ГЛАВА XI
На очередном допросе, я, как по нотам, разыграв сценарий, придуманный мной и Раимбеком, стал «английским шпионом». Следователи торжествовали победу, им этого оказалось мало, все требовали дополнительной информации. Моей фантазии не было предела. Однажды Багаутдинов спросил меня:
— А Гитлера ты видел?
— Видел. И разговаривал с ним. Багаутдинов даже вспотел от неожиданности. Поверил.
— Где? Когда? При каких обстоятельствах? — и схватился за бумагу, чтобы записывать показания.
Хорошо помню, как захватил меня азарт сочинительства. Спокойно глядя на него, продолжал фантазировать.
— Был у него на дне рождения.
— У кого?
— У Гитлера. Он пригласил меня поиграть на скрипке.
— Тебя одного?
— Там было еще три музыканта. Кларнетист, аккордеонист, ударник.
— Кто такие? Все подробнее рассказывай. Имена назови. Адреса.
— Откуда знаю? Это были немецкие музыканты.
Когда из душной мокрой камеры приводили на допрос в просторный светлый кабинет следователя, я радовался и чистому воздуху, и солнечному свету в окне, несмотря на то, что здесь издевались, как хотели. Все готов был стерпеть, лишь бы растянуть время допроса.
И я, не спеша, со всеми «подробностями» рассказывал о «встрече» с Адольфом Гитлером. Багаутдинов старался записать каждое мое слово.
— Ну вот. Иду по рейхстагу в сопровождении немецкого офицера. Большой зал, кругом люстры, мрамор, ковры. Паркет такой скользкий, и в нем сам себя, как в зеркале видишь.
— Э, хватит про зеркала!—злится, торопится следователь, чтобы добраться до сути.— О самом главном
говори! Что тебе сказал Гитлер?
— Но я подробно, по порядку рассказываю. Дальше так было. Когда я играл на скрипке, Гитлер подошел ко мне с Евой Браун.
— Кто такая?
— Жена.
Он мне сказал: «Молодец, хорошо играешь». Тут подскочил официант, на подносе — рюмки с коньяком. Гитлер предложил взять рюмку. Я, он и Ева Браун взяли в руки рюмки. Гитлер сказал: «Выпьем за твое здоровье».
— Почему он так сказал? — насторожился Багаутдинов
— Наверное, потому что понравилась игра.
Я продолжал фантазировать, не думая о том, чем все это закончится, и, кажется, сам уже начинал верить в то, что говорю.
— Откуда родом? — спросил Гитлер.
— Из Казахстана, говорю.
— Где это?
— На границе с Китаем,— отвечаю.— Хина!
— О-о-о! — удивлен Гитлер.— Это далеко. Надо бы тебя, музыкант, домой отпустить. Вот прекратим войну, заключим мир, поедешь в Казахстан, передашь от меня привет своему народу.
— А ты что в ответ? — спросил следователь. А я сказал: «Зачем прекращать войну? Если начали, воюйте до победы».
Багаутдинов был готов ударить меня.
— Вот из-за таких, как ты, и затянулась война! Что было дальше?
— Дальше ничего...
— А где сейчас Гитлер? Он, действительно, покончил с собой, или где-то скрывается?
После войны этот вопрос серьезно волновал не только его.
— Скрывается,— многозначительно сказал я.— Уехал в Испанию к своему другу генералу Франко.
— Откуда тебе известно, что они друзья?
— Не раз видел, как Франко приходил к Гитлеру на день рождения.
— Но как ты узнал, что это был генерал Франко? До войны, как известно, Франко часто изображали Кукрыниксы. Пузатый карлик с топором и многочисленными орденами на мундире. Таким его и обрисовал Багаутдинову.
О моих новых показаниях стало известно начальству. Утром, едва возобновился допрос, в кабинете следователя появился заместитель начальника следственного от-
дела подполковник Нишмурзин. Я знал его по предыдущим допросам.
Багаутдинов заставил повторить рассказ о встрече с Адольфом Гитлером. Нишмурзин слушал-слушал, потом вдруг резко встал и заорал на меня:
— Ты что, мать-перемать, за дураков нас считаешь? Думаешь, кто-то поверил твоим басням, сволочь! Говори только о том, что было!
— Говорю, как было,— пробормотал я, испытывая удовольствие от его ярости.
— Заткнись!— крикнул подполковник и поспешно ушел, хлопнув дверью так, что она едва не слетела с петель.
После этого беседы о фюрере прекратились.