- 138 -

КОМАНДИРОВКИ

 

Мне часто доводилось выезжать в район: и на машинах, грузовых и легковых, и на лошадях, это чаще всего, и на санях и телегах, случалось и на верблюжьей упряжке, и на быках. Побывал я в

 

- 139 -

множестве мест, где что-нибудь строилось или намечалось. Был и в Экибастузе, тогда стояло там лишь несколько домиков охраны в голой степи у законсервированной шахты английских концессионеров. Ездил я туда в попытке найти насос для городской бани. Насоса не оказалось, зато попали мы в отличный степной буран, прямо как у Пушкина, и с пути мы сбились, но обошлось; а вспомнить есть что. Посетил как-то и знаменитый Муялдинский грязевой курорт, тоже по строительным делам. Нестерпимая сероводородная вонь - и грязь с сильнейшим действием.

Весной степь поразительно расцветала, хоть, правда, и не было маков и тюльпанов, как под Алма-Атой. Около заброшенных казахских зимовок на унавоженной почве, после дождя, земля сплошь покрывалась шампиньонами, их считали поганками и не собирали.

А одна поездка запомнилась на всю жизнь сентиментальным переживанием. Пришлось куда-то ехать, километров за 40, на огромной мажаре, полной сеном и запряженной парой быков. Был июль, и, чтобы не по жаре, тронулись мы в сумерках и ехали всю ночь. Было тихо, воздух сухой и пахнущий полынью и пылью, а небо!.. Больше никогда не видел я столько звезд - так много и таких огромных, близких и отчетливых.

Шли не спеша быки, поскрипывал воз и вовсю стрекотали кузнечики.

Я был готов ехать так весь остаток жизни. Спутники - молодежь. Рассказали мы все анекдоты, спели все песни, потом притихли и смотрели в сияющее черное небо. Задремлешь, потом опять смотришь.