- 196 -

ДОРОГОЙ ОТЕЦ

 

Когда нас сослали, отцу было 56 лет. До этого особых недугов он за собой не замечал, а тут начал сдавать. Резкая перемена климата, подавленная психика, обрушившаяся несправедливость, угнетенность положения, голод, холод, ограничения, унижения - все это подействовало на него. Нервы его сдали, и он, впервые в жизни, слег на два месяца в больницу, где ни еды, ни лекарств, обхождения и того нет. Как могли мы его поддерживали. Мать все лучшее относила ему. А в больницу, ой, как трудно было попасть. В те времена больница для многих была вроде бы курортом: тепло, правда не ахти какое, но все же питание, да и лечение хоть какое-то, лежи себе - не хочу, да в потолок поплевывай. И по гудку подниматься не надо.

Из больницы отец каждый раз возвращался ослабевшим, истощенным. Дома, в окружении родных и близких, окруженный заботой и лаской, он приходил в себя, набирался сил и вновь взваливал на свои плечи обязанности главы семьи.

С рождением внучки Нварт отец и мать вроде бы воспрянули духом, получили новый стимул жизни и, как это бывает, взвалили на свои плечи новые обязанности дедушки и бабушки. Наша дочь попала под надежную опеку. А сколько радости в доме стало, когда дочурка начала лепетать, ходить, бегать, проказничать. Порой так насмешит, что и стар и млад покатываются со смеху.

Анник устроилась на работу в швейную мастерскую, а я по-прежнему вертел баранку.

Бабушка для внучки в первую очередь связала шапочку, теплые носочки, варежки. Внучка для моих родителей была не просто забавой. Они в ней души не чаяли, и это увеличивало их жизненные силы. А Ваграм и Грач, отказывая себе, приносили ей свою норму спецмолока. Грач иногда приносил сразу недельную норму в ведре. Ставил молоко на стол со словами: "Пусть быстрее подрастает наша любимица".

1953 год канул в прошлое. Чувствовалось приближение весны, оттепели. Разрывался лед на реках. Пошел ледоход, а с ним вместе потянулся с севера на юг народ, согнанный сюда злою волею. Разный по возрасту, своей судьбе, он потянулся на места, насиженные его дедами. Вся эта людская река, одетая в ватные брюки к фуфайки, двигалась вниз по Вишере снежными дорогами, сквозь сугробы. На

 

- 197 -

ночь глядя они облепляли окна и двери, просились на ночлег, хоть на полу, но в тепле. Ужинали скудно, но кипяток, картошка в мундире всегда были. Люди отогревались не только телом, но и душой, их сердца оттаивали, и в их глазах мы видели неподдельную радость увидевших свободу людей.

Отца интересовали судьбы этих счастливцев. Он слушал их, не уставая. У каждого были свои причины ссылки, свой срок отбывания, своя судьба. Кого сослали за пучок колосков, собранный в поле после жатвы в 1947 году, другого за пол-булки хлеба или кусок мяса. Такие провинности чаще всего бывали у женщин, старавшихся как-то прокормить полуголодных детей.

Редкие ночи проходили без устремившихся на юг людей. И когда гости отогревались, приходили в себя, отец неизменно спрашивал:

- Вот, ты, за что попал сюда? Сколько дали?

Большинство мужчин было сослано за проявление недовольства жизнью, несправедливостью, за анекдоты, словом - за "язычок".

Солдат, прошедший в войну пол-Европы, увидевший жизнь в побежденных странах, возвращаясь домой, не мог смириться с нищетой и насилием. Ясно, что оставаться довольным, как прежде, он не мог. Он должен был доказать свою правоту, защитить своих детей, честь своей семьи, но уберечься не мог и попадал в места "благословенные".

- Ну а ты, за что? - спрашивал отец очередного собеседника.

- За язык, папаша. Ты же знаешь, как у нас велось: со всех трибун кричали: "Мы! Мы! У нас все самое лучшее!" Привыкли к этому, а я возьми, да сболтни: "Мессеры - отличные машины!" Это я на своей собственной шкуре испытал, когда немец нас бомбил. Вот мне и влепили "десятку". Попарился на лесозаготовках...

Среди этого народа, перевидавшего в жизни все, странно было видеть молоденькую девушку лет восемнадцати. Она уже "отработала" три года за полбуханки хлеба, которую ей дала мать, работавшая в столовой. Мать упрашивала не составлять на дочку акт, она отдала ей свой паек, но это был глас вопиющего в пустыне, девушку сослали на лесозаготовки.

Эти беседы сильно расстраивали отца, и сердце его стало все чаще пошаливать. От случая к случаю могли доставать необходимые лекарства. Сердечные же приступы стали все чаще донимать его. Но поскольку они постепенно проходили, мы не очень обращали на них

 

- 198 -

внимания. Так он дотянул до 1954 года, когда ему вновь стало худо. Отца уложили в больницу. Пролежал он там месяц. Вылечить его не вылечили, но слегка подправили и выписали на поправку домой. Он часто удивлялся себе:

- Думал в трескучие морозы Урала я не протяну и года. А я не только прожил здесь десять лет, но пережил и похоронил своих и ваших врагов - врагов всех безвинно униженных. Теперь могу спокойно помереть... Не страшно. Все мы будем там...

Через месяц отцу и вовсе стало плохо. Он чувствовал, что ему уже не подняться. Он только попросил:

- Не сообщайте Трдату. Незачем ему в такую даль ехать. Потом напишите.

Отцу надо было срочно достать в областном центре лекарства, но, чтобы выхлопотать пропуск, нужно было время. Тогда жена Грача - Валентина Дмитриевна Попова на автобусе выехала в Соликамск, а оттуда на поезде добралась до Перми и привезла лекарство. И все же отцу оставалось жить недолго. 10 мая 1954 года его не стало. В 66 лет! А мог бы пожить еще, если бы не ...

Отца похоронили на городском кладбище. Поставили в изголовье большой железный крест, надгробие с фотографией и надписью:

"Вечная память. Ваше имя будет передаваться из поколения в поколение. Здесь вы свободны, дорогой отец."

И даты рождения и смерти.

Место оградили на шесть могил. В центре была могила бабушки. С нею рядом - могила отца. Потом - Якова Бабучиева, Варгана Саркисовича Егикьяна, его сына Вартана, умершего вскоре после отца в возрасте одиннадцати лет. Рядом с Вартанчиком покоился Киркор Каракян.

Вокруг нашего пантеона покоились наши земляки, преданные земле за десять лет ссылки. Когда-то они жили в Крыму, строили колхозы, поднимали свои дворы, создавали семьи, растили и воспитывали детей, а их отцы и братья защищали Родину. И вот, по воле злого рока, они лежат в чужой северной холодной земле, вдали от могил своих предков.

Немногим более двух месяцев спустя у меня родился сын Аветис. Могу только представить, как бы обрадовался отец своему внуку-тезке. Но жизнь есть жизнь. Ее законы неумолимы.

В 1956 году амнистия, наконец, достигла и наших бараков.

 

- 199 -

Унизительной ежемесячной отметки в комендатуре уже не требовалось. Мы могли брать отпуск и ехать в любую точку Советского Союза без всяких пропусков. Даже не верилось.

Жаль, очень жаль, что отец не дожил до этих дней. Мы бы его вывезли в Сухуми к Трдату. А там, как знать, может и пошел бы отец на поправку - кавказская природа, морской воздух, свобода, может быть, и совершили бы чудо, продлили дни отца.

В октябре того же года я и Ваграм провели отпуск в Сухуми. Нас встретили: тетя Агавни, дядя Киркор, Варяка, Сируш, Трдат, Арташ и Аманяк. У нас в роду прибавилось много новых родственников и своих маленьких человечков. Со всеми нам предстояло познакомиться, а заодно и с самой Абхазией...

Возвратившись из отпуска, я решил обзавестись собственным деревянным срубом, сооруженным по всем правилам северной архитектуры. Горсовет выделил мне участок в районе Сангородка. Заселяли за мостом, у дороги на Соликамск. Там уже стояли дома Черкова, Пянкова на две семьи. Третий участок выделили мне, а со мной рядом - брату Ваграму.

Но где взять сруб? И тут на помощь пришел сосед Василий Емельянов, бывший житель села Дубровки. Он подсказал, что в его деревне продается новый сруб, только что поставленный. Но дороги туда нет. Вся связь села с внешним миром осуществляется по реке.

Пришлось идти до самой Дубровки берегом реки, а это более пяти-десяти километров. По ходу осматривал, можно ли пробраться туда на машине.

Дошли. Нашли хозяина сруба. Судили-рядили, остановились на 700 рублях. Хозяин привел мастера. Тот пронумеровал бревна, чтоб на новом месте собрать в таком же порядке.

Село Дубровка стояло почти в верховье реки Язьвы. За Дубровкой, выше по Язьве, жили лесорубы. Лес сплавляли до Нижней Язьвы, оттуда уже на машинах перевозили на комбинат.

Собрал друзей - Василия Емельянова, Николая Пачкина, Сергея Позднякова, Федора Щадрина, Сашу Шмидта. Лопаты, топоры, веревки, трос, продукты и ящик водки погрузили в машину и отправились с прицепом в путь. От села Нижняя Язьва к Дубровке надо пробираться вдоль реки, по песку и илу, по местам, где никогда даже на телегах не ездили. А мы пробивались на машине, да еще с прицепом.

 

- 200 -

Колеса зарывались в песок, буксовали, проваливались в занесенные песком промоины и ямы. То и дело приходилось убирать длинные лесины, заготавливать и подкладывать под колеса ветки и сучья. Через высокие барьеры перетягивали машину "пьяным" волоком. Впереди машины находили яму и выкапывали ее на глубину полуметра, ставили в яму столб и с помощью троса, накинутого на оба крюка на буфере машины, подтягивали машину, наматывая трос с помощью бревна и петли на "пьяный ворот" - торчащий столб.

Часов через восемь добрались до Дубровки, переночевали, а утром взялись за разборку дома. На разборке дома и транспортировке бревен на берег реки участвовало человек десять, не считая ребятишек, окружавших нас. Дело в том, что в Дубровке до нашего приезда автомобиля не видели. От машины пугливо шарахались не только куры, собаки, скот, но и многие дети, и даже взрослые. Уже через час ребятишки сидели на заборах, смотрели на нас и машину спокойно и даже бегали за нами, сопровождали машину до берега и обратно. Так что помощников к концу работы у нас было хоть отбавляй. К вечеру весь дом был уже на берегу Язьвы. Нашлись мастера, которые собрали бревна в плот, укрепили их, а потом со мной вместе сплавили его до Нижней Язьвы. Николай Васильевич Пачгин в таких делах был дока. Никто не мог предугадать будет ли для нас вода чистой или напоремся на затор из леса и проторчим несколько дней. Поэтому он запасся продуктами на несколько дней, и новые Робинзоны поплыли вниз по реке. А остальные возвращались на машине, которую в обратный путь вел мой напарник Шадрин. На проторенной уже дороге им на спуске было легче.

Без особых затруднений, только постоянно воюя с комарами, мы на третьи сутки причалили к Нижней Язьве. Там техника лесной биржи легко вытащила плот на берег. Мы погрузили его на машину с прицепом и доставили на мой участок.

Мастер, пронумеровавший бревна, собрал дом, но уже на берегу Вижаихи.

Таким же образом приобрел дом и Ваграм, но его дом привезли издалека и не по реке.

26 апреля 1956 года на дверях комендатуры вывесили объявление: "Переселенцы всех национальностей! Приходите в свои комендатуры со своими личными документами и получайте чистые паспорта».

 

- 201 -

За всю свою жизнь мне ни разу не приходилось видеть такое множество ликующего народа. Люди обнимались, целовались, знакомые и незнакомые, танцевали, угощали друг друга, радуясь концу положения изгоев.

Ни днем, ни ночью не смолкали на подворьях и улицах музыка, песни, возгласы: "Спасибо Хрущеву! Да здравствует Никита Сергеевич!"

В комендатуре озабоченные, скучно-вежливые работники отбирали старые паспорта невольников, извлекали из сейфов личные дела, разросшиеся в толстые тома, рвали и бросали их в кучу мусора. Люди получали паспорта гражданина Союза ССР без помарок и особых отметок.

Комендант А.Шишигин подозвал меня и открыл мою папку:

- Смотри, Грант, кем ты был при "Соплякине" и кем стал сейчас. В моем деле значилось два ареста по пять суток "за дезертирство", и "соображения" Собянина, изложенные в записке следующего содержания:

"Будучи назначенным старшим над переселенцами на своей улице, он отказался сообщать о них необходимые данные, об их отсутствии, что они не в бегах, за что был наказан по месту работы лишением пайка (200 граммов хлеба) в течение одного квартала".

Саша Шишигин смеется:

- Прочел это, когда принял дела.

Выдумать можно все, что захочешь, тем более при наших-то правилах. Ясное дело, папка переселенца у хорошего работника должна расти и пухнуть, так считают некоторые работники. Это их хлеб.

Получив паспорта, люди стали собираться в путь, но не на старые места, чтобы избежать конфликта с переселенцами, занявшими их места в Крыму. Стали укладывать вещи и мы, тем более, что Трдат приглашал к себе всех Захарьянцев.

Первого Мая мы со всеми родственниками посетили кладбище. В городе снега уже не было, но за городом стояли еще сугробы. Пришлось расчищать могилы от снега. Посидели возле своих усопших, помянули добрым словом. А вокруг могил бегали мои дети - дочурка четырех лет и двухлетний сынишка. Им и невдомек было, что тут под землей лежат дедушка и прабабушка. Они смеялись, играли. Для них традиционно-печальные разговоры взрослых были

 

- 202 -

частью их игр и забав. В их счастливом возрасте им нужно было двигаться, резвиться.

Перед отъездом дом продал местному жителю. Получил расчет на работе. С дядей Априемом, Вартаном, Ованесом и моей семьей - матерью, Анник, Нвартом и Аветисом покинули город Красновишерск и взяли курс на юг. Мне уже исполнилось 30 лет.

10 мая 1956 года мы с братом Трдатом уже обнимались. Несмотря на все пережитое и потерянное нами, мы завещали нашим детям и внукам помнить и чтить ту землю, где покоятся их предки, знать ее историю. Плохих народов и негостеприимных земель не бывает. Но в семье, как говорится, не без урода. Так и с народами, и с землями. Но, к счастью, уродов намного меньше, чем нормальных. Их единицы, они исчадия ада, они наделены сверхвластью, прокляты народами и историей. В нашей памяти сохранились светлые образы людей, которые помогали нам в годы жесточайших испытаний. Да сохранит их Бог! Аминь.

В 1956 году открылись скрипящие ржавые ворота неволи и выпустили нас на волю, нас, невинных переселенцев из Крыма. И я вспомнил тогда слова отца, написанные Трдату:

"Когда демобилизуешься из армии, езжай к тете Агавни в Абхазию, обоснуйся там. Мы не вечно будем жить здесь. Даст Бог, настанет день, и мы приедем к вам."

Пророческие слова отца сбылись, но на это потребовалось 12 подневольных лет. Он до этого счастливого дня не дожил. Не смог. Мир праху его, покоящемуся вдали от родины.

И вот спустя 12 лет после изгнания из Крыма, нам, как бы оправдываясь, говорят:

- Вы не виноваты... Шла война... Выселяли всех ... огульно. Без этого не обойтись.

Да, когда рубят большой лес, щепы много вокруг. Так и мы, как щепа, были оторваны от ствола своей жизни и заброшены в чужие края, на чужую землю загнивать, оставив свои дома, хозяйства, сады, огороды, скот, дымящиеся чугунки в печах, так и не съев сваренный обед. И все это наше добро государство самым бесстыдным образом продало другим- переселенцам из других мест, измученным оккупацией, еле выжившими под немцем.

Говорят, что наше выселение - это ошибка. Не слишком ли часто

 

- 203 -

ошибаются те, кому ошибаться не положено? Не слишком ли дорого обходится народу каждая ошибка высокопоставленного недоросля, обреченного сверхвластью? И почему народ должен терпеть всех тех, кто лишен совести, чести? Выселили, сослали, совершили несправедливость. Ну, а кто-нибудь поднялся, произнес с трибуны извинения? Кто-нибудь заикнулся о том, чтобы компенсировать все наши потери? Государство и так часто сменяемое руководство, как в рот воды набрали. А ведь после амнистии и лет прошло немало.

Сегодня скупо, но все же что-то в этом вопросе после многолетней борьбы татар и немцев Поволжья стало проясняться, выглянула боязливо правда. Татарам разрешили вернуться в Крым, немцам предлагаются различные варианты. Выделяются спецфонды для обустройства и благоустройства поселенцев.

Мы, армяне, болгары, греки, цыгане - переселенцы (в места ссылки) второго этапа. Территориальных претензий пока не предъявляем, но требуем компенсации за все то, что мы потеряли, за все, насильственно отнятое у нас.

Хочу заметить, что всем нам, северянам, очень помогли советы и настойчивость наших отцов. Никто из нас не ловчил, не ленился, не хитрил, не перебегал с места на место. Мы держались коллективом и работали с полной отдачей, от души.

Трдат добился выделения для нас земельного участка под строительство. Тесть Трдата, Герой Социалистического Труда, бывший председатель колхоза Ованес Саакович Капикян отмерил 60 шагов в длину и 40 в ширину и велел мне забить по углам колышки.

- Вот это, Грант, твоя земля! Огораживайся и стройся. Я выкопаю у себя пять корней пятилетних мандариновых деревьев, пересажу их на твой участок, на счастье! Если что будет нужно, обращайся, помогу, - улыбаясь сказал Ованес Саакович.

Сегодня мы можем только скорбить по Ованесу Сааковичу, вспоминать его добрые дела, наставления и советы и следовать им. Они также плодоносны, как деревья, посаженные им в моем саду.