- 97 -

ВСЕ ПРИШЛОСЬ НАЧИНАТЬ СНАЧАЛА

 

«В театре меня, конечно, никто не ждал. Мои года уже приближались к 50-ти, а таких актрис там и без меня хватало, - вспоминала Э.Ю.Урусова. — Чтобы восстановиться в театре, пришлось обращаться в Министерство культуры РСФСР. По закону о реабилитации меня обязаны были восстановить. После указания из министерства меня в театр приняли, но ролей никаких не давали, и я сидела без работы. Мне даже понизили ставку с высшей, которая была у меня до ареста.

И вдруг меня назначают на роль в пьесе «Преступление и наказание» по Достоевскому, которую ставил прекрасный режиссер Петр Павлович Васильев. Роль Луизы Карловны - очень хорошая, мне вполне удалась. Остался доволен и главный режиссер Андрей Михайлович Лобанов. За ней последовали и другие роли. И все успешнее и успешнее...

И вот однажды актриса Угрюмова, которая недавно перешла из другого театра, и ей тоже никаких ролей не давали, мне говорит: «Ты знаешь, что ты играешь мои роли?» Оказывается, ее муж занимал какой-то высокий пост, и она попросила его надавить через министерство, чтобы ей дали роль. А в министерстве какой-то чиновник перепутал фамилии и вместо Угрюмовой выпустил указание дать роль Урусовой. Может быть, через него проходили мои бумаги о восстановлении в театре. После такого распоряжения Васильев обратился к старым ермоловцам Лекареву, Якуту, что ему делать? Ему суют какую-то Урусову. Они его заверили, что все получится. И получилось...

Вот он опять счастливый случай!»

 

- 98 -

Из интервью Урусовой, опубликованного в книге «Иннокентий Смоктуновский»:

«Вот тогда я и встретила в Москве Кешу, который приехал с надеждой устроиться в каком-либо московском театре.

Однажды я зашла в театр Ленинского комсомола к своей племяннице Л.Фадеевой... А когда я вышла из театра и направлялась по Настасьинскому переулку, меня вдруг догнал Кеша. Он рассказал о своем обращении чуть не во все московские театры. Побывал он, оказывается, и в Ермоловском. Л.В.Варпаховский, блестящий режиссер и бывший ссыльный, сказал: «Немедленно его взять!», — но у Кеши не было прописки, квартиры, и лопоухая дирекция, как и в других театрах, ему отказала. Я предложила ему ночевать у меня, хотела подкормить, приютить. Но он отказался — к этому времени он познакомился со своей будущей женой и она помогла ему с устройством. Он поблагодарил и сказал, что ему нужен совет и помощь актерская, товарищеская. В театре Ленинского комсомола ему предложили играть на разовых, с тем, чтобы в третьем составе он играл Петра в «Последних». Но одновременно он пробует попасть в Театр киноактера. Он спрашивал совета, как ему поступить, где интересней и лучше работать. Я ему посоветовала пойти в Театр киноактера».

(кн.«Иннокентий Смоктуновский», с.52)

Уже в следующем сезоне летом 1957г. взыскательный критик — главный режиссер Магнитогорского драматического театра Н.Ладыгин в своей рецензии на гастрольный спектакль театра им.Ермоловой «Опасный поворот» по пьесе Дж.Пристли пишет:

«...Приятно отметить, что артистка Э.Ю.Урусова встает в ряд хороших характерных актрис столицы. В созданном ею образе Мод Мокридж хотелось бы только видеть более ярко выделенной профессиональную черту этой писательницы — умение распознать людей...»

Н.Ладыгин, нар. артист Узбекской ССР, главный режиссер Магнитогорского драмтеатра им. А.С.Пушкина, «Крушение иллюзий Роберта Кэплена».

Газета «Магнитогорский рабочий», 13 июля 1957г.

Большой интерес, но и неоднозначную оценку, вызвал у

 

- 99 -

театральной критики спектакль по пьесе Б.Брехта и Л.Фейхтвангера «Сны Симоны Машар», поставленный в Ермоловском театре в 1959г. Анатолием Эфросом. Но все рецензенты сходятся в высокой оценке исполнения ролей В.Пекаревым (Анри Супо), Э.Урусовой (Мадам Супо) и молодой актрисой Е.Королевой (Симона). И в последующие годы исполнение Э.Урусовой роли мадам Супо не осталось без внимания.

«Актриса Э.Урусова верно передает основное в характере, важное в замысле пьесы. Социальный тип удается. Запоминается в спектакле и яркая сцена с беженцами, прекрасно исполнены бытовые эпизоды».

К.Потапова «Сны и жизнь Симоны Машар».

Газета «Московская правда», 16 октября 1959г.

«Мари Супо — Э.Урусова зловеща, как сказочная злая королева, в ее истеричности есть поразительная наглость, она беззастенчиво дурачит людей, придавая своей самой тривиальной жадности и хитрости видимость какого-то исступленного самоотречения».

Б.Львов-Анохин «Об этом стоит поспорить».

Газета «Вечерняя Москва», 21 октября 1959г.

«Пожалуй, только Э.Урусова (мадам Супо), композитор А.Пригожин и художники Н.Сосунов и В.Лалевич в полной мере выдержали экзамен на реалистическую условность в театре. И что характерно, всех их отличает одно: лаконизм в выразительных средствах».

Ю.Бабушкин «Пьеса и спектакль».

Газета «Московский комсомолец», 15 октября 1959г.

Каждый сезон у Э.Ю.Урусовой добавлялось по 2-3 новых роли. Наступило время, когда она была занята чуть ли не в половине репертуара театра и играла по 4-5 спектаклей в неделю.

Ей было уже за пятьдесят, а у нее как бы открылось второе дыхание. Она снова была в родной Москве, в родном театре и снова была востребована в нем, как 20 лет назад, в первые годы существования театра. Словно вернулись времена далекой театральной молодости.

Конечно, Урусова уже не играла молодых героинь, как когда-то, но у нее не было проходных ролей. Каждая ее даже маленькая, эпизодическая роль была заметна.

 

- 100 -

В 1961 году к 22-му съезду партии главный режиссер театра А.Шатрин поставил спектакль по пьесе Н.Погодина «Мой друг» о строительстве завода в годы первых пятилеток. Среди более сорока действующих лиц там были четыре работницы, которым автор даже не дал имен. Одну из них — «Пожилую» играла Э.Урусова. Вот два отрывка из рецензий того времени:

«За каждым человеком, проходящим по спектаклю, ощущается его жизнь, его душа, неповторимый склад ума...

В мягкости, задумчиво-сдержанной чистосердечности женщины с грустными глазами и робкой улыбкой (великолепно играет Пожилую Э.Урусова) видна не только она сама — простодушный, глубоко сознательный, прекрасный человек, но и ее «старик» Леонтий Афанасьевич, что мыкается по Уралу...»

А.Якубовский «Глазами современника».

Газета «Московский комсомолец»,

23 ноября 1961г.

«Очень правдива Э.Урусова в эпизодической роли Пожилой женщины, немного сказано слов, а есть характер, не только она сама ясна, но через нее мы словно видим и ее старика, о котором она так печется!»

Б.Коган «Наш друг Гай».

Газета «Уральский рабочий»,

16 июля 1964г.

На летних гастролях Эде Юрьевне довелось побывать вместе с театром во многих городах страны.

Актриса театра Надя Вишневская - ближайшая из младших по возрасту подруг Эды Юрьевны - вспоминает: «Во Владивостоке после спектакля за кулисы пришел морской офицер высокого ранга. К удивлению Урусовой, он остановился перед ней, встал на одно колено, протянул роскошный букет и начал читать стихи.

Оказывается, еще до войны он, молодой красноармеец, служил в охране в Известковой и мечтал стать артистом. Нарушая все инструкции, он попросил Э.Урусову помочь ему, и она учила его читать стихи... Прошло много лет. Он закончил военно-морское училище, воевал, занимает высокую командную должность, но помнит эти стихи. Вечер закончился банке-

 

- 101 -

том, на который моряк пригласил участников спектакля». Подобных примечательных встреч было немало: и с теми, кому довелось разделить ее участь в годы репрессий, и с теми, кто знал ее еще в ранней молодости, и с вновь обретенными поклонниками.

С особенным чувством Э.Ю.Урусова вспоминала о том, как в разных городах к ней подходили незнакомые люди, чтобы выразить свою глубокую признательность за то, что своим искусством она помогла им выжить в тяжелые лагерные годы, и радовались тому, что она снова играет в своем московском театре.

В эти годы у актрисы образовался по всей стране широкий круг преданных друзей и поклонников: в Киеве и в Тбилиси, в Калуге и в Смоленске, во Владивостоке и в Ленинграде, в Пятигорске и в Твери... Тесные связи с ними сохранились у нее на всю оставшуюся жизнь.

В 1962г. Александр Шатрин поставил спектакль по пьесе Эдуарде де Филиппе «Суббота, воскресенье, понедельник». В рецензии на спектакль, опубликованной 03.11.1962г. в газете «Советская культура», Р.Кречетова пишет: «Постановщик прибегает к той благородной режиссерской манере, которая заставляет художника искать именно в актерах своих представителей перед зрителем, а не просто использовать или даже изобретать повод, чтобы представиться самому. И актерские индивидуальности раскрываются ярко, порой неожиданно».

Урусова играет в этом спектакле острохарактерную роль экстравагантной тети Меме. Ее великовозрастного сына играет Владимир Андреев. Их игра стала достойным украшением спектакля.

В заключение Р.Кречетова отмечает: «Меме - Э.Урусова. Нервный тик, прищуренные, близорукие глаза. Когда читает, почти водит по бумаге заострившимся носом, но очки не носит — не хочет признать себя старой. Когда разражается скандал, она купается в свалившихся на нее заботах, наслаждается тем, что люди нуждаются в ее помощи, ее уколах, ее лекарствах. И в лавине забот за надменной сухостью и предвзятостью Меме открывается ее неуклюжая доброта и всепонимание».

 

- 102 -

Позже, когда Шатрин был вынужден уйти из театра, Урусова в поздравительной открытке к Новому году благодарила его за эту роль, а он в ответном письме написал: «...Благодарить Вас хочу взаимно, что мог бы я сделать, если бы Бог не дал Вам талант и душу!»

В первом номере журнала «Театр» за 1963 год об этом спектакле была опубликована статья И.Вишневской — «Поэзия добрых чувств». Вот отрывок из этой статьи:

«Новый спектакль ермоловцев - еще один образный довод в пользу искусства человечного, где быт и простые заботы людей вовсе не мешают общественному звучанию драмы.

И еще, что позволила узнать нам трагикомедия де Филиппо — какие же, однако, великолепные есть у нас актеры и как жаль, что не всегда бывают у них такие благодарные роли.

Долго будут помнить зрители Э.Кириллову, удивительно женственную, в ломано-резком, почти гротесковом рисунке образа...

А как превосходно чувствует В.Якут комическое, не забывая и о лирической стихии своей природы...

Истинное наслаждение доставила всем, кто видел этот спектакль, актриса Э.Урусова в роли сестры Пепино — тетушки Меме. Поразительное сочетание вычурности и банальности, жеманства и обывательщины, внешней интеллигентности и глубокого невежества. Но и в этой нелепой фигуре актриса увидела нечто живое, человеческое. Вот встретили мы ее ночью, растрепанную, испуганную, с жалкой рюмочкой глупых капель от бессонницы, и поняли, что человек этот одинокий, несчастный, потому что, погнавшись за внешним, пропустил существо жизни.

Ну а узнали ли вы В.Андреева, а если узнали, то, конечно, с трудом догадались, что это именно он играет остро-карикатурную роль сына Меме - Аттилио...»

В этом же году на театральном конкурсе, посвященном 100-летию со дня рождения К.С.Станиславского, по результатам тайного голосования Э.Урусова была за роль Меме удостоена диплома и медали.

С этим спектаклем театр побывал во многих городах страны. Вот отрывок из рецензии Гунара Трейманиса:

 

- 103 -

«Девять лет на сцене Московского театра им. М.Н.Ермоловой с успехом идет трагикомедия Эдуарде де Филиппе «Суббота, воскресенье, понедельник»...

Интересно рассказывает о жизни своей героини Меме Эдда Урусова. Эта актриса приковывает к себе внимание на протяжении всего спектакля. Внешность, голос, мимика, походка — все выразительные средства артистка использует очень точно: убедительно, как она готовит ампулу для инъекции, как в своей близорукости «водит носом» по страницам книги, как походкой «изящно воспитанной» дамы проходит через столовую. Будничность повседневной жизни Урусова раскрывает с максимальной выразительностью. В стремлении ее героини лечить всех и вся кроется страстная потребность быть хоть чем-то полезной людям».

Гунар Треманис «Только три дня»

(гастроли Московского театра им. М.Н.Ермоловой).

Газета «Ригас Более», 18 июля 1971г.

А вот что писала о спектакле в статье, посвященной гастролям театра во Владивостоке, Г.Островская:

«Наибольшее удовольствие и радость доставляет спектакль ермоловцев «Суббота, воскресенье, понедельник». Это удивительное, ни с чем не сравнимое творение. Больше 10 лет идет этот спектакль, но свежесть чувств, трепетность и влюбленность актеров в материал, их большая внутренняя взволнованность и вдохновение ощущаются и поныне.

С полным правом «Субботу, воскресенье, понедельник» можно считать эталоном работы наших гостей...

Об актерских удачах в спектакле... можно и нужно писать отдельно...

Остается только пожелать нашим гостям — ермоловцам таких же художественных высот и открытий, такого же долголетия их спектаклям, такого же чуда искусства, какое предстало перед нами в прекрасном спектакле «Суббота, воскресенье, понедельник».

Более 15 лет не сходил этот спектакль со сцены театра.

Вслед за трагикомической тетей Меме Э.Урусова создает образ Екатерины Ивановны Лагутиной — русской матери, главной героини пьесы А.Афиногенова «Мать своих детей».

 

- 104 -

Эти роли как бы открывают целую череду образов матерей, созданных Урусовой в ее последующей сценической деятельности. Но какие же они разные — эти женщины.

Спектакль «Мать своих детей» — это первая режиссерская работа Владимира Андреева. В театральном обозрении «Время собирать плоды!», опубликованном в журнале «Москва» №11, 1964г., критик Б.Волгин писал:

«Три образа матерей, совершенно различных, но одинаково стойких, сильных, превосходно чувствующих правду, воссозданы в минувшем сезоне на столичной сцене.

Прежде всего это Мать в исполнении Л.Сухаревской в драме Карела Чапека «Мать» (Московский драматический театр). Беспредельная ненависть к войне, к фашизму заставляет ее послать на бой последнего младшего сына...

Екатерина Ивановна Лагутина - Э.Урусова... живет в преддверии больших схваток с германским фашизмом. Просто, умно, по-народному мудро наставляет она своих уже взрослых детей; идет напролом, защищая их честь и имя, учит добру; требовательно, заботливо растит внуков...

Так же растила, пестовала детей и Толгонай (Л.Добржанская в спектакле «Материнское поле» — сценическая композиция и постановка Б.Львова-Анохина по повести Чингиза Айтматова в театре им. К.С.Станиславского)».

Спектакль «Мать своих детей» был показан по телевидению, и образ Екатерины Ивановны Лагутиной, простой, мужественной и мудрой русской женщины, стал большим успехом Урусовой. После этого показа на телевидение пришло много писем от зрителей. Вот некоторые из них:

Уважаемая тов. Урусова!

(Простите, что так официально, но мы не знаем Вашего имени и отчества. Диктор назвал только Вашу фамилию.)

19 февраля мы по телевизору видели спектакль Московского драматического театра им. Ермоловой «Мать своих детей». Мы не первый раз видим этот спектакль, но в постановке Вашего театра он нам очень понравился.

Вы исполнили главную роль — Екатерины Ивановны Лагутиной. Ваша игра взволновала нас до слез. Как будто на

 

- 105 -

сцене не артистка, а настоящая мать. Все было так естественно, просто и душевно.

Сердечное Вам спасибо за созданный образ простой русской матери.

Поздравляем Вас с праздником весны, женским днем 8-е марта! Желаем Вам хорошего здоровья, счастливой жизни и многих творческих удач!

Нам очень бы хотелось иметь Вашу фотографию, но ее нет в продаже.

Еще раз желаем Вам всего самого хорошего!

С уважением,

Борисова В.М., Антоненкова А.А.

05.03.65г.

Уважаемая тов. Урусова!

Приношу тысячу извинений: во-первых, не знаю Вашего имени и отчества, а поэтому и пишу т. Урусова. (Как-то даже неудобно.) Во-вторых, я, очевидно, занимаю у Вас драгоценное время.

Видя Вас вчера по телевидению в спектакле «Мать своих детей», где играете ведущую роль — Екатерины Ивановны, я не могу не выразить не только свое восхищение, но и восхищение моих студентов, которые организовали вчера коллективный просмотр. Вся лекция сегодня превратилась в обсуждение этого столь интересного спектакля. Это большое искусство, а искусство — это исполинский труд...

Большое Вам спасибо за представленное удовольствие.

С глубоким к Вам уважением,

З.Я.Лейбзон

Возвращение Эды Урусовой в число ведущих актрис Московского театра им. М.Н.Ермоловой состоялось. Ее избрали в Художественный совет, в составе которого она оставалась в течение многих лет. Избиралась она также и в местный комитет театра.

Она была полна энергии и жила напряженной творческой жизнью. В свободные вечера бывала на всех сколько-нибудь заметных театральных премьерах. Много читала: русскую классику, книги о театре, современную поэзию. Сохранилась пачка тетрадей, в которые она выписывала близкие ей мысли из прочитанного, переписывала стихи Ахматовой, Пастернака,

 

- 106 -

Евтушенко и др. В то время приобретение книг, и прежде всего современных поэтов, было большой проблемой. Она была в центре культурной жизни Москвы и не только Москвы. Ее письма полны впечатлений от просмотра новых спектаклей, кинофильмов, встреч с интересными людьми в Доме актера: «Простуда не помешала мне сбегать в Дом актера, посмотреть «Обнаженную Маху» — фильм о Гойе интересный, а также видела Фрейндлих. Они привозили и показывали нам, москвичам, свою «Варшавскую мелодию» — пишет в письме Урусова. Приезжая в Ленинград, Эда Юрьевна не упускала возможности побывать на спектаклях Г.Товстоногова в БДТ, Н.Акимова в театре Комедии. Она словно стремилась наверстать упущенное, восполнить тот отрыв от культурной жизни страны, который ей пришлось пережить в предшествующие 17 лет.

Дома тоже все было благополучно. Муж — Александр Иванович успешно работал руководителем танцевального коллектива в художественной самодеятельности, награждался дипломами смотров и фестивалей.

Вместо комнаты в коммунальной квартире, полученной после реабилитации, театр выделил ей однокомнатную квартиру. Благодаря этому путем сложного обмена им удалось вместе с родителями Александра Ивановича объединиться в отдельной большой квартире в центре Москвы в Трехпрудном переулке.

Сын Эды Юрьевны по окончании Ленинградского кораблестроительного института жил с семьей в Ленинграде и работал в ныне широко известном ЦКБ «Рубин».

Но неумолимо приближалась новая беда. Судьба уготовила ей новое жестокое испытание. Начала развиваться тяжелая болезнь ног. Нарастала непрерывная боль в тазобедренных суставах. Видимо, напомнили о себе годы, проведенные в Гулаге и в Заполярье.

Из ее письма от 11 апреля 1967г.:

«Лес» должна была играть 9-го, но отложили на май, так как вводят нового Буланого. Еще хожу ежедневно на массаж, ноги не хотят ходить, к великому моему сожалению. Вчера распределяли санаторные путевки на отпуск, дали 2 штуки, одну из них мне.

 

- 107 -

Ужас! Придется ехать, брать радоновые ванны, если разрешат по сердцу, возможно, в Цхалтубо».

Врачи не сразу распознали характер заболевания. Не помогли ни Цхалтубо, ни другие курорты. Не спасло и лечение у лучших специалистов в ЦИТО. Через какое-то время суставы полностью закрылись и перестали работать. Надо было постоянно принимать обезболивающие. Ходить становилось все труднее и труднее. Она уже не могла поднять ногу, чтобы встать на ступеньку лестницы. Как будто ноги сковали железными цепями.

Стало невозможно пользоваться общественным транспортом, передвигаться приходилось при помощи палки. Для нее это было ограничением свободы, снова поразившим ее — теперь уже пожизненно. И не только в быту, но и на сцене. Каждый спектакль требовал дополнительных сил для преодоления недуга. Сниматься в кино и на телевидении было легче.