- 68 -

ГИЛЕЛЬ КАПЛИНСКИЙ

 

Гилель родился в 1912 году в местечке Миргород, Полтавской области, на Украине, в религиозной семье. Он был болезненным ребенком и долгое время лежал в постели с ногой в гипсе.

В 1925 году в Миргороде с помощью членов ЕвСМ была основана ячейка движения "ха-Шомер ха-Цаир". В первый год в ее состав входило всего шесть человек, но уже на следующий год она состояла из двух "отрядов", в каждом из которых было по пятьдесят подростков. В 1929 году Гилель был отозван из Миргорода в Москву, жил там в коммуне и работал на железной дороге контролером.

В 1930 году руководство "Гдуда" в Москве решило отобрать группу самых энергичных и способных активистов и подготовить их к работе среди сионистской молодежи в местечках на Украине и в городах по всей территории Советского Союза. Для этой цели центральный комитет "ха-Шомер ха-Цаир" вместе с ивритским культурно-просветительным движением 'Тарбут" организовал ульпан (училище). Все отобранные для обучения в ульпане были строго законспирированы и скрывали эту сторону своей деятельности даже от самых близких друзей. В ульпане учились:

 

- 69 -

Гилель Каплинский, Исраэль Лизенберг, Михаил Глезер, Борис Гинзбург и член организации "Гехолуц" Ента. Преподавателями в ульпане были Авраам Кривошейка (Карив), Цапман и еще один товарищ, сохранявший анонимность из соображений конспирации. Этот безымянный преподаватель был одним из немногих оставшихся в Советском Союзе ивритских писателей. В тот период многие наши "шомрим" писали стихи на трех языках — русском, идише и иврите. Писал стихи и Каплинский. Некоторые его стихи печатались в молодежной газете "Бамаале" в Эрец Исраэль. В книге Веста "Между отчаянием и надеждой" опубликованы несколько писем и стихов Каплинского, написанные им во время ссылки.

Курсанты ульпана изучали иврит, историю еврейской? народа, историю сионистского движения, литературу и другие общеобразовательные предметы. Занятия были рассчитаны на год, но прекратились несколько раньше ввиду волны арестов 1931 года.

После окончания занятий в ульпане московское руководство движения направило Гилеля в Киев с заданием организовать там ячейку "ха-Шомер ха-Цаир". Вместе с ним в Киев был послан также Моше Лемперт. Оба успешно выполнили задание и наладили работу ячейки, но уже в октябре 1931 года были вновь арестованы. Около полугода они пробыли в киевской тюрьме и по окончании следствия получили три года ссылки: Каплинский — в сибирский город Енисейск, а Лемперт — в Ташкент.

Родители Гилеля жили в Курске, поэтому он приехал туда по окончании срока ссылки. Он поселился отдельно от родителей в одной комнате со своим лучшим другом Меником Бейлином. Их комната была местом частых сборов сионистов Курска. Мне довелось несколько дней полежать у них в комнате после операции по поводу воспаления мозолей. В то время даже маленькая операция была чревата большими неприятностями, так как не было антибиотиков и

 

- 70 -

могли быть осложнения. В их комнате я встретила Тепельбаума, приехавшего в Курск для встречи с местными сионистами.

Большой друг Гилеля, Меник (Мендель) Бейлш , уроженец города Нежина, проводил с Гилелем вместе время и на работе, и по вечерам. Они даже ухаживали за одними и теми же девушками.

В 1936 году Гил ель вновь был арестован и сослан в захолустную деревню Синегора в Кировской области. Это была настолько дикая глушь, что во время больших чисток 1937-1938 годов про нее и про сосланных туда забыли; благодаря этому Гилель не попал в список подлежащих "перевоспитанию" в лагере строгого режима. Но и в ссылке ему приходилось несладко. В деревне не было электричества, не было ни одного еврея, не говоря уже о товарищах из сионистского движения, и он чувствовал себя совершенно оторванным от цивилизованного мира.

Несмотря на столь тяжелые условия, Гилель поддерживал связи с Эрец Исраэль. В одном из своих писем он жаловался, что получает очень короткие весточки, а ведь ему хочется знать обо всем, что делается и как живется в стране. Еще в 1947 году, когда это было очень опасно, Гилель подал официальное прошение о выезде в страну, о которой мечтал всю свою молодость; но его мечта сбылась только в 1970 году.

В 1939 году Гилель отбыл срок ссылки и вернулся в Курск. Вскоре после его возвращения был арестован его отец, который, правда, не имел отношения к сионизму, но был активным деятелем еврейской общины. В то время гонениям подвергались не только сионисты, но и религиозные люди, отвергавшие сионистскую идеологию. Отца Гилеля приговорили к заключению в лагере, откуда он не вернулся.