- 30 -

Свет рампы в ночи

 

О Воркутинском театре, ставшем, по признанию многих, явлением в духовной жизни послевоенной провинции Земли Коми, написаны воспоминания, свидетельства, очерки, исследования. Возникший и оформившийся в краю полярной и лагерной ночи в суровое время войны, он стал самим собой, как ни парадоксально это звучит, во многом именно благодаря Молоху лагеря рядом. Перемалывая тысячи и тысячи жизней и судеб, порой он позволял себе делиться своими жертвами с Театром. Пусть и не во имя

 

- 31 -

искусства как такового прежде всего, а «В целях наилучшего обслуживания художественно-зрелищными мероприятиями вольнонаемного населения», немалую часть которого составляли те, кто обеспечивал «систему исполнения наказаний». С достаточным основанием можно утверждать, что без этих жрецов сцены в бушлатах не суждено бы быть ни труппе как талантливому театральному организму, ни двумя годами позже явившемуся городу самому храму искусства с масками Трагедии и Комедии на его чудесном резном фасаде с четырнадцатью колоннами. Вспомним, что первым его художественным руководителем и главным режиссером стал заслуженный артист РСФСР заключенный Борис Аркадьевич Мордвинов. К «черной кости» в разные годы принадлежали в составе труппы (правильнее сказать, коллектива, коим он был, как помнят все, кто помнит, никогда ни в чем не выделяя кого бы то ни было по правовым признакам) многие яркие индивидуальности как Борис Дейнека, Теодор Рутковский, Борис Козин, Валентина Токарская и Рафаил Холодов, Елена Волошина, Татьяна Лещенко-Сухомлина, Валентина Ищенко, композиторы и дирижеры Владимир Микошо и Михаил Носырев.

Перечисляю их имена, большей частью по памяти, по праву свидетеля тех лет. У каждого названного здесь лица — видная артистическая жизнь до лагеря и у многих — после, о чем вспоминает Э.Котляр и много рассказали в серьезном и интересном исследовании А. Клейн и А. Попов.