- 53 -

Научно-педагогическая деятельность после возвращения из Красноярских лагерей

 

В 1956 г. В.М.Крейтером была опубликована книга "Структуры рудных полей и месторождений". Во введении сказано, что работа задумана еще академиком С.С.Смирновым. Он поручил написание ее автору, предполагая включить в двухтомный коллективный труд. Книга в своей значительной части написана еще в 1948 г., но ... по различным техническим причинам (теперь мы знаем, что это были за причины!) не была своевременно завершена и только в 1954-1955 гг. закончена. В работе рассмотрены следующие вопросы: основные понятия и эксперименты из теории упругости, пластичности и прочности; региональные тектонические структуры и металлогенические провинции; структуры рудных полей; структуры рудных месторождений; структуры рудных столбов; внутриминерализационная и послерудная тектоника; некоторые практические указания для полевых и камеральных работ.

Другая крупная проблема, которой много внимания уделил В.М.Крейтер, затрагивала вопросы оценки месторождений по их выходам на поверхность. Особое значение

 

- 54 -

в то время приобрела проблема оценки по выходам золоторудных месторождений. В 1958 году была опубликована монография "Поведение золота в зоне окисления золотосульфидных месторождений". В работе изложены результаты комплексных исследований, которые проведены по инициативе и под руководством В.М.Крейтера. В составе авторов - геологи, минералоги, химики.

Основной теоретический и практический вывод этой работы, который в дальнейшем использовался многими геологами, заключался в выделении двух групп золоторудных месторождений по характеру поведения золота в их зонах окисления. Первая группа включает месторождения золото-кварцевой малосульфидной формации, в зонах окисления которых гипергенная миграция золота практически не происходит. И, следовательно, оценка таких месторождений по выходам близка к оценке их гипогенных частей. Ко второй группе относятся месторождения золотосульфидной формации, в зонах окисления которых происходит существенное перераспределение золота с возникновением иногда крупных вторичных его концентраций. Оценка таких месторождений по их выходам на поверхность более сложна и требует серьезных знаний в области минералого-геохимических параметров зоны окисления рудных месторождений.

Какими бы проблемами не занимался В.М. Крейтер, главной для него, пожалуй, была общая проблема методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Этой проблемой интересовалась значительная часть геологов, геофизиков, геохимиков, минералогов и специалистов по технике поисков и разведке. Кроме того, при подготовке инженеров-геологов эта проблема была одной из ведущих для детального изучения и освоения месторож-

 

- 56 -

дений. Поэтому, В.М.Крейтер перерабатывает и выпускает новое издание своего учебника "Поиски и разведки полезных ископаемых". В 1960-1961 гг. было опубликовано 2-е издание (полностью переработанное) этой книги.

Большую помощь в подготовке этой книги к изданию оказал ученик Владимира Михайловича - И.З.Самонов. Впервые были выделены основные типы благоприятных геологических обстановок при образовании промышленных месторождений, освещены вопросы крупномасштабной геологической съемки и геофизических исследований при поисково-разведочных работах. В учебнике было продолжено рассмотрение структур рудных полей и месторождений, дана оценка выходов месторождений полезных ископаемых. Вторая книга, изданная в 1961 г. (3-6 разделы), была посвящена изучению и ново-

 

- 57 -

му осмыслению проблем разведки месторождений.

В 50-60 гг. педагогическая деятельность В.М.Крейтера осуществлялась в трех вузах Москвы - Московском геологоразведочном институте им.С.Орджоникидзе /МГРИ/, Московском институте цветных металлов и золота им. М.И.Калинина /МИЦМИЗ/ и в Университете дружбы народов /УДН/. Таким образом, в каждом из трех московских вузов под руководством ученого были созданы кафедры и коллективы преподавателей. Впервые в мировой практике название кафедр, отражавших содержание их работы, включало такие термины, как "методика", "поиски", "разведка". В МГРИ вначале кафедра называлась "Разведочного дела", затем - "Методики и техники разведки", позже - "Поисково-разведочной геологии" и, наконец - "Методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых", в МИЦМИЗЕ - "Кафедра полезных ископаемых и их разведки".

Соответственно этим названиям В.М.Крейтером были разработаны учебные курсы лекций и лабораторно-практических занятий.

На первых этапах преподавания существовал общий курс по поискам и разведке месторождений полезных ископаемых. По мере накопления опыта и с учетом развития геологоразведочного производства из общего курса выделялись самостоятельные части, которые подготавливались и проводились преподавателями, выполнявшими свои научные исследования в определенной области. Такими частями курса являлись:"Поиски месторождений полезных ископаемых"; "Опробование полезных ископаемых"; "Разведка месторождений полезных ископаемых"; "Подсчет запасов и оценка месторождений полезных ископаемых"; "Рудничная геология". Объединяющим эти части

 

- 58 -

был курс "Промышленные типы месторождений полезных ископаемых", с которого и начиналось изложение учения о поисках и разведке.

Лекции профессора были насыщены конкретными примерами и, обычно, сопровождались большим количеством иллюстраций на экране и на плакатах. Аудитории, где читал лекции Владимир Михайлович, были всегда заполнены студентами, аспирантами и преподавателями. Всех их привлекала эрудиция лектора и возможность узнать новое о месторождениях полезных ископаемых и о методике их поисков и разведки. Помимо лекционной работы, В.М.Крейтер руководил дипломным проектированием студентов, которых он консультировал в поле на производственной практике.

Под руководством ученого выполняли свои диссертации аспиранты, ставшие потом кандидатами и докторами наук. Из них комплектовались педагогические коллективы кафедр.

В работе кафедр, руководимых Владимиром Михайловичем, были особенности, о которых следует сказать особо. Заседания кафедр проводились целенаправленно с конкретными вопросами. Обязательными были краткие сообщения аспирантов о подготовленных ими рефератах по литературным источникам, в том числе и по своим переводам из зарубежных журналов.

Обсуждению подвергались форма и содержание опытных лекций, которые читались начинающими преподавателями. На заседаниях кафедр, где рассматривались новые вопросы и проблемы в области геологии, методики поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, выступали с докладами работники геологической службы и промышленности. Такая система деятельности кафедр обеспечивала их коллективы постоянным притоком новых сведений и данных, необходимых для педагогической и научно-исследовательской работы.