- 70 -

Азбука марксизма

 

В статье «Об отношении рабочей партии к религии» Ленин писал: «Мы должны бороться с религией. Это — азбука всего материализма, и, следовательно, марксизма». И в другой статье 1905 года: «Мы требуем полного отделения Церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейно и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом». 21.01.1918 года был издан декрет о полном отделении Церкви от государства, и коммунисты начали бороться с Церковью «идейным оружием». Какого рода было это идейное оружие отчасти дают понять документы из фонда Наркомата юстиции в Государственном архиве Российской федерации (ГАРФ), публикуемые ниже.

АКТ

братии Александро-Свирского монастыря Олонецкой епархии в Наркомюст об аресте монахов и послушников, конфискации имущества монастыря и вскрытии раки

18 ноября 1918 г.

1918 года ноября 5/18 дня. Мы, нижеподписавшиеся братия Александро-Свирского монастыря Олонецкой епархии, составили настоящий акт в нижеследующем :

 

 

- 71 -

10/23 октября сего 1918 года в 8 часов утра прибыла в нашу обитель партия до 30 человек красноармейцев с комиссарами, приказали всей братии и послушникам собраться в братскую трапезу, что и было исполнено. В трапезе объявили, что все находящиеся в оной арестованы, от каждого потребовали ключ от келий с обозначением на привязанном ярлыке номера келий. Служащих иеромонаха с иеродиаконом, двоих певчих, пономаря и свечника освободили для совершения поздней Литургии. Во время поздней Литургии, обеда и после онаго, т.е. с 9 до 12 час, дня, обошли они настоятельские помещения, в казначейском коридоре и братском корпусе все келий и мастерския, экономскую и кладовыя, обирали ценные вещи, серебряные ризы с икон снимали, чай, сахар и съестное все брали. В настоятельских помещениях все ценное, одежду и белье отобрали, а также самовары и чайную посуду. Более ценное взяли себе, а менее ценное оставляли местному комитету бедноты.

После этого около 10 человек, вооруженных, потребовали ризничего иеромонаха Палладия и ключи от ризницы, куда вместе с ним и отправились. В ризнице все ценное из церковной утвари обобрали и вместе с тем взяли два несгораемых сундучка с процентными бумагами и расписками Государственного банка на сумму до 120000 руб. и наличными деньгами (последних сумма неизвестна). Из ризницы направились в Преображенский собор и прямо, не снимая шапок, в алтарь, где сами открывали престолы и брали напрестольные кресты, евангелия и священные сосуды. Приступили к свечной выручке и имевшиеся суммы обобрали. Открыли свечную кладовку, где находились свечи и церковное вино монастырское и приходских церквей, присланное заводом для раздачи церквам. Забрали вино и некоторые допьяна напились им. В числе обирателей были такие, которые жили раньше в монастыре в числе послушников и рабочих и даже знали спрятанные монастырские драгоценности, посему потребовали ризничего в Троицкой монастырь и,

 

- 72 -

угрожая револьверами, стали пытать, чтобы открыв спрятанные драгоценности: ризничему пришлось все открыть. Все из ризницы и спрятанное забрали и уложили на воза, а в 6 ч. утра на следующий день увезли в Ладейное-Поле.

11/24 октября обирали из рухольной и кладовой при ней одежду, обувь, кожу и мануфактуру, а также из амбара имеющуюся крупчатку и другую муку; всего набрали до 40 пудов, которую и отправили в деревенскую потребительскую лавку.

12/25 октября делали обыски по чердакам и на мельнице и все ценное отбирали. Все это время были они в нетрезвом виде. В 10 часов вечера пришли в братский корпус, пьяные, потребовали от ризничего ключи от Преображенского собора для того, чтобы на следующий день взять вместе с ракою мощи Преподобного и увезти с собою.

13/26 октября утреня не совершалась, так как ключи от собора находились у них. В 8 часов утра до 15 человек пришли в монастырь и направились прямо в собор, не снимая шапок, туда пошла и братия. Первоначально потребовали открыть раку Преподобного и взять оттуда мощи, что и было сделано: гробик с мощами был поставлен около раки на табуретки, они обступили его с той и другой стороны и сами с насмешками сдернули пелены и покровы с Преподобного и обнажили его до груди. После этого вытащили раку на амвон и приказали положить и гробик с мощами для того, чтобы увезти, но на это мы не согласились; тогда они сами положили гробик и склали туда серебряные церковные вещи: потиры, кресты и другое, закрыли раку на ключ и хотели уже выносить, чтобы увезти; тут братия стала умолять, чтобы оставили мощи Преподобного. Один из них, по-видимому старший, согласился на это — оставить мощи под расписку, открыл раку, вынули мощи, а ему вручили расписку, что мощи в целости и сохранности будут находиться в соборе. Затем все выложенное снова сложили в раку, закрыли, вынесли вон из собора и увезли в Ладейное-Поле. Тогда же разломали

 

- 73 -

кружку у раки Преподобного и взяли все находившиеся в ней деньги. Деревенских крестьян в это время не было.

Гробик со святыми мощами братия поставила в алтарь на горнее место и кряду же началась совершаться поздняя Литургия. После поздней Литургии отец архимандрит Назарий остался при мощах и никого не допускал к ним, даже не допустил двух комиссаров, за что и был арестован. Отец Меркурий и послушник Гавриил Одинцев высказались о непризнании советской власти и за это арестованы.

Пред вечернею гробик с мощами Преподобного вынесен из алтаря и поставлен на своем обычном месте, где и по настоящее время находится. Комиссары и красноармейцы в 3 часа дня все уехали в Лодейное-Поле.

 

Управляющий Александро-Свирским монастырем игумен Антоний, архимандрит Митрофан, иеромонах Филарет, розничный иеромонах Палладий, духовник иеромонах Феодорит, эконом. иеромонах Дометиан, иеромонах Дамиан, иеромонах Марда-рий, иеромонах Иосадов, иеромонах Ювеналий, иеромонах Герасим, иеромонах Сергий

ГАРФ. Ф. 353. Он. 3. Д. 731. Л. 63-65 об. заверенная копия.

 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

ликвидационною отдела Звенигородскою управления юстиции в отдел у правления Звенигородскою уездною Совета рабочих и крестьянских депутатов о выполнении декрета об отделении Церкви от государства

22 февраля 1919 г.

Отдел управления настоящим сообщает, что декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы вышепоименованным отделом проводился в жизнь и проводится, а именно: все имущество церквей как по волостям, так и по г. Воскресенску и монастырю описано и передано в первом случае приходским общинам, а монастырское — братству ревнителей. Все метрические книги за последние 50 лет сданы священнослужителями в граждан-

 

- 74 -

ские подотделы местных совдепов, где в настоящее время и производятся записи актов гражданского состояния. Замечается тот факт, что граждане после регистрации какого-либо из актов все же обращаются к священнослужителям за совершением тех же актов, причем были случаи, когда священнослужители на совершение акта спрашивали документы. Закон Божий в школах не преподается, хотя первое время крестьянство относилось к этому отрицательно, но в настоящее время помирилось с этим фактом и стремлений к познанию такового не имеют.

Местный монастырь, именуемый Новый Иерусалим, целиком со всем имуществом и штатом описан и взят на учет. Местным отделом социального обеспечения там устроены богадельня и ясли, для чего приспособлены помещения бывших епископов. Монахов до Октябрьского переворота было около 50, теперь осталось же около 30, из них в возрасте от 77 до 50 лет*. Одно время монахи стали распространять среди крестьян слухи о том, что они страшно бедствуют и голодают, и просили подаяния. Отделом приняты были меры к успокоению их, и они начали разбегаться. Скотный двор монастыря взят местным (земотделом) со всем инвентарем. Все имущество и драгоценности взяты по описи на учет, списки отосланы в уездный совдеп и оставлены впредь до распоряжения из центра. Монахи назначаются на работы, как и все буржуи, а также и зарегистрированы. Случаев снятия с себя священного сана не было.

Заведующий отделом (подпись)

Делопроизводитель (подпись)

С подлинным верно: делопроизводитель Алексин

ГАРФ. Ф. 353. Он. 3. Д. 736. Л. 9-9 об. Заверенная копия.

 


* Так в документе

 

- 75 -

ОПЕРСВОДКИ

6-го специального отделения следственною отдела ГНУ по изъятию церковных ценностей по РСФСР

в апреле — июле 1922 г.

№27 б мая 1922 г.

Совершенно секретно

Из Тамбова. № 1241/С от З/У-22 г. 2 мая [в] селе Белоречьи Шацкого уезда на почве изъятия церковных ценностей произошло столкновение комиссии и отряда с толпой крестьян и кричащих женщин, руководимых попами и членами церковного совета. По полученным сведениям на 3 мая в 20 часов из толпы убит 1 (человек) и 3 ранено. Из отряда легко ранен один коммунар револьверным выстрелом. Во избежание ненужных жертв отряд покинул село и стрелял только, пробивая себе дорогу от разъяренной и лезущей на пулемет толпы. Нами приняты срочные меры по ликвидации бунта, избегая лишних жертв. Зачинщики-подстрекатели арестовываются и в недельный срок предадутся суду выездной сессии ревтрибунала.

Из Архангельска. № 560/111 от 2/У-22 г. [в] Онежском уезде граждане [в] приходе отказались отдать ценности, которых 25 серебра; неизвестными лицами избит предволисполкома за призыв [к] взятию. В Прилуцком посаде Польской Медьюжской Ниждеозерской волости, ввиду незначительного (количества) ценностей уездной комиссией изъятие отменено. (Из) остальных уездов сведений нет*.

 

 


* Против сообщения из Архангельска за №560/111 от 2/У-22 г. помета: На №560/111 от 2/У. Немедленно арестовать виновных в избиении [и] предать суду трибунала, настаивая [на] применении суровых репрессий. Изъятие [на] основании декрета обязательно, не считаясь [с] количеством, поэтому отмена такового не допустима, ввиду чего примите соответствующие меры.

 

- 76 -

№ 38

Не ранее 22 июля 1922 г.

Совершенно секретно

Из Калуги [В] тел[еграмме] 886/С от 13/УП-22 г. сообщается, что ревтрибуналом разбиралось дело Казанского женского монастыря о скрытии церковных ценностей, по которому постановлено: монастырь упразднить, инициатора по скрытию монахиню Новикову подвергнуть шестимесячному тюремному заключению, а остальных ввиду их преклонного возраста от наказания освободить.

Из Тулы. [В] тел[еграмме] 1216 от 7/У11-22 г. сообщается, что в ближайшие дни будет местным ревтрибуналом слушаться дело епископа Ювеналия по обвинению в содействии популяризации чудотворной иконы.

 

ПРОТОКОЛ

комиссии, по освобождению серебряной раки от деревянной гробницы Гермогена из Успенского собора

Московского Кремля

1 сентября 1922 г.

1 сентября 1922 г. я, представитель Наркомюста Филиппов, в присутствии комиссии из представителя особоуполномоченного от Совнаркома гражданина] Вейса, от Гохрана ювелира Чинарова, от Главмузея хранителя Оружейной палаты Иванова, представителя от церковной комиссии Главмузея гражданина) Шибанова, протоиерея Красницкого и служащих Оружейной палаты, и кремлевских надсмоторщиков производили освобождение серебряной раки от деревянной гробницы с остатками Гермогена.

1) Комиссия явилась в храм Успенского собора в 12 час. 20 мин. дня. По совершении необходимых церковных обрядов протоиереем Красницким деревянная гробница была перенесена в придел Дмитрия Солунского в том же соборе, причем печать церковной комиссии на гробнице не вскрывалась, но на нее наложена печать Красницким храма Христа Спасителя.

 

- 77 -

На дне раки оказалось: один серебряный рубль, серебряное кольцо, два серебряных шейных маленьких образка, один медный, оставшийся в ведении собора. Серебряная же рака, серебряные образки, кольцо, рубль — переданы Гохрану. Сама же рака передана в ведение Гохрана с 13 серебр(яными) лампадами, 1 серебрян[ым] подсвечником.

Представитель НКЮ

Филиппов, Чинаров, Иванов, Шибанов, Вейс

Исправлено 13, прошу верить. Прот[оиерей] В.Красницкий

ГАРФ. Ф. 353. Он. 6. Д. б. Л. 170. Подлинник