- 318 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заканчивая эту книгу, я отдаю себе отчет в том, что не сказал читателю всего, что следовало бы сказать. Когда я начал писать свои воспоминания тринадцать лет назад, я надеялся, что смогу не только пролить некоторый свет на события прошлого, но и прийти к далеко идущим выводам.

Сделать выводы оказалось труднее, чем я предполагал. Но, вообще говоря, я думаю, что выводы, к которым я пришел, покидая в 1956 году Советский Союз, были правильными. Ни тогда, ни теперь я не обвинял и не обвиняю никого, я никого не защищал и не защищаю. Все же, как мне кажется, человечество может

 

 

- 319 -

сделать полезные для себя выводы, узнав о том, что происходило в двадцатых, тридцатых и сороковых годах в СССР. Сейчас же, после прожитых на Западе (включая Израиль) пятнадцати лет, я хотел бы кое-что добавить к своим воспоминаниям. Я пишу о прошлом в том духе, в каком традиционные древнееврейские мудрецы интерпретировали фразу «Пусть грешники истреблены будут с лица земли» из 104 псалма Давида. Мудрецы истолковывали эту фразу так: «Пусть грехи истреблены будут с лица земли».

Если мы хотим извлечь уроки из страшных событий прошлого, нам нужно в первую очередь сосредоточить свое внимание на грехах, оставив вопрос о грешниках на суд тем, кто придет после нас.

Следует иметь в виду, что те человеческие трагедии, которые я описал в этой книге, — лишь ничтожная, микроскопическая часть немыслимых страданий, выпавших на долю советского народа, то есть на долю весьма солидной части человечества. Причем я рассказал далеко не все, чему я был свидетелем, или что мне известно достоверно.

Цель этих воспоминаний — правдиво рассказать о событиях и установить их причину. В особенности эти воспоминания могут пригодиться тем, кто считает пример и исторический путь Советского Союза достойными подражания. За годы моего заключения мне часто приходилось слышать один и тот же вопрос: какое впечатление произведет за рубежом правда о положении в СССР, когда она станет наконец известной, и к каким выводам придут люди во всем мире? Мы тогда сами были изолированы от общества и не могли, конечно, мечтать донести правду до внешнего мира. Многие полагали, что как только правда станет всем известна, сама идея социализма навсегда будет дискредитирована, а вместе с ней сгинет и идея освобождения человечества путем социалистической революции. (Ленин, как известно, считал Октябрьскую революцию начальным звеном мировой революции).

 

- 320 -

Что же произошло на самом деле? В Советском Союзе были сделаны слабые попытки исправить «ошибки прошлого». Но затем советские правители испугались собственной смелости. Должен сказать, что в результате невообразимого террора и массового уничтожения, длившихся двадцать пять лет, в аппарате остались люди либо с весьма низким уровнем развития, либо те, кого сломили и лишили способности мыслить самостоятельно, подавать новые идеи. XX съезд партии ни к чему не привел. То, что за ним последовало, было лишь уловками; на самом же деле в поведении руководства не наблюдалось никаких признаков действительных перемен. А перемены были необходимы, если принять во внимание огромные масштабы преступлений и гигантское число жертв.

Но еще более ужасно, на мой взгляд, это — непонимание за пределами Советского Союза того, что происходило у нас. Правда, в мировом коммунистическом движении наметились глубокие трещины, но ни рабочее движение, ни мировое общественное мнение не сумели прийти к тем очевидным выводам, какие мы в лагерях и тюрьмах считали неизбежными.

Больше того, во второй половине шестидесятых годов на международной арене появились течения, главная цель которых — бунт против общественных устоев Запада. Пятьдесят с лишним лет я внимательно слежу за всеми подъемами и спадами революционного движения в мире, но мне еще никогда не приходилось наблюдать такого непонимания, путаницы и абсурда, какие наблюдаются в так называемой «Новой левой» в ряде стран Запада. «Новая левая», в частности, в некоторых западных университетах, далеко превзошла даже самые худшие опасения так называемого «потерянного поколения», к которому я сам принадлежу.

Создается впечатление, будто все мы, жертвы двадцатипятилетнего сталинского деспотизма, находились во власти иллюзий, полагая, что как только за границей станут известны факты о деградации компартии в

 

- 321 -

Советском Союзе и о страшных преступлениях против народа, дальнейшая вакханалия лжи и дезинформации со стороны «социалистов» окажется невозможной.

Пока можно лишь признать, что процесс « отрезвления » идет крайне медленно, особенно в таких странах, как Франция и Италия. Я надеюсь, что мои воспоминания помогут нейтрализовать тот мощный аппарат дезинформации и обскурантизма, который все еще действует на Западе.

Какие же «грехи» привели к катастрофе революционного поколения в СССР? Прежде всего — пренебрежение основными принципами гуманности. «Революционная целесообразность», которой мы в двадцатых годах подчиняли все остальное в своей политической деятельности, оказалась настолько опасной концепцией, что она в конце концов привела к «контрреволюционной целесообразности» и была использована для унижения и уничтожения лучших представителей нашего поколения. Итак, первый грех—грех против гуманности.

Второй грех — это лицемерие и обман, вытеснившие наши идеалы и наши стремления к лучшему будущему для человечества. Революционная пропаганда — это не только противоречащее здравому смыслу понятие, но и преступление против основ человеческой совести, преступление против истины, подрыв всякой возможности честных дискуссий между людьми с разными взглядами.

Наконец, третий грех — это грех мистификации, когда трезвый подход к решению проблем подменяется так называемыми «новаторами» разжиганием у своих подчиненных определенных инстинктов и эмоций. В частности, инстинкт национализма, не только оказавшийся сильнее нацизма, но и по сей день разделяющий человечество на враждующие группы и позволяющий использовать в преступных целях укоренившиеся в людях предрассудки. В этой связи я мог бы многое сказать и об антисемитизме.

Таковы, на мой взгляд, те три «смертных греха»,

 

 

- 322 -

которые до сих пор ставят под угрозу будущее человечества.

Кто же борется с этими грехами? Мечтатели? Мечтатели, не имеющие никаких шансов на успех?

Дописывая последние строки своих воспоминаний, замечу, что будущее не кажется мне столь уж безотрадным. Думается, что в СССР идет сейчас процесс духовного возрождения самого молодого поколения. Процесс этот не ограничивается только студентами или интеллектуальной элитой. Нет, он идет глубже, захватывая различные слои рабочего класса и даже крестьянской молодежи.

Поразительна необычайная глубина мышления у молодых рабочих и крестьян, подвергающих коренному пересмотру те ценности и нормы, к которым мы, люди старшего поколения, относились, как к чему-то незыблемому, у меня складывается впечатление, что те выводы, к которым придет новое поколение в Советском Союзе, будут намного более далеко идущими и неожиданными, чем все то, о чем пишут и говорят сегодня.

Таковы выводы, к которым пришел я, и мне хотелось бы, чтобы их приняли и мои читатели.

 

Тель-Авив

Июнь, 1970 года.