- 213 -

ЗА ВЛАСТЕЙ ПРЕДЕРЖАЩИХ

 

В предместьях Каунаса, на пологом холме, окруженный лесом, стоит бывший монастырь. Войдете за каменную ограду, и перед вами во всей красоте откроется высокий и светлый костел — замечательный образец барокко семнадцатого века. Внутри костела — оранжевато-розовый мрамор колонн, на стенах — фрески в таких же теплых тонах.

Известно, что после восстания 1830 года в Польше и Литве этот монастырь был отнят царским правительством у католиков и обращен в православный, а в 1920 году, когда Литва обрела независимость, он снова стал католическим. Теперь здание монастыря восстановлено в первоначальном виде, но уже как музей.

Когда монастырь был православным и назывался на русский лад Пожайским (литовское название — Пажайслис), при нем возникло маленькое кладбище. Ныне этого кладбища нет, сохранилось лишь несколько надгробных плит, они сложены в ряд возле ограды. Среди прочих можно заметить черную мраморную плиту с надписью: «Действительный тайный советник Алексей Федорович Львов, композитор народного гимна "Боже, царя храни"».

Вот ведь судьба человека: воображал, наверное, что удалось ему создать нечто вечное... Да, «Боже, царя храни» пели в торжественных случаях по всей России, но

 

- 214 -

царей не стало — и прежнего гимна никто не поет, самое имя автора забыто, равно как и большинство имен остальных действительных тайных советников. Слова гимна написал Жуковский, но и об этом мало кто помнит.

Впрочем, многие ли помнят, кто автор гимна Советского Союза?

Нашел я дома, среди нот, сборник советских песен «Споемте, друзья», изданный в 1948 году. Открывается он, разумеется, государственным гимном. Но кто автор музыки? автор текста? — не обозначено. Видимо, составители сборника полагали, что государственный гимн — это нечто столь грандиозное, что даже сами авторы недостойны того, чтобы их фамилии в данном случае обозначались.

После Двадцатого съезда текст гимна был похерен — очевидно, потому, что стали резать слух слова «нас вырастил Сталин». Лет пятнадцать, если не больше, гимн существовал без всякого текста, в конце концов его авторы должны были поправить старый текст. Имя Сталина исчезло. Достоинств поэтических в гимне не было и не появилось, но, собственно, их и не требовалось. Гимну как таковому, противопоказана авторская индивидуальность, текст его должен быть настолько «общим», чтобы автор не угадывался.

И не угадывается.

Такова участь пишущих гимны.

 

На одной из центральных варшавских улиц можно увидеть на мостовой отчетливый белый пунктир: он отмечает место, где раньше, до войны, стоял костел. Но костел этот цел, при реконструкции улицы (она стала шире) его передвинули в сторону.

 

- 215 -

У нас в подобных обстоятельствах еще в недавние годы не стали бы церемониться. Сломали бы враз!

Вспомним церковь на Сенной площади в Петербурге. Церковь эту при советской власти долго не трогали как памятник архитектуры XVIII века, она «состояла под охраной». Но вот понадобилось очистить место для строительства станции метро — и церковь снесли. Отмахнулись от протеста ревнителей петербургской старины — и снесли. А ведь, наверное, можно было ее сохранить. Например, передвинуть... Подобный вариант просто никому не пришел в голову. А если бы и пришел, тогдашние ленинградские власти не дали бы на передвижку церкви ни копейки.

Предпочитали ломать. Особенно церкви. Как известно, за полвека тысячи церквей были закрыты, и не знаю, сможет ли кто подсчитать, сколько их было снесено или превращено в руины.

В памяти моей вырисовывается сибирский город Енисейск. Знаю, что до революции там было восемь церквей и два монастыря, они были выстроены вдоль берега Енисея. Перед всеми, кто проплывал мимо на пароходе, открывался чистый и красивый белый фасад города, и сияли под небом солнечные золотые купола... Правда, я этого уже не мог увидеть. Могу только вообразить. Я видел Енисейск иным, я застал на берегу реки руины, похожие на огромные кариозные зубы.

Наверно, многих и многих в народе смущало и тревожило, что вот ломают кресты и купола, рубят иконы и в изуродованных, опустевших церквях размещают конторы и клубы, склады и гаражи. Но вроде бы никакой гром небесный не грянул. Не заступился Господь за верующих, не заступился за священников и монахов, когда их высылали

 

- 216 -

добывать уголь в шахтах или пилить лес. Конечно, «Христос терпел и нам велел», но все-таки... В те годы миллионы людей в России утратили веру в Бога.

Сегодня, оглядываясь на минувшие потрясения, видим: потеря веры в Бога обернулась эпидемией цинизма.

 

До революции Православная Церковь ощущала себя в России родной сестрой монархии, русский царь был для нее «помазанником Божиим» — наместником Бога на земле. Православная иерархия была, в сущности, составной частью российского государственного строя. Оппозиционность представлялась ей немыслимой. В долгие годы существования бесчеловечного крепостного права церковь с ним мирилась, не решалась его осудить. Едва ли не главной для нее была проповедь смирения.

Почему в прошлом веке отшатнулись от православия и обратились в католичество такие независимые русские деятели, как Чаадаев и Лунин? Конечно, прежде всего, потому, что ненавистный им деспотический самодержавный строй в России опирался на Православную Церковь.

С другой стороны, апологеты православия с неизбежностью вставали в ряды верных приверженцев российской монархии. Федор Михайлович Достоевский не мыслил себе России без православия, поэтому России без царя он себе также не представлял. И все несправедливости, испытанные на каторге, в «мертвом доме», не могли поколебать его монархизма.

Он был убежден, что «для веры в Бога надо иметь почву под собою, почву нации, семьи, отечества». Позднее один из толкователей великого писателя, Василий Васильевич Розанов, в противовес этому утверждению заявлял: «Христианство вне-земно, вне-отечественно, вне-семейно.

 

- 217 -

Как Достоевский не разобрал всего этого!» Но в том-то и дело, что для Достоевского только православие было истинным христианством, и только русская нация казалась почвой, на которой христианство могло процветать...

История показала, как он заблуждался, видя в России незыблемую твердыню православия.

Правда, воинствующих безбожников уже давно не видно. Однако, в свое время они действовали успешно, и миллионы людей в Советском Союзе вопросом о существовании Бога просто не интересовались. Христианская мораль расценивалась ими как некая фикция: недаром же по этому поводу годами скалил зубы один известный пресмыкающийся журнал. На его страницах карикатуристы рисовали по трафарету жирного попа, мусолящего сотенные бумажки, — и заземленное мышление рядового листателя журналов не поднималось в вопросах религии выше уровня этих карикатур.

Думаю, что русский народ как народ-богоносец существовал только в воображении славянофилов, и дореволюционная религиозность его была, в сущности, только богобоязненностью. С религиозностью человек расстается трудно, а с богобоязненностью если не легко, то, во всяком случае, охотно. Если уходит вера, остается пустота. Если уходит «страх Божий», возникает облегчение.

Притом русскому человеку свойственно ударяться из одной крайности в другую. Характерный пример — Есенин. В семнадцать лет он утверждал (в письме к другу): «Христос для меня совершенство. Но я не верую в него так, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято...». Но вот наступила в России революция. Она принесла ему ощущение, что Бога нет. И он не просто отвернулся от Бога, но стал швыряться хамскими

 

- 218 -

строчками: «богу я выщиплю бороду оскалом моих зубов», «кричу, сняв с Христа штаны»... Однако прошло еще пять лет — и Есенин написал: «Я хочу при последней минуте попросить тех, кто будет со мной, чтоб за все грехи мои тяжкие, за неверие в Благодать, положили меня в русской рубашке под иконами умирать».

Подобный же переход из одной крайности в другую виден в стихотворении Есенина, где поэт сначала бросает женщине оскорбление: «Пей со мной, паршивая сука», — а в конце кается: «Дорогая, я плачу, прости... прости».

И ведь далеко не он один распоясывался в русской литературе. Вот, например, Василий Васильевич Розанов. Этот талантливый писатель развязным бывал до крайности, читаешь — и оторопь берет. Не только не стеснялся он расстегивать штаны перед читателем, но даже, кажется, искал повода — расстегнуться.

«Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали, — написал он в книге „Уединенное". — Миллионы лет прошло, пока душа моя была выпущена погулять на белый свет, и вдруг бы я ей сказал: ты. душенька, не забывайся и гуляй "по морали". Нет, я ей скажу: гуляй, душенька, гуляй, славненькая, гуляй, добренькая, гуляй как сама знаешь. А вечером пойдешь к Богу».

«Душа православия в даре молитвы», — написал он в той же книге. И еще патетически возглашал: «Я начну великий танец молитвы. С длинными трубами, с музыкой, со всем: и всё будет дозволено, потому что все будет замолено».

Каково?

Должно быть, Розанов имел в виду «плотский грех» и ничего более. Нарушил евангельскую заповедь — можно

 

- 219 -

грех замолить. Ну, а если причинил другому человеку боль — как тогда? «Все будет замолено?» Кого успокоишь молитвой? Может быть, себя? Но ведь никак не того, кому причинил боль!

Уверенность в том, что покаяние любой грех смоет, распоясывает, разнуздывает человеческую натуру.

«Не согрешишь — не покаешься». Эта наша поговорка чудовищна. Православные священники собственным примером, жизнью своей, как видно, не опровергали общей уверенности в том, что без греха не проживешь. И какое представление сложилось о них в народе? — «Врут и попы, не токма что бабы»; «поп Федьку не обманет, а Федька попу правды не скажет»; «поповское брюхо не набьешь»; «поповское брюхо из семи овчин сшито». — Это все пословицы, занесенные в словарь Даля.

Кажется, только в русском языке слово «священник» имеет синоним, звучащий неуважительно. Причем более ходовым, обычным оказался именно этот синоним — слово «поп».

 

В католической церкви — два ряда скамей, с проходом посредине. В православной скамей нет. В католической прихожанам разрешают сесть, в них не видят непременно грешников, недостойных сидеть в храме Божьем. А у православных считается, что всякий грешен и, значит, в храме должен стоять. Или бить земные поклоны.

В сентябре 1979-го я побывал в Кременце, на Волыни, одном из красивейших провинциальных городов. Там, помимо прочего, меня восхитила продуманность архитектуры костела святого Станислава. Когда я вошел в костел — в седьмом часу вечера — я увидел над алтарем маленькое круглое окно, обращенное к закату, и в этом окне,

 

- 220 -

в полумраке костела, ярко горел просвеченный вечерним солнцем карминно-красный витражный крест. Точно такое же окно с витражным крестом виднелось на противоположной стене, над входом. Солнце его просвечивало в седьмом часу утра, и это было так же красиво.

Знаменитая Почаевская лавра — в двадцати километрах от Кременца. Великолепный барочный собор Лавры воздвигнут на холме, вознесен над расстилающейся перед ним равниной. С высокой его террасы открывается дивный вид на окрестные села, перелески, поля. Вот где непременно подумаешь, как прекрасен мир Божий.

В то самое утро, когда я стоял у перил на этой террасе, обвеваемый теплым ветром, ко мне подошел некто лет тридцати, давно не бритый, с длинными и редкими льняными волосами, в поношенной одежде и старых кирзовых сапогах. С его шеи свисал самодельный алюминиевый крест на железной цепочке (вернее сказать, на цепи: на такой можно держать собаку). Подойдя, он нагнулся к моей руке и попытался ее поцеловать. Это его движение было развязным и холопским одновременно, иначе говоря — отвратительным. Руку я отдернул. Тогда он вкрадчиво спросил: «Издалека приехали?» И, не дожидаясь ответа, попросил рубль: «Вот у меня сапоги худые...». Я дал рубль, и он тут же сказал не моргнув глазом: «Так дайте уж рубля три». Увидел, что я сердито нахмурился, и сразу отстал.

Так житейская проза замутила мое светлое настроение. Я подумал: этот тип с крестом на собачьей цепи — верует или только прикидывается? Разве не следует считать паразитическое существование грехом? Или это просто современный циник, научившийся крестить лоб и целовать руку дающего? Или все дело в том, что ему трудно заработать и легко попросить?

 

- 221 -

Отъезжая от Почаева, я снова был настроен светло и возвышенно. Смотрел, обернувшись, на величественный белый собор на фоне синего неба — какая красота...

 

Русская церковь прошла через многие тяжкие испытания. Все они оставляли свои следы.

В 1944 году, в тюрьме, я встретил одного священника из Псковской области. Он рассказал, что во время немецкой оккупации возобновил службу в своей церкви, закрытой советскими властями в тридцатые годы. Никаких связей с оккупантами он, по его словам, не имел. Но по возвращении советских войск его арестовали — обвинили в том, что он гласно молился в церкви «за властей предержащих». А власти были вражескими, немецкими! Священник объяснил мне, что он просто не считал возможным отменить традиционную молитву...

Наверно, далеко не все православные священники поступали подобным образом. Но, в общем, традиция послушания и покорности в Православной Церкви неизменно брала верх.

Независимость от правящей власти противоречит традициям Православной Церкви. Об этом напомнило миру известное послание Солженицына патриарху Пимену. Солженицын написал: «Изучение истории русской последних веков убеждает, что вся она потекла бы несравненно человечнее и взаимосогласнее, если бы Церковь не отреклась от своей самостоятельности и народ слушал бы голос ее, сравнимо бы с тем, как, например, в Польше. Увы, у нас давно не так». Да, не так, и в те годы, когда государство советское ставило себе задачу свести влияние Церкви к нулю, московская патриархия демонстрировала полное послушание. Это весьма прискорбно.

 

- 222 -

Позволю себе напомнить еще об одном заметном различии между двумя ветвями христианской церкви: православным священникам разрешено жениться, католическим — нет.1 На первый взгляд, человечность такого разрешения должна была укрепить Православную Церковь. Но, думается, вышло наоборот.

У католиков запрещение жениться удерживает от принятия сана всех, кто недостаточно тверд в своей вере, кто не настолько глубоко религиозен, чтобы решиться на жертву и отказаться от возможности создать собственную семью. Поэтому католическое духовенство не допустило разложения своей среды маловерами. А вот Православная Церковь себя от подобного разложения не защитила.

Но почему, вы спросите, я, агностик по духу и православный по крещению, не католик, начинаю ставить в пример то, от чего я достаточно далек, и ругаю то, что, казалось бы, должно быть ближе, как своя рубашка — к телу?

Видно, я принадлежу к породе людей, издавна именуемых в России западниками. Они (вернее сказать, мы) во все времена похожи были на родителей, ставящих чужих детей в пример своим. Не потому, разумеется, что своих детей любили меньше...

 


1 Это не совсем верно. В Православии священники, конечно же, не могут жениться, но священник может быть женатым (так называемое «белое духовенство»), если женился до принятия священнического сана, когда он был мирским человеком, но после принятия сана обзаведение семьей невозможно. Именно из числа неженатых, из «черного духовенства», избираются все мало-мальски высокие церковные иерархи (Прим. Издателя).