- 3 -

* * *

Книга Л.Л. Ильиной «Мой отец против НКВД» исключительно интересна как образец выполнения дочернего долга перед памятью отца, всю жизнь посвятившего железным дорогам - средства. связывающему людей через пространство и время Книга состоит из двух частей собственно воспоминаний и огромного количества документов и фотографий, впервые введенных в обиход

Для истории Октябрьской железной дороги очень важным и поучительным представляется рассказ об одном из ее строителей, вопреки всему оставшемся не сломленным и продолжавшим свою созидательную работу.

На Мурманской (Кировской) железной дороге, на которой трудился Л М Ильин, самым сложным было сооружение пути. постоянная забота о поддержании его в надлежащем состоянии в исключительно суровых климатических условиях

Ведь строилась Мурманка в годы 1 мировой войны, в очень сжатые сроки, с нарушениями многих технических условий, неквалифицированными рабочими, в основном военнопленными, среди полного бездорожья и безлюдья для связи России с союзниками через незамерзающий порт Баренцева моря. названный Романов-на-Мурмане, позже переименованный в Мурманск Линия от Петрозаводска до Мурманска протяженностью 1042 км была открыта для временного движения в ноябре 1916 г. , для постоянного - в 1917 г.

К началу 1920-х г.г. Мурманская ж.д. была почти полностью разрушена. Нужно было восстанавливать эту дорогу, необходимость которой подтвердилась открытием на Кольском полуострове залежей полезных ископаемых, в том числе апатитов

В условиях полной экономической разрухи, в которой оказалась страна после окончания гражданской войны, средств для восстановления дороги не было

В 1923 году был организован Промышленно-транспортно-колонизационный комбинат, основной задачей которого являлось освоение природных богатств, переработка и сбыт их, вырученные средства направлялись на восстановление и техническое перевооружение дороги

Появились такие несвойственные дороге образования «Желлес». «Желрыба» и т. д.. Лес не только валили, но и тут же перерабатывали в шпалы, себестоимость которых оказалась наиболее низкой в стране Хозяйственным способом были построены вместо деревянных каменные мосты и депо, жилье и поликлиники, модернизованы средства СЦБ и связи

 

- 4 -

В 1930-е гг. на железнодорожном транспорте развернулась борьба против так называемой «теории пределов», то есть против предлагаемых «старыми» инженерами научно обоснованных норм работы транспорта в имеющихся условиях. Страдали этим и Мурманская (Кировская) и Октябрьская железные дороги.

А когда на дороги в годы первых пятилеток стали поступать тяжелые паровозы «СО», «ФД», «ИС», особые требования предъявлялись к состоянию пути.

Для лучшего проведения текущего, среднего и капитального ремонта пути в 1936 г. организованы первые путевые машинные станции (ПМС), роль которых трудно переоценить.

Во всем этом участвовал и инженер путей сообщения Лев Михайлович Ильин.

Благодаря именно таким самоотверженным, ответственным, технически грамотным, талантливым людям Октябрьская железная дорога всегда считалась примером для других дорог, и опыт ее неоднократно рекомендовался для распространения на всей сети.

 

С.н.с. Центрального музея

Октябрьской железной дороги

Л.И. Шарова

- 5 -

Предисловие

 

 

Железные дороги пришли в Россию не просто новыми путями сообщения, которые пролегли на местах вековых трактов, как это было во многих европейских странах. Железные дороги России оказались путями освоения новых пространств, путями распространения европейской цивилизации. Прогресса и Просвещения на пребывавших доселе в патриархальной спячке территориях. Результатом железнодорожного строительства было вынужденное приобщение миллионных народных масс к европейским культурным ценностям. Железнодорожное строительство оказалось миссией, и эта миссия вызвала к жизни образ инженера-путейца, европейски образованного, компетентного, интеллигентного преобразователя России. Инженер-путеец во главе бригад бывших крестьян первым появлялся на неосвоенных и ненаселенных просторах российского Севера там, куда за ним позже шли офицер, священник, врач и учитель. Железная дорога была чудом, а путейская служба - не службой, а служением. К началу XX века Россия оказалась покрыта сетью железных дорог, инженерный корпус сложился в передовую, квалифицированную, высококультурную корпорацию, а недавние крестьяне в миллионных количествах оказались вовлеченными в процессы индустриализации и строительства новой России.

В результате революций 1917 года путеводные идеи Прогресса и Просвещения были национализированы, изъяты из ведения профессиональных корпораций, и объявлены высшими ценностями всего народа вместо отмененных догм церкви. Народное понимание этих идей освящалось авторитетом партии трудящихся и подкреплялось карающим мечом органов безопасности.

Проблемы, возникавшие в связи с быстрой индустриализацией страны и необходимостью преодоления различных объективных трудностей, требовали для своего объяснения привычных понятийных схем. И партия, в своей нераздельности с народом, готова была такие объяснения давать. Образованные «инженеры - вредители» и «врачи - отравители», всяческие «не наши», оказавшиеся шпионами и диверсантами, заменили колдунов и ведьм, традиционных носителей злой воли, привычных носителей образа персонифицированного «врага», ответственного за все неблагополучие крестьянской жизни. Все это можно было бы признать за удачный пропагандистский ход циничного политического руководства, использующего народные предрассудки, чтобы отвести от себя упреки в неумелом руко-

 

- 6 -

водстве страной, если бы из доступных ныне документов не стало ясно, что и на самом верху верили во «вредителей» и «шпионов» с той же убежденностью, с какой в самом низу верили в «сглаз» и «порчу». Власть, перестав быть «единственным европейцем» в России, каковой ее считал А. С. Пушкин, оказалась поистине народной в своем сознании, а образованная интеллигенция старой России, пытавшаяся преодолевать «власть тьмы», оказалась заложницей собственной риторики, потому что теперь ее уничтожали во имя тех идей

Просвещения и Прогресса, которые были ее собственными ценностями. Эту ситуацию, наверное, можно сопоставить с трагедией римского патриция времени упадка Рима, которого отдавали на поругание и казнь для умиротворения разнузданного плебса, во имя величия Рима, делу которого он всегда честно служил. Оказалось, что наш век и наш Третий Рим создавал основания для ничуть не меньшего стоицизма. И российская интеллигенция оказалась готова к совершению подвигов долга и служения не меньше, чем славные герои античности. Но только сейчас мы начинаем узнавать о том, что были среди нас эти люди, которые могли выдержать смертельный удар, а затем встать и, несмотря ни на что, продолжать исполнять свой долг и делать свое дело на путях науки, просвещения и прогресса.

Книга о таком человеке перед вами. Лев Михайлович Ильин, инженер. Начальник службы Пути.

 

В.Иофе («Мемориал»)