- 72 -

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБУЧЕНИЕ.

РАЗВЕДШКОЛА АБВЕРА В КЕЙЛА-ИОА. ЭСТОНИЯ

 

Определили нас действительно в одну из разведшкол, которая находилась примерно в 20—25 километров от Таллина-Ревеля, в бывшем поместье какого-то русского графа или князя. Местечко это называлось Кейла-Иоа. Володя до пребывания на Ладоге был именно в этой разведшколе, поэтому его сразу окружили курсанты и начали расспрашивать, где был, что делал и т. д. Не вдаваясь в подробности, он коротко рассказал о жизни на финском побережье Ладожского озера, о тренировках на байдарках, о высадке на советское побережье и возвращении. Познакомил всех со мною как с надежным своим напарником.

Основной состав курсантов этой школы состоял из военных и гражданских моряков, которые в первые же дни войны оказались в тылу немецких войск на островах Даго и Эйзель, которые находились на стыке Финского и Рижского заливов, западнее Эстонии. Эти два острова являлись одной из баз нашего Балтийского флота, на этих островах были большие судоремонтные заводы, где и работал перед войной Володя как отличный слесарь, командированный из Ленинграда.

Начальником разведшколы из русских был назначен капитан третьего ранга Волков (кличка). Настоящая фамилия — Халапсин.

Жизнь школы начиналась с подъема в 6.00, затем оправка и очень активная физзарядка с порядочной пробежкой по дороге в лесу до Финского залива — 5 километров и обратно. После умывания — построение и подъем флага (трехцветного русского) под звуки «Варяга» — гимна школы. После подъема флага Волков делал объявления, если что-то надо было довести до сведения курсантов, и желал приятного аппетита, отправляя всех на завтрак (в две смены).

 

- 73 -

В 8.00 начинались занятия. Первое, сдвоенное из двух 45-минутных уроков, называлось «общей беседой», которую проводил Григорий Сергеевич, проживающий в соседнем дачном поселке. «Беседа» начиналась с информации о военных действиях на фронтах, о развале Красной Армии и ее поражениях, о тяжелейшем положении русского народа в тылу России и об успешном развитии сельского хозяйства в областях, которые освобождены немецкой армией от Советской власти и колхозного рабства. Обязательно доводилась информация об особом благополучии в СССР евреев.

Такую информацию Григорий Сергеевич проводил обычно 35—40 минут, а потом начиналась именно беседа. Григорий Сергеевич предлагал курсантам задавать любые вопросы и давал на них подробные ответы и пояснения, частенько сопровождая их хорошими анекдотами на антисоветскую, антиеврейскую или сексуальную тему.

Разных анекдотов он знал и помнил, наверно, тысячи.

Григорий Сергеевич вообще был широко образованным и очень эрудированным человеком. Все его лекции-беседы проходили интересно и весело. Как потом стало известно, после бесед у нас в школе он занимался литературным трудом, журналистикой и историей. Сначала он просто предлагал курсантам рассказать что-нибудь значительное и интересное из своей жизни, а потом ввел это в обязательную программу и требовал, чтобы каждый курсант подготовил короткий, на 10—15 минут, рассказ из своей жизни. Начинал вызывать курсантов по алфавиту за 15 минут до конца урока, заведя для этого специальный журнал, и котором делал во время рассказа какие-то записи.

Всем курсантам Григорий Сергеевич нравился, его очень уважали и между собой называли «дядя Гриша». Он знал об этом, усмехался и говорил: «Ну что ж, называйте хоть на ту же букву «г» — горшок, только в печку не ставьте».

Следующими уроками, по 45 минут, были радиодело и работа на ключе Морзе (прием и передача).

В 12.00, как во всей немецкой армии, — обед, который по своему меню соответствовал солдатскому обеду.

С 13.00 до 14.00 — час сна. С 14.00 — продолжение занятий до 18.00.

Всего в школе было около 120 курсантов, которые делились па четыре группы — две сухопутные, две морские (из бывших моряков). С 14.00 до 18.00 морские группы много времени уделяли водным (морским) вопросам: тренировались на байдарках,

 

- 74 -

шлюпках, катерах, занимались ремонтом этого хозяйства. Но частично занимались и вопросами сухопутными — ориентированием на местности, топографией и картографией, особенное внимание уделялось умению изобразить увиденное по памяти, шифровальному делу и составлению всеобъемлющих, но кратких радиограмм.

Время с 18.00 до 19.00 называлось «часом самообслуживания»: каждый должен был все проверить в своем обмундировании, пришить оторвавшуюся пуговицу, починить у сапожника ботинки или, если невозможно быстро починить, заменить их в каптерке, почистить обувь и одежду, постирать подворотничок, платок, трусы и т. д.

В 19.00 — ужин. С 19.30 до 21.30 — разные хозяйственные работы по школе, участку и прилегающей территории (по две группы через день) под руководством помначшколы по теххозвопросам. У других двух групп — свободное время. В 21.30 — построение на площади перед главным зданием и флагштоком. Проверка всех присутствующих и спуск флага под ту же мелодию «Варяга» и пение этого школьного гимна. 22.00 — отбой.

Примерно раз в две недели в школу наведывался майор Шульц — один из помощников Целлариуса. К его приезду все чистилось, убиралось, приводилось в порядок, хотя порядок поддерживался в школе постоянно. Целлариуса в школе знали как капитана первого ранга Келлера — главного шефа всех школ Прибалтики и Финляндии. В действительности Келлер-Целлариус был главным резидентом Абвера по Прибалтике и Скандинавии. Разведчиком в Прибалтике он был еще в Первую мировую войну, о чем упоминает известный русский писатель Валентин Пикуль в своем произведении «Честь имею» (исповедь офицера Генерального штаба России).

Целлариус в школу приезжал очень редко. В отличие от Шульца, он не любил помпы. Всегда был очень краток и конкретен. Ездил на русской автомашине «ЗИС», захваченной в Прибалтике в первые же дни войны. На «ЗИСах» в СССР ездили высшие чины государства.