- 57 -

ПРОСКУРОВ

 

Город Проскуров в Подольской губернии на Украине был настоящим центром для окружающих его местечек. Евреи из местечек ездили в Проскуров по всем важным делам: к врачу-специалисту, за лекарствами в аптеку, к судье; там учились ученики из богатых семей. Этот город, в котором большинство населения составляли евреи, вошел в историю периода революции и гражданской войны как место погрома, учиненного солдатами Петлюры.

В один воскресный день в 1920 году пьяные петлюровцы "разгулялись": грабили, насиловали женщин, убивали стариков и детей. Почти половина еврейского населения города была уничтожена. Но и евреи, жившие в Проскурове, прославили свой город: так, уроженец Проскурова Шварцбурд убил Петлюру во Франции.

Понятно, что в этом городе было очень развито сионистское движение. Дети приобщались к сионизму, участвуя в организациях "Зэвоним" ("Волчата") и "Цофим" ("Скауты"). Следующими этапами были молодежные организации и "взрослые" партии: "Гехолуц", "Дрор", "Поалей Цион", ЕвСМ, ЦС и "ха-Шомер ха-Цаир" левого и правого крыла. Все эти партии отстаивали свои убеждения и вели горячие споры между собой. Особой активностью отличалось движение "ха-Шомер ха-Цаир": от его московского руководства, "Щуда", в местечки регулярно поступали информационные материалы и программы действий в подполье. Из Проскурова вышло много молодых людей, которые готовились стать халуцим и проходили

 

- 58 -

сельскохозяйственную подготовку ("акшара хаклаит") для последующей работы и строительства в Палестине. Самые лучшие, самые преданные члены движения прибыли в Москву из Проскурова. Одним из них был Бузя Тепельбаум. О нем я многое узнала со слов другого члена "Гдуда", Гриши Высокого (Цви Рама), которого встретила в Израиле и который работал одно время вместе с Бузей.

Тепельбаум родился в 1911 году в местечке вблизи Проскурова. С ранних лет он выделялся среди товарищей своими способностями, любознательностью и развитым политическим сознанием. В 1928 году ячейка "ха-Шомер ха-Цаир" в Проскурове направила его в Москву. На следующий год произошла первая встреча между ним и Гришей, который бежал с места ссылки и с помощью "Гдуда" получил убежище в Москве. Во главе "Гдуда" стоял в то время Тепельбаум.

Лидеры сионистских организаций в то время часто меняли место жительства, чтобы не попасть на заметку к агентам ОГПУ. В 1930 году Гриша руководил работой ячейки в Днепропетровске, а затем был вызван в Москву, чтобы сменить Бузю, который возглавил местную организацию в Одессе. Работы в Одессе было много, потому что там находился центр, руководивший работой всех ячеек в городах и местечках Украины.

В январе 1931 года Гриша вновь встретился с Тепельбаумом в Москве на конференции лидеров местных отделений "ха-Шомер ха-Цаир", где Тепельба ум представлял ячейки Украины. В том же году он был арестован и сослан в Красноярск в Восточной Сибири.

Отбыв срок ссылки, он поселился в Таганроге, где в то время находилась большая группа сионистов из разных фракций. В начале 1936 года я встретилась с Тепельбаумом в Курске, куда все активисты съехались, чтобы договориться о путях возобновле-

 

- 59 -

ния деятельности сионистского движения в Советском Союзе.

Семейные товарищи из "ха-Шомер ха-Цаир" в Таганроге возражали против поездки Тепельбаума в Курск. Когда в Таганроге арестовали группу сионистов и вместе с ними Бузю, они обвинили его в том, что своей поездкой в Курск он привлек внимание властей к городу и был причиной этих арестов.

По моему мнению, которое разделяли также наши товарищи в Курске, это обвинение было несправедливым. В те годы шли большие аресты сионистов по всему Советскому Союзу: в России, на Украине, в Узбекистане, в Казахстане и даже в Сибири.

В 1936 году я гостила короткое время в доме родителей Мани Штереншис в Проскурове и встретилась с моей мамой. Я объяснила ей, что не могу жить в Купеле и ищу работу в большом городе. Всю правду, разумеется, я не могла рассказать даже маме.