- 278 -

АРШАК

 

Моя семья состояла из шести человек - троих мужчин и трех женщин. Мы уже жили в новом капитальном доме. Исчез "кошкин дом". Цитрусовые и фруктовые давали урожай. На заводе мне предоставили возможность приобрести автомашину марки "Жигули". Мы, старшие, были заняты каждый своей работой. Я - на производстве, Анник - на уборке чая, мать - дома по хозяйству. Дети - Нварт, Аведис и Аршак один за другим окончили школу на Маяке. Словом, жизнь нашей семьи текла и развивалась. В 1972 году вышла замуж за Арсена Егикьяна Нварт и переехала в Краснодар. Аведис отслужил в десантных войсках и поступил работать на химзавод. Вскоре завод направил его на учебу в химический институт имени Менделеева в городе Новомосковске Тульской области. После окончания института в 1981 году молодой инженер продолжил работу на химзаводе.

Аршак после окончания в 1975 году десятилетки с двоюродным братом Вартаном Грачевичем поступил в летную школу гражданкой авиации города Бугуруслана, Оренбургской области - БЛУГА. свои 18 лет Аршак обогнал в росте меня и брата - вытянулся на 183 сантиметра.

Параллельно с основной учебой в городе Бугуруслане Аршак прошел курсы шоферов и получил водительские права. В 1977 году я окончил школу гражданской авиации. Летчиком IV класса Аршак вернулся домой. Для того, чтобы летать самостоятельно, ему нужно было налетать вторым пилотом 400 часов. Аршак начал летать в экипаже с летчиком Валерием Зазировым, летавшем на АН-2 командиром. Молодой летчик летал вторым пилотом, набирался опыта на практике и не мог нарадоваться своей профессии. Каждый день после полета он приплюсовывал налетанные за день часы. Как и всем начинающим, ему не терпелось отлетать практику и повести самолет самостоятельно.

После девяти месяцев совместных полетов с Зазировым Аргаак был переведен к новому командиру Ревазу Шенгелия. Командиру было 23 года, Аршаку - 21. Маршруты были те же, на которых Аршак Захарьян налетал 360 часов. Аршаку оставалось летать вторым пилотом на маршрутах Сухуми-Поти, Местия, Батуми, Псху еще 40 часов.

 

- 279 -

16 Октября 1978 года. Понедельник. Погода с утра солнечная, безоблачная. Из сухумского аэропорта курсом на Псху вылетел самолет АН-2, командир Реваз Шенгелия. Вторым пилотом летел Аршак Захарьян. И пассажиры. Поселок Псху за перевалом Кавказского хребта. Из Псху самолет с семью пассажирами вылетел в одиннадцать утра, но в Сухуми не прилетел и в Псху не вернулся. Самолет исчез. Связь с Псху оборвалась. Хорошо налаженной связи между этими двумя аэропортами мешает перевал. И вот, черная весть - по СОС объявили, что самолет АН-2, пролетая над экспедицией, при развороте разбился и сгорел. Из Сухуми на место происшествия вылетел вертолет; доставил в порт пилотов, чтобы определить, в каком состоянии они вылетели утром из аэропорта, оказалось, что перед вылетом они выпили по чашке кофе.

На второй день нам разрешили взять покойных. Похороны назначили на субботу 21 октября, а 19 октября Аршаку должно было исполниться 21 год. Ко дню рождения Аршак готовился и ждал его. В тот день поздравить Аршака приехал из Адлера летчик Левон Данелян, а увидел его в гробу. В таком положении оказался он не один. До и после похорон поступали на имя Аршака поздравительные телеграммы с добрыми пожеланиями...

Похороны были многолюдными. Субботний день выдался теплым, ясным. Трагическая гибель молодого человека привела на похороны многих, даже тех, кто лично не знал его. Приехали товарищи по учебе - летчики, с которыми еще год назад он сдавал экзамены. Проводить Аршака в последний путь прибыли из Тбилиси, Еревана, Краснодара Пришли школьные товарищи, работники аэропорта, химзавода. Организованно, строем 1200 человек провожали Аршака. Эта цифра взята с поминальных столов, но и она неполно отражает истинное число пришедших проститься с Аршаком. За стол сели не все.

Было 64 венка от товарищей, родственников, организаций, соседей. Все прилегающие улицы были забиты людьми и машинами.

Аршака трудно было узнать, особенно в последний день. Обгоревшее тело почернело. Гроб несли закрытым.

Пять лет назад Аршак сооружал ограду на могилах своего деда и прабабушки, а сейчас сам лег между ними. Я попросил руководство аэропорта дать мне лопасти самолета, на котором погиб мой сын. Сейчас они вращаются над могилой от малейшего дуновения ветер-

 

- 280 -

ка. Лопасти и бюст моего сына напоминают каждому прохожему, что здесь покоится летчик четвертого класса. У подножия памятника всегда свежие цветы. Ребятишки приходят сюда повращать лопасти, его ровесники - поклониться праху безвременно ушедшего товарища. На постаменте скорбные слова: "Наш Аршак! Как много нашего ушло с тобой, как много твоего осталось с нами. Погиб - сгорел, сгорел - погиб"???

После похорон я разговаривал с начальством аэропорта. Я спросил: "Чему мог научиться двадцатиоднолетний курсант у двадцатитрехлетнего летчика?"

- Наставники молодежи - это старые кадры, - продолжал я.

В народе ходят разные слухи. Одни говорят, что летчики были пьяны, другие - мол, взяли лишний груз, поэтому и не смогли перелететь через перевал. Есть и другие предположения. Да, но в чем тут вина Аршака?

И вот ответ: "Аршак погиб как пассажир."

Я, Трдат и Левон Овсепян слетали потом на место катастрофы. Самолет лежал вверх колесами, кабины летчиков и пассажиров сгорели, бензобаки остались невредимыми. Рядом со сгоревшим самолетом возвышались два дуба со срезанными верхушками. Очевидец катастрофы рассказал:

- Утром мы услышали гул самолета, потом появился и, сам - "кукурузник". Он летел вниз по ущелью и почти цеплялся колесами за вершины деревьев. Когда он пролетал над нами, мы, показывая руками, кричали: "Садитесь, садитесь!" Дальше перед ними выросла скала - самолет залетел в тупик. Летчик резко взял влево. Самолет почти развернулся и готов был лечь на обратный курс, когда опущенным крылом зацепил за верхушки деревьев, перевернулся и упал. Мы - бурильщики, тут же побросали работу и побежали на помощь. До нас донеслась беспорядочная ружейная стрельба. Мы сперва подумали, что это, наверное, летчики вызывают на помощь. Когда добежали до самолета, то увидели, что он весь объят пламенем. Среди погибших пассажиров были и жители поселка Псху. В кабине пилота обнаружили труд Буровлева, работавшего в экспедиции, куда летел самолет и председателя сельсовета, у которого в кармане нашли печать. Ее обнаружили среди пепла и битого стекла. Нашли еще часы, металлические расчески, ножи перочинные, пришедшие в негодность. В кабине пилотов кто-то подобрал обру-

 

- 281 -

чальное кольцо, которое жители Псху в течение года видели на пальце Аршака. Все присутствующие единогласно подтвердили, что это кольцо Аршака. Трдат сказал: "Кольцо не принесло счастья хозяину, не принесет счастья и той, которая его подобрала и присвоила".

У древних греков есть мудрая поговорка: "Женщина испытывается золотом, золото - огнем, мужчина - должностью, женщиной и вином".

Отметили сорок дней со дня гибели Аршака. Было много народа. 40 человек мужчин, молодых и старых, в знак траура не брились все эти дни.

10 лет спустя, в 1988 году трагически погиб наш крестник Андраник Альбертович Малхасян. На его поминальном сороковом дне так же 40 человек в знак уважения к нему и его семье были небритыми.

Черная одежда, небритые лица - это древний обычай выражения горя и скорби у нашего народа, идущий от прапрадедов наших, сохранился и сегодня. Посторонний человек, идущий навстречу человеку в черном траурном одеянии, кланяется ему, показывая тем самым, что сочувствует, разделяет его горе.

В этом надо отдать должное Кавказу. Отношения между людьми здесь более искренни, согреты человеческим чувством и теплом.