- 4 -

О КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ

Проблема преступления и наказания стара как мир, однако продолжает привлекать внимание. На суд читателя было представлено немало произведений об этом: «Записки следователя», «Записки прокурора», кино- и видеофильмы, спектакли по материалам следствия и судопроизводства. Они не просто интересны по сюжетам, но и в значительной степени познавательны. В общем-то, любители детективного жанра в большой мере знают, как расследуются преступления, как ведутся допросы потерпевших и подозреваемых, как задерживают преступника. Здесь в центре сюжета преступление как таковое.

Но вот преступник пойман. А что же дальше? О перипетиях правосудия и психологических проблемах повествует книга А. Мирека «Тюремный реквием», существенно отличаясь от развлекательного детектива. Преступление в них только фон, и главное не в разгадке «кто убил», а в исходе единоборства преступника - зачастую по сути жертвы и Закона, и обстоятельств, и морально-психологического состояния.

Книга раскрывает огромное количество нюансов в «совершении преступлений» (от 1920-х до 1980-х годов) и в политическом, и в уголовном ракурсе.

Принципиальное отличие сюжетов от множества других в том, что повествование ведется как бы «изнутри» - не только из кабинетов следствия и прокуратуры, а главное - из тюремных камер «Лубянки», «Бутырок», «Крестов» и лагпунктов лагерей. Причем основное место отведено рассказам самих заключенных, а потому подлинная «непридуманность» событий, свидетелем которых был сам автор, не вызывает сомнения. Автор ставил своей целью не только поведать о людских судьбах, а главное - раскрыть внутренний мир человека, волею обстоятельств вынужденного провести значительную часть своей жизни в изоляции от общества. Каков психологический настрой заключенного, как подвергаются испытаниям идеалы, как меняется отношение к совершенному преступ-

 

- 5 -

лению - все это в книге А. Мирека подается многогранно, увлеченно, непосредственно от первого лица.

«Записки заключенного» - бесценный материал для человека, способного размышлять и анализировать, не важно - профессиональный ли это психолог, юрист, педагог или рядовой читатель.

Сегодня, когда преступность и коррупция в России выходят за все мыслимые и немыслимые рамки, книга особо актуальна и может служить предостережением для тех, кто, начиная с малых сделок с совестью, не заметно для себя приходит к безрассудному вызову обществу - к грубому нарушению закона. Переосмысливать содеянное приходится уже за толстыми стенами, решетками и колючей проволокой. И главное, в наше время, в условиях бесчеловечных, приводящих к тяжелым заболеваниям и даже к смерти.

Не оставлено без внимания и то, что обычно остается «за кадром»: работа правоохранительных органов, нередко порочные методы следствия и прокуратуры, режим и невыносимые условия в следственных изоляторах. Еще недавно подобные откровения были «запретной зоной», а герой-заключенный - «персоной нон-грата».

Но времена меняются. Сегодня ни для кого не секрет, что проблемы, ранее считавшиеся «язвами капитализма», вполне комфортно прижились в первой в мире коммунистической стране социализма. И главный пафос книги - привлечь внимание к наисложнейшей задаче - укреплению российской законности и правопорядка.

Несмотря на столь серьезные проблемы, подчас строгую документальность, в чем непреходящая ценность повествования на многие годы, книга читается легко, на одном дыхании, как будто слушаешь интересного собеседника с отличным чувством юмора.

Альфред Мартинович Мирек - доктор искусствоведения, профессор, специалист в области баяна и аккордеона, коллекционер музыкальных инструментов. Он автор 12 книг историко-конструкторского и методико-педагогического плана, а также более 200 статей, изданных в нашей стране и за рубежом. Им написаны две диссертации - кандидатская и докторская. Он занимал и административные должности - директора Всероссийских курсов повышения квалификации работников культуры и искусств, а затем был директором Московского областного музыкального училища.

Более четверти века А. Мирек проводит выездные лекции по городам Центральной России, Сибири, Урала, Средней Азии, Поволжья, в ближнем и дальнем зарубежье.

Деятельность профессора А. М. Мирека в области культуры и искусства часто отражается в периодической печати нашей страны и за рубежом (во Франции, Дании, Польше, США, Нидерландах,

 

- 6 -

Чехии, Финляндии). Богатый опыт, знания, новые научные изыскания и открытия профессора Мирека представляют большой вклад не только в отечественную, но и мировую науку. Он выступает с научными докладами на Международных симпозиумах и семинарах. Он систематически дает отзывы и заключения на новые научные труды, выступает официальным оппонентом на защитах диссертаций.

Но, пожалуй, главное - это то, что профессор Мирек продолжает и сегодня вести научно-исследовательскую работу. Он полон энергии и планов. В 1989 году им создана «Схема возникновения и классификации основных моделей гармоник в мире. 1700-1990» (издана в 1992 г.). Затем издаются «Основы постановки аккордеониста». В 1994 году выходит из печати энциклопедия «Гармоника. Прошлое и настоящее», в 1995-м - «Курс эстрадной игры на аккордеоне». В этом же году он был награжден государственной наградой - почетным званием Заслуженный деятель искусств России.

А. Мирек - член культурной ассоциации Российско-Польской дружбы «Дом польский», член совета доверенных лиц Американского общества бывших советских политзаключенных (Нью-Йорк, США), член историко-просветительского правозащитного общества «Мемориал», член Совета Старейшин Российской Ассоциации жертв политических репрессий (Москва), член Российской Ассоциации музыкальных мастеров, главный эксперт.

А. Мирек обладает огромной волей, целеустремленностью, уникальной памятью и работоспособностью. Все эти качества в сочетании с неиссякаемым чувством юмора позволили написать ему эту литературного склада книгу «Записки заключенного», в которой захватывающий литературный сюжет сочетается с предельной фактологической точностью.

Редактор Г. Е. Логвинова