- 226 -

Послесловие к главе «Матушка Нина»

 

С момента возвращения отца Григория с Севера и последующего отъезда на место его назначения в город Кушву начинается следующая, скромная с виду, но наполненная новыми заботами, трудностями и волнениями страница подвижничества матушки Нины. Теперь она становится регентом кушвинского церковного хора, помощницей папе во всех его делах, хозяйкой дома священника, к которому постепенно начинают тянуться со своими радостями и печалями люди. Постоянные репетиции с хором, службы. А ведь душа болит теперь о ней, о дочке. Ей всего шестнадцать, и она одна...

Время течет, батюшку переводят в Нижний Тагил. Авторитет его растет. Растет и число страждущих, обращающихся к отцу Григорию за помощью. Теперь уже люди приезжают и останавливаются на пару дней у них дома, и всех надо принять, обогреть, всем улыбнуться. А еще не только накормить, но и уложить на

 

- 227 -

ночлег. Для всех должна быть чистая постель. Кого-то из немощных прихожан надо и на вокзал проводить. Гости сменяются одни другими. Родители почти не бывают одни. Матушка, к тому же, опять несет послушание регента уже в нижнетагильском храме. Годы идут, и с ними увеличивается число духовных чад отца Григория. Помню, как на праздники им приходило по 50-60 писем с поздравлениями.

Есть два типа человеческой психики. Экстраверты легко и как-то незаметно для себя общаются одновременно с большим числом людей. Это нетрудно им, потому что естественно для их характера. В противоположность им существует другой тип нервной деятельности — интроверты («в себе»). Эти люди на общение идут нелегко, любое событие в их жизни, даже самое незначительное, оставляет, как камень, брошенный в воду, долго расходящиеся круги. Они так же дружелюбны ко всем, но постоянное общение с посторонними людьми тяготит их, каков бы ни был гость.

Такой была матушка Нина Сергеевна по природе человек сдержанный. А условия жизни, в которых она теперь оказалась, тяжелы были даже для стопроцент-

 

- 228 -

ного экстраверта. Контакты, постоянный прием людей, хозяйские хлопоты и общение... — непрекращающееся общение с людьми после шестнадцатилетней полной изоляции, тишины и уединенной работы швеей. Но она сказала себе: «Если идут и едут к батюшке, значит, в нем нуждаются. Я, как матушка, как самый близкий человек, должна обеспечить ему возможность общения с людьми. В этом мой долг жены священника. Долг матушки. Как бы это ни было трудно, я должна себя преодолеть и, если потребуется, создать для батюшки и его гостей атмосферу душевного комфорта и бытовые удобства, какие только в моих силах». И так всю оставшуюся жизнь. Проходили годы, и чем сильнее и опытнее духовно становился отец Григорий, тем большее число людей тянулось к ним в дом.

А с дальнейшим переездом в Курган возникли дополнительные трудности. Матушка, как всегда, несла послушание регента. На курганском приходе, в поселке Смолино, папе пришлось служить одному, поэтому во время приездов правящего архиерея мама несла двойную нагрузку: во-первых, надо на должном уровне обеспечить церковное пение, ведь ар-

 

- 229 -

хиерейские службы намного сложнее для хора и регента, во-вторых, после службы она уже не регент, а хозяйка дома, в котором Владыка, как правило, останавливался ночевать вместе с сопровождавшим его клиром. Она должна устроить приезжих по возможности удобно, приготовить угощение, всех накормить. Сами же батюшка с матушкой ютились в полуподвальной комнатке этого же дома, так как в те времена отдельного помещения для приема высоких гостей не было.

Я помню, как мама с радостью, немного краснея, показывала мне благодарственное письмо архиепископа Климента:

«Спасибо хору и регенту Пономаревой Нине Сергеевне за прекрасное пение, очень способствующее высокому настрою всей службы. Получил настоящее истинное музыкальное удовольствие, столь редкое теперь. † Архиепископ. Климент».

Позднее, к сожалению, матушка Нина оказалась гонимой. Представить себе невозможно, как остро она переживала, когда ее отстранили от регентства в церковном хоре Свято-Духовского храма, который она создавала в течение многих лет, вкладывая свой опыт, знания, труд и талант. Оказалось, что парти-

 

- 230 -

туры, которыми руководствовалось на протяжении многих десятков лет не одно поколение священства Пономаревых и Увицких, «слишком сложны», даже «не нужны» и могут быть не поняты молодым поколением верующих. Ее ноты были отложены в сторону, хор постепенно переформировали, и более она уже никогда не регентствовала в Смолино. Не нужна...