- 16 -

ПРОЛОМ

 

Село Пролом расположено в горной долине. Оно утопает в зелени деревьев-аллей, и садов. В километре от села лес, в основном дубовый. Растут также кизил, дикие груши, много ягод. В прогалинах разнообразие цветов, сочные травы. Почти по центру села протекает речушка Малая Карась, деля его на две части, соединенные мостом. На расстоянии 10-12 километров, параллельно Малой Караси протекает Большая Карась, несущая свой воды вдоль города Белогорска.

Село Пролом основано примерно в 1903-1907 годах у дороги, ведущей на Симферополь, Карасубазар, Старый Крым, Феодосию.

На десятом километре от города Карасубазар стоит капитальное каменное строение, по всей вероятности в XIX веке служившее караван-сараем, где могли останавливаться на отдых путешественники, ямщики, почта, кормить и давать отдых своим лошадям. Со временем это здание утратило свое значение,и его приобрел Оваким Саркисович Оганян, покинувший исконные отцовские земли в Западной Армении, как и многие другие, бежавшие от турецкого гнета и обосновавшийся в Крыму, в степном районе Джанкоя. С водой там было туго. Пользовались колодцами и дождевой водой. Не было и дров.

Оваким с семьей поселился в этом одиноком доме, стоявшем на спуске у перекрестка дороги, разветвляющейся на Васильевку-Кабурчак, Карасубазар-Старый Крым. Казалось, пустыня среди гор и скал вдали от города и сел ничем не могла привлечь человека. Но Оваким Саркисович был врожденным земледельцем. Опытным оком он заметили оценил низину по берегам речки с кустарниками и множеством родников, образующих озерки прозрачной воды, полные рыбы - красноперки, сазана, толстолобика. Овгким Саркисович Оганян стал первым жителем будущего села Пролом в центре Крымского полуострова. С сыновьями Саркисом и Григором за речкой, напротив своего дома, рядом с мостом, он построил еще дом. Впоследствии этот дом окажется на самом видном и удачном месте села. В новый дом вселилась молодая семья его сына Григора Овакимовича с супругой Марине Гагульян. Это они станут крестными всех новорожденных в роду Захарьянов, которые поселятся в селе. Добродушие и гостеприимство наших крестных мы и по сей

 

- 17 -

день ощущаем на себе. Они были наделены непередаваемой добротой и лаской к младшим и неудивительно, что все наши сверстники на селе величали их просто "крестными", вкладывая в это слово и любовь, и уважение. Первым мальчиком, родившимся у Захарьянов, был Трдат Аведисович, мой старший брат, нареченный этим именем в память о трагически погибшем брате крестного. Саркис Овакимович с семьей остался с родителями жить в купленном доме. Переехал в село и племянник Овакима Мисак Оганян с женой Эрик и детьми. Построили саманный дом. По примеру Мисака стали стекаться в Пролом и застраиваться и другие Оганяны - Усеп, Арут, Акоп - сыновья Ампара. Следующими поселенцами стали Саркис и Тушик Егикьяны, но домом обзавестись не смогли, так как к этому времени уже был наложен запрет на строительство новых домов.

Саркис поселился в доме шурина Мисака Оганяна. У Саркиса с Тушик было девять детей - пятеро сыновей и четыре дочери, Пятерых имели хозяева дома. Четырнадцать детей, не считая родителей, жили в небольшом саманном доме из двух комнат. И это не было пределом. Света по вечерам не было. Население дома росло. И встала дилемма: как быть? Ехать обратно - некуда. Оставаться? Строить не позволяют. И люди нашли выход. Тайком, вдали от села, заготавливали саманные блоки, окна, двери, стропила, солому и в течение одной ночи поднимали дом. В долгую осеннюю ночь Оганяны и Егикьяны, малые и старые, все включались в сооружение братского дома. К утру новый саманный домик уже накрывали крышей, устанавливали окна, двери. К очередному обходу контролеров большая семья Егикьянов успевала отгулять новоселье. Пример Оганянов и Егикьянов снял барьеры запрета. Чиновник, видя стремление крестьян к земле, сказал:

- Люди на пролом идут, хотят строиться. Дай Бог, пусть живут себе на здоровье.

И вот от этого чиновничьего "идут на пролом" и получило безымянное село свое название "Пролом".

В 1915 году братья Захарьяны на сухумском кладбище, недалеко от моря, в районе турбазы, в возрасте 54 лет предали земле отца Галуста Усеповича. Там под сенью святого креста чудом сохранившейся церкви покоится прах старшего из рода Захарьянов, бежавших из Турции. Место их пристанища здоровым климатом не отличалось. Наоборот, на этом болотистом черноморском побережье

 

- 18 -

свирепствовала малярия. Поэтому было решено переехать в Крым, в район Джанкоя, куда несколько лет назад переехали из Турции Поладяны - братья бабушки. С ними там поселился и дядя Симон. Братья с матерью поселились в доме Поладянов, которые предоставили прибывшим комнаты, пропитание и дали двух дойных коров детям. И что характерно, когда коровы переставали доиться, гостеприимные хозяева заменяли их на других, дойных. Трудно было новоприбывшим привыкнуть к безводью и пить дождевую воду. Не научились обходиться и без топлива зимой. На одном из домашних советов в присутствии матери Захарьяны решили подыскать более подходящее место для жительства, где была бы вода для полива и топливо. Старший брат Усеп с женой Макруи Ворелджян, дочерью Заруи, сыновьями Айком и Симоном переехал на Кубань. Брат Априем с женой Зайтар Кейян, дочерьми Сирануш, Ашхен, Арпеник; другой брат Аведис с женой Гназанд Нерсесян и сыном Аршаком; третий брат Вартан с женой Прап Аракелян, дочерью Асмик; четвертый брат Ованес с женой Арменуи Кешишьян и завершающий список братьев холостяк Седрак во главе с матерью Эсхан Атомовной Поладян-Захарьян переехали в село Пролом. Там в одном ряду с домами Егикьянов подняли четыре дома.