- 3 -

Ингушетия вырастила Созерко Мальсагова настоящим мужчиной, царская Россия воспитала в нем честь, достоинство и благородство офицера.

М.С. Мальсагов

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Всякая книга, подобно человеку, имеет свою неповторимую судьбу, порой счастливую, а порой и трудную, обреченную на вечные скитания в поисках добра, справедливости. К сожалению, именно так сложилась жизнь книги, которую ты, читатель, держишь в руках. По сути, она повторила нелегкий путь своего автора, жизнь которого, без преувеличения, можно назвать легендой. Хотя, если бы его судьба была иной, не было бы и этой книги...

 

* * *

Ингуш Созерко Артаганович Мальсагов, бывший офицер царской, а позже и добровольческой армии, одним из первых совершил (в 1925 г.) дерзкий побег из Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), перебравшись затем и за границу Советского Союза. В 1926 году его книга под названием «Адские острова. Советская тюрьма на Дальнем Севере» вышла в Лондоне на английском языке. Это было едва ли не первое документальное свидетельство о существовании «раковой опухоли» (ГУЛАГа) на теле молодого Советского государства. Метастазы ГУЛАГа только начали распространяться, и С. Мальсагов сумел разглядеть опасность, какую таит о себе создаваемая советской властью система лагерей. И ударил в набат. Книга буквально потрясла западного читателя. Автор задолго до появления воспоминаний А. Солженицына, В. Шаламова, Л. Разгона, других узников сталинских лагерей поведал миру о чудовищных условиях, в которых находятся заключенные в советских лагерях.

В ряде стран Европы в средствах массовой информации появились заявления, обращения возмущенных читателей к советским руководителям. Последние же попытались убедить мировую общественность в том, что книга Мальсагова — это ложь и клевета на советскую действительность. Сталин и его окружение попытались обмануть мировую общественность лживыми репортажами, фото- и киноматериалами «представительных» комиссий и «опытных» журналистов.

Автор книги был объявлен врагом советской власти, его имя было предано анафеме, советские чекисты не единожды совершали

 

- 4 -

на него покушения. Под давлением таких обстоятельств он был вынужден переезжать из одной страны в другую.

Вторую мировую войну С. Мальсагов, будучи офицером польской кавалерии, встретил в бою. Однако в 1939 году войсками фашистской Германии был взят в плен и вывезен в офицерский лагерь в Германию. Но и здесь он не прекращает борьбы. Совершает побег из лагеря. Польским движением Сопротивления перебрасывается во Францию, где продолжает действовать в составе диверсионных групп. После окончания Второй мировой войны с 1946 года и до конца жизни (умер в 1976 году) он жил в Англии.

Прошло долгих 65 лет, прежде чем российский читатель получил возможность познакомиться с книгой С. А. Мальсагова "Адские острова". Когда в 1990 году я впервые прочитал эту небольшую книжечку, она буквально потрясла меня. По своему подходу, глубине изучения проблемы, проникновения в психологию людей, обреченных в Соловецких лагерях на медленную смерть, книга заслуживает самой высокой оценки.

Задолго до падения советской власти С. Мальсагов пророчески писал: если мое свидетельство будет достойным обсуждения и признано как часть гигантского обвинительного приговора, который русский народ, все человечество, история и Бог, без сомнения, предъявят Советской власти, я буду считать свой долг выполненным» (выделено мною.—В.-Г. Т.).

Сегодня с уверенностью можно сказать, что автор «Адских островов» до конца выполнил свой долг не только перед ингушским, но и перед другими народами, одним из первых поведав миру о трагической судьбе миллионов людей, ставших заложниками советской системы.

Невозможно без боли в сердце читать страницы исповеди С. Мальсагова о бесчеловечности, жестокости лагерных палачей. Хотя ругать палачей за их действия — все равно что критиковать вампира за кровопийство. Со страниц книги на нас смотрят бессердечные роботы, бесчувственные, тупые, безмозглые и безжалостные изверги — нелюди, плоть от плоти породившей их системы. Усилиями администрации на Соловках была внедрена бесчеловечная система наказаний. Она была верхом изощренного ума мракобесов.

Руководители Коммунистической партии и Советское правительство заявляли, что Соловецкие лагеря особого назначения во своей сути являются исправительными. Им хотелось убедить мир в том, что наказание в данном учреждении имеет своей целью воспитать в заключенных лучшие человеческие качества и помочь им стать полезными гражданами Советского Союза. Но внимательно прочитав книгу, убеждаешься в том, что в действительности методы наказания, как и медицинского обслуживания, основывались на том,

 

- 5 -

чтобы наибольшее число заключенных как можно раньше ушло из жизни.

Богатым фактическим материалом о лагерной жизни автор доказывает, как с первого дня советской власти создавалась слаженная система лагерей и тюрем для подавления инакомыслия. Причем, как справедливо отмечает С. Мальсагов, последние значительно превзошли в этом своих предшественников — царское самодержавие. Под тюрьмы, лагеря, пересыльные пункты были приспособлены даже многие монастыри, старинные замки, особняки — исторические и архитектурные памятники.

Прочитав книгу до конца, ощущаешь подавленность, внутреннее опустошение от гнетущей сердце правды, страшной в своей наготе. Книга стала своеобразным обвинением всей советской системы, которое прозвучало на весь мир. Тюрьмы, лагеря, зоны не просто «темные страницы» советской действительности. Широта их размаха, тщательная разработка системы ГУЛАГа стали как бы сатанинской печатью советской власти. Она с редкой для себя последовательностью и умением проявилась в массовом уничтожении миллионов ни в чем не повинных людей. Заключенных, однажды названных врагами, власть, по праву сильного, топтала, давила, душила.

Соловецкие лагеря были рассчитаны на полную изоляцию от внешнего мира. Оттуда не отправлялись письма, оттуда не возвращались. Но С. Мальсагову и его друзьям удалось вырваться и рассказать правду об «адских островах». В условиях Соловков это был акт отчаянной смелости, ставший, по сути, вызовом всей советской системе.

Жизнь Созерко Артагановича Мальсагова — это жизнь, прошедшая в борьбе со злом в любых его проявлениях, жизнь человека, который волею судьбы оказался вдали от семьи, родных, близких, родины его предков, большей частью прошедшая на чужбине. Но прожил он ее достойно, как подобает истинному горцу. Вот что писал 25 февраля 1976 года после кончины С. Мальсагова его родственникам из США наш земляк Якуб Озиев: «Он был настоящим мужчиной, ингушом, безмерно любившим свою родную землю, свой Кавказ. Но волею судьбы, лишенный всего самого дорогого, он встретил смерть далеко от семьи одиноким, обессилевшим стариком. Дай Аллах ему Рай!!!»

Созерко Мальсагов ушел от нас, но остался навсегда в памяти не только всех поколений рода Мальсаговых, но и всего ингушского народа как человек честный, благородный, человек твердого духа, чистых помыслов и светлых надежд. Хочу, чтобы таким он предстал и перед тобой, уважаемый читатель.

 

Висин-Гирей Танкиев,

кандидат исторических наук,

доцент, полковник запаса