. Видя его крестную молитву раскаяния и стремление исправить свой грех исполнением послушания, Господь повелел киту изблевать его на землю.

Господи, даждь ми покаяние, да усердно исполняю всегда все данные мне Тобою послушания. Аминь.

 

Роптать на Бога - великая и грубая ошибка и грех, ибо Господь строит все человеколюбно и глубиною мудрости, и поносить эту к нам неизреченную любовь и мудрость есть великая, мерзкая низость.

 

Был ученик у великого старца. Старец, когда пел стихиру в вечер Недели мясопустной: «И снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения», всегда указывал ученику, чтобы он молился непременно, да сподобит его Господь причаститься в светлую ночь Святой Пасхи.

Так приучил старец своего ученика в светлую ночь за Литургией приобщаться, и всех монашествующих в обители, в которой служил светлую заутреню и Литургию. Старец - это епископ Серафим Дмитровский. Кто к нему приезжал, и своих послушниц, он всю Светлую седмицу ежедневно приобщал, «да никтоже алчен отыдет» (Св. Иоанн Златоуст).

Запричастный стих всю Светлую неделю поется «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите».

 

Душа как птенец. Будет ли птенчик жалеть скорлупку, из которой вышел. До скорлупки ему и дела нет, где она и как лежит. Этому подобится и душа наша, выйдя из бренного тела, радуется она простору, освобожденная от тленного и многоболезненного своего состава.

Воистину, честна пред Господом смерть преподобных Его!

 

Господи, сотворенная Тобою тварь разумна. Кошечка чует мышей в норах - стремится их уничтожить. Собачка лает на чужого - чувствует вра-

 

- 133 -

га. Дай же мне разуметь духовных врагов моих, обольщающих меня страстями, дай повиноваться добру, но не злу.

 

Хула на Духа Святого не простится. Покаяние всякому греху может испросить прощение у Господа. Но хула на Духа Святого не простится вовеки.

Кто, впадши в гордость, отрицал благодать покаяния, никогда не загладит греха. Вот пример. Толстой хулил таинства Духа Святого. На неоднократный призыв Синода оставался хулителем и заслужил отсечение, как гнилой уд, от тела Церкви. Анафема, не прощен навеки, на бесконечные веки лишен спасения.

Сколько бесстрашных хулителей, сколько опровержений на Святое Писание и Слово Божие в наши дни. И сколько примеров, когда непрощенными умирают. Вспоминается видение Иоанна Богослова: жена, и на ней написана хула*. Страшно подумать, что хула пишется, печатается и умножается.

 

Чтобы угодна была твоя душа Господу, надо омывать ее покаянием, слезами; чистая душа Ему угодна будет, и благодать Свою Господь даст ей.

 

Стоит яблонька, как невеста - чиста, свежа, прекрасна в цвету своем. Не успела украситься, как уже облетает и исчезает ее юная краса... Будет ли кто оплакивать, что цвет ее увял и исчез? Всякий знает, что это необходимо для плодов. Все радуются, что будут яблочки. Так не плачьте о тех, кто умер рано, во цвете своей красоты. В вечной будущей жизни райские плоды ждут чистых и непорочных душою.

 

Вспомним, монахи последнего века, Того, Кто висел на Кресте, Кто не имел где главу приклонити, вспомним Того, Кто спал на корме корабля, разбиваемого волнами - и не будем скорбеть о том, что не имеем места жительства «со всеми удобствами».

 

Пал человек, согрешил... Ангел-хранитель отошел от души его. Бес, как победитель, завладел душою его падшею; человек сделался испол-

 


* Откр. 17,3

- 134 -

ненным злобы, хуления, на все смотрит мрачно. Думает: откуда это зло в сердце, ведь до падения душа радостная и любвеобильная на все смотрела с благодарением и светло! Грех, ты уже на земле даешь душе предвкушать мрак и тьму ада.

 

Невеста имеет на главе длинную белоснежную вуаль. Так и невеста Христова должна быть «чиста своими помыслами не только от дел скверных, но и от мыслей скверных»,-так сказал старец духовной своей дочери. Невеста одета в длинное белое платье - и невеста Христова должна быть делом чиста и непорочна от греха. Невеста имеет в руке зажженную свечу - и невеста Христова должна светить миру добрыми делами и милосердием. Невесте дают кольцо на руку. И невесте Христовой дается кольцо - четки в руках ее и молитва непрестанная в сердце.

 

Задумался монах, остановил мысль свою на святых словах благодарственной молитвы по Святом Причащении: «Пройди во уды моя, во вся составы...» Господь так посетил его во Святом Причащении, что весь он наполнен Святым Причастием, Телом и Кровию Господнею. Тело его, как чаша, переполнилось Святым Причащением и через край перелиться может: все мельчайшие частички его тела, все капилляры переполнены, от радости истаивает его сердце, переполняясь любовию и благодарением Господу Своему.

 

Смиряяй себе вознесется* - сия Христова истина ясно видится на величайшем пророке Иоанне Крестителе. Когда люди во множестве притекали к святому Иоанну Предтече, думая, что он обетованный Мессия, то святой говорил: Грядет же креплий мене, Ему же несмъ достоин отрешити ремень сапогу Его**. «Недостоин, наклонившись до земли, коснуться обуви Его» — вот нижайшее смирение Предтечи Господня. За сие и по избранию Своему Господь смирение Предтечи возвысил: верха главы Своей коснуться повелел и крестить Себя. Главу Свою приклонил Предтече!

О, глубина премудрости и благости Божией! О, высота, от смирения рождающаяся! О, славный Предтече, помоги мне покаятися в гордости моей и сподоби мя присно во смирении пребывати. Предтече, пророче, мучениче, апостоле! Моли Бога о нас грешных. Аминь!

 


* Лк. 14,11

** Лк. 3,16

- 135 -

«Яко сильнейши всего есть благочестие». Какая техника отвратит сатаны - гибель, постигшая Содом и Гоморру. Страна исчезла, провалилась в глубь земли, выступило Мертвое море. Ни пушки, ни авиация, ни химия - ничто не могло остановить эту страшную гибель. Одно благочестие могло отвратить бедствие, если бы нашлось в Содоме и Гоморре десять праведников. Сила сильнейшая - благочестие.

 

«Во искушениях будь терпелив» (из оглашения постригаемому). Не забудь, вступивший на подвиг монашеский, что терпение тебе необходимо. Главное — терпеть искушения. Как бы хотелось идти ровным гладким путем во благости Божией в живот вечный! Нет, совсем наоборот! Гладкого пути не получается. На этом пути страдания духовного и нужно терпение монаху. Господи, виждь скорбь мою, помоги мне!