- 156 -

ПУТЕШЕСТВИЯ

Я всегда старался весной все сделать с машиной, пройти медицинский и техосмотр, чтобы во время отдыха с ней меньше заниматься.

В 1962 году мы собрались и поехали в Крым. Я с Валюсей и Дима Жорин с Раечкой. Прихватив с собой продуктов и водочки, мы только один раз останавливались в кемпинге, раз обедали в Харькове в ресторане и добрались до Днепропетровска, где жила моя двоюродная сестра Вера. У нее два сына, Володя и Саша. Муж ее, Павел Заховайло, был полковник, начальник ГАИ Днепропетровской области. Мы прожили у них три дня, нас очень хорошо приняли, мы даже ездили на пикник. Но, когда ребята узнали, что мы едем отдыхать без фотоаппарата, заставили нас заехать в магазин, и мы купили "Смену-2". Нам объяснили, как им пользоваться, мы накупили пленки и стали фотографировать. Потом в Алуште, куда нам дал адрес и записочку Павел Ефимович к своему бывшему сослуживцу, где мы устроились, я пошел в фотолабораторию, и мне проявили одну пленку. Получилось очень здорово. В общем, по приезде домой мы имели 179 фотографий, очень неплохих, если учесть, что я и Дима в этом деле мало чего понимали. Когда я попросил Алешу Нестерова все проявить и напечатать, он сказал, что даже у профессионалов редко так хорошо получается, а он в то время был директором фотолаборатории отдела фотохроники ТАСС. Я отдал Диме фотоаппарат, а себе в комиссионном магазине купил такой же, им мы пользуемся до сих пор. Поездка получилась хорошая, только при подъезде к Алуште, на Ай-Петри, у нас стал кипеть мотор. Когда мы добрались до места, мы встали с Димой пораньше, сняли радиатор, распаяли верхнюю коробку и

- 157 -

прочистили все трубки, а потом снова все спаяли и собрали. За это нас Валюся с Раечкой повели в ресторан. Пляж в Алуште неплохой, только нет песка, а мелкая галька. Народу много, надо пораньше занимать удобное место, но мы неплохо устроились. Наш хозяин заведовал лодочной станцией и ездил рыбачить. Один раз он привез камбалу диаметром в полметра, а черноморская камбала намного вкусней дальневосточной. У него стоял автомобиль, который не заводился, и мы с Димой решили ему помочь. Это был наш первый тягач, по типу «Виллиса», « ГАЗ-67», его больше называли "Иван-Виллис". У него был не исправлен бензонасос, я его сделал, и мы машину завели, так что он мог ездить, хотя ездить ему, как он сказал, было некуда. В общем, пожили мы у него неплохо, питались в основном в кафе и столовых, а иногда дома. Прокатившись на пароходе до Ялты, мы поехали домой через Ялту, Бахчисарай, где, к сожалению, не попали во дворец, так как он был на ремонте, заехали в Севастополь и посмотрели Панораму. Дорога хорошая, останавливались перекусить, наши жены выпьют по полкружечки, нам ведь нельзя - мы по очереди за рулем, и поют песни, не давая нам заснуть. Выехав на новое шоссе Москва - Киев, мы довольно быстро добрались до Москвы.

Как-то в апреле 1964 года мы с Валюсей собрались и поехали в Ленинград. Выехали рано утром, остановились в Калинине. Я показал Валюсе, где я жил и работал. Хотели остановиться в Новгороде, но пошел дождик, и мы поехали дальше, а в 9 вечера были уже в Ленинграде. Остановились у Марусеньки Вологдиной, они в то время с Зоей жили вместе. Экскурсий по Ленинграду было множество, вот только погода была неважная, все время шел дождик, но все же мы побывали в Эрмитаже. Гам работала Валя Березина, моя двоюродная сестра, так что мы даже побывали в спецхране, где находятся разные ценности. Потом побывали в Казанском соборе и других местах. А Верочка Березина (Пауль) принесла нам билеты в театр, и мы ходили на "Баядерку". Потом ездили по побережью Финского залива, ходили в кино, в общем, очень хорошо провели время, а в день нашего отъезда выглянуло солнышко. Обратно ехали хорошо, остановились только у Валдая, на горке, покушали, а вечером приехали домой. Валюся сказала, что Ленинград, конечно, город очень красивый, но ей больше нравится Москва, которая стала ей родным городом.

Время бежало очень быстро. Наша Танюшка закончила институт. Помню, как они готовились с девочками к экзаменам в моей темной комнате. Клара, и еще девочки, одну они звали Помидоркой за румяные щеки. Жанна закончила Стоматологический институт. Все хорошо закончили учебу, но все остались в Москве, а Танюшка получила распределение в Карелию. В первый год с ней поехала моя двоюродная сестра Зина. Там их встретили очень приветливо. Первый год она проработала в пос.Суна, недалеко от Петрозаводска, а второй и третий в пос.Кубово в Пудожском районе, это на противоположной стороне Онежского озера, и туда можно было добраться от Петрозаводска только самолетом или по воде. Во время учебы в институте Танюшка ездила на практику в пионерский лагерь в Евпаторию. В школе

- 158 -

стала работать в старших классах, работать было трудно, но окружавшие ее учителя были доброжелательные и помогали, а потом они очень подружились. В Кубово с ней работала Валя, она финка по национальности, они до сих пор дружат. Я ушел на пенсию в 1970 году и в декабре того же года поехал в Пудож. Это была интересная поездка. Ехал на поезде до Петрозаводска. Там меня тепло встретила Танина подружка Галя. Я у нее переночевал, а на следующий день она посадила меня в самолет, и первый раз в жизни я полетел на самолете. До Пудожа летели всего 45 минут, но до Кубова нужно было добираться еще 50 км автобусом, который я прождал почти 5 часов. Меня очень приветливо встретил физрук их школы, мы потом ездили с ним на рыбалку, но ничего не поймали. Кубово - это довольно большой поселок с хозяйственным, промтоварным и, конечно, продовольственным магазином, а также с большим клубом. Я с собой взял некоторые инструменты, и они мне пригодились. В бараке, где поселили Танюшку и Валю, у них было свое отдельное помещение и свой вход. В квартирке было холодно, даже вода замерзала в ведрах, продувало насквозь, так как опилки в тесовой обшивке дома просели, и стены просвечивали, можно без преувеличения сказать, насквозь. Дымоход был засорен, печка топила плохо. И я взялся за работу. В отведенном им сарайчике нашел глину, прочистил и починил печку, хотя раньше никогда печками не занимался. Пошел на лесопилку, мне пообещали и привезли опилки, но ночью кто-то эти опилки стащил: те, кто держал поросят, использовали их для подстилки. Пришлось договариваться снова. Привезли 2 воза. Девочки договорились со своими учениками из 7 класса, и они пришли мне помогать. Я сделал лесенку и сверху засыпал стены и заваленки опилками. После такой работы устроили для ребят чай с московскими конфетами, и все остались довольны. Потом они помогли с дровами, которые привезли пиленые, а их нужно было наколоть и сложить в поленицу. Затем я сделал им вешалку, топчан и все, что еще нужно было по хозяйству. Гвозди и разную мелочь покупал в магазине. Постепенно познакомился с родителями и некоторыми учителями, и нас стали приглашать в гости, однажды мы ходили на пельмени. Питьевую воду развозили по поселку в цистернах, поэтому с раннего утра, перед работой все выставляли на улице в определенном месте ведра, баки, бидоны и т.д., а придя с работы, забирали. В этом поселке было страшное количество собак, и вот одна сука постоянно лежала около баков с водой. Я стал ее подкармливать, и она стала ходить к нам и не только сама, но и со своим сыночком, и ходила за мной по поселку. Это было удобно, так как другие собаки ко мне не подходили. Но настало время уезжать. Меня посадили в автобус, добравшись до Пудожа, я взял билет на самолет и стал ждать. Но тут началась пурга, и самолеты не прилетали, так длилось три дня. Но вот сразу прилетели два самолета, а пурга усиливалась, и все ждали, когда она утихнет. Наконец, одному самолету вьиет разрешили, и, поскольку билет я взял раньше всех, то на этот рейс меня посадили. Мы взлетели, но когда самолет попадал в воздушные ямы, разговоры прекращались, это не очень приятное ощущение. Когда же подлетали к

- 159 -

Петрозаводску, пурга еще усилилась, и из-за плохой видимости самолет никак не мог сесть, и мы очень долго кружили. Когда приземлились, пассажиры стали благодарить пилотов, и не только за благополучный рейс, а и за то, что он состоялся, так как неизвестно, когда будет следующий. Я опять погостил у Гали, а потом она меня проводила, и я вернулся домой.

Вернувшись, я поехал к себе в парк, и мне дали путевку за 30% в желудочно-кишечный санаторий в Литву в г.Друскининкай. Валюся взяла отпуск, и мы решили ехать на "Опеле". Было очень интересно еще и потому, что я первый раз в жизни ехал в санаторий. Быстренько собрались и поехали. Дорога хорошая, все время асфальт, и, выехав утром, добрались до Младечино, но мест для отдыха не оказалось, пришлось ночевать в машине. Утречком быстро доехали до Вильнюса, позвонили домой, покушали и поехали до Друскининкая. Въехав в город, остановили прохожего узнать, как добраться до санатория "Дзукия", а он оказался его директором, очень симпатичным человеком. Посадили его в машину, по дороге он обо всем нам рассказал, а, увидев у меня удочки, сказал, что поселит меня в 3 корпусе, т.к. там врач тоже рыбак. У Валюси путевки не было, и он посоветовал нам обратиться к истопнику насчет жилья. Истопником оказалась женщина-полячка, очень славная. Она устроила Валюсю у себя, а кушать Валюся ходила в кафе. Машину мне разрешили поставить у окна, возле которого была моя койка. С утра я ходил на процедуры, а потом мы с Валюсей ходили знакомились с этим интересным городком, правда, одно время было очсш. много комаров, но потом их вывели. Первое время я ходил рано утром на реку Неман и на червяка ловил окуней, а когда со всем ознакомился, мы стали ездить на разные озера. В такие дни я не обедал, и мне еду выдавали сухим пайком. Обычно это была половина курицы, сахар, масло, яйца, хлеб, т.е. все было в норме. У меня в комнате появился сосед - инженер из Минска, он нашел себе в санатории подружку и называл ее шмокодявка. Я считал, что это как-то не удобно, а оказалось, что по-белорусски это девушка. Мы стали ездить на очень красивое водохранилище, чем-то похожее на наше Истринское. Там мы варили уху и хорошо проводили время. Валюся там встретила свою сослуживицу. Мне было очень удивительно во время езды видеть множество разных животных. Впервые я увидел кабанов с большим выводком полосатых кабанят, встречались лисы, косули, зайцы, и все они почему-то совсем не боялись людей. Однажды был такой забавный случай. Я сидел на берегу под горой с удочкой, и вдруг меня кто-то ударил сзади. Это оказались два зайца, которые скатились с горки, ударились об меня, но, главное, встали рядом со мной и смотрят, совсем не собираясь убегать. Я заметил мальчика на лодке, который долго в ней возился, а когда он приплыл к берегу, то показал выловленную им огромную щуку, наверное, на 8 кг. Он рассказал, что ловит рыбу для ксендза, и тот ему платит за улов. Мы с Валюсей тоже ловили довольно крупных рыбешек на червяков, которых ходили копать в овраг, где было несметное количество комаров. После такого похода приходилось протираться одеколоном, который хорошо снимал зуд. В санатории мне делали промывание желудочно-кишечного тракта и грязевые ванны. С Валюсей ходили пить из источника минеральную водичку, в общем, все было нормально. Мы очень хорошо отдохнули и добрались домой за один день.