- 89 -

ЭТАП

 

Бутырский комбинат работает необыкновенно четко и автоматизированно по переоформлению подследственных в осужденных членов многочисленного племени зеков.

До открытия X. Колумбом Америки все племена индейцев насчитывали около 50-ти миллионов человек. В результате многовекового порабощения и уничтожения индейцев из 600 осталось только 200 племен, насчитывающих 25 миллионов человек. Но это за несколько веков!

Советская власть под руководством своего передового отряда членов ВКП(б) и КПСС за 30 лет (1920—1950 годы) создала на уничтожение из 100 народностей страны новое племя численностью более 50 миллионов человек — племя зеков!

В основном все погибли. За 30 лет! Остались единицы. Живы их дети и внуки, униженные, оскорбленные и ограбленные.

Началась вся эта вакханалия по уничтожению инакомыслящих с легкой руки Ленина — «величайшего мыслителя человечества», создателя Советской власти и Коммунистической партии, именуемой в свое время Сталиным, как «ум, честь и совесть эпохи». По указанию Ленина, при его «здравомыслии», были отданы концлагеря, так называемые Соловецкие лагеря особого назначения ОГПУ для инакомыслящих, куда входили члены других политических партий, дворяне, священнослужители, карцеры, а потом и крестьяне, военные, служащие, рабочие, а также представители творческой интеллигенции.

Шестого июня 1923 года на Соловки была доставлена первая партия зеков. А уж потом, выполняя заветы своего учителя, Сталин создал ГУЛАГ, острова которого испещрили карту страны.

Этап из Бутырки был препровожден до Свердловской пересылки, где в основном была 58-я и разные ОСО-статьи, но, как и во

 

- 90 -

всех пересылках, попадались и уголовники, и бытовики. Через несколько дней новым этапом только из «врагов народа» я был доставлен в Казахстан для работы на угольном месторождении. Оно так и называлось — Экибастуз-уголь. Первоначально здесь был небольшой казахский поселок в Баянаульском районе Павлодарской области. Добыча угля планировалась открытым способом — угольными разрезами. Здесь же должен был разместиться и трест «Иртышуглестрой» Министерства угольной промышленности СССР, который строил и добывал уголь для страны. Рабочую силу для Министерства угольной промышленности поставляло Министерство внутренних дел СССР. За каждого выведенного из лагерной зоны МВД «рабочего» в зону-объект МУП угольщики платили чекистам установленную договором этих министерств сумму. Выплата не зависела от фактической отдачи в работе этого раба-зека. Спал он в зоне МУП или работал — МВД все равно получало деньги. Поэтому МВД было очень заинтересовано в наибольшем количестве вывода рабов из своей зоны в зону МУП. За невыход на работу з/к наказывались жестоко.

Итак, МВД продает рабов-зеков, МУП покупает. Какая «разумно-организованная» государственная работорговля. В истории заседаний Совета министров бывали закрытые заседания, где принимались и такие вот постановления:

«Утвердить проект строительства деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного комбината в районе лесосырьевой базы Западной Сибири.

Министерствам и ведомствам обеспечить выделение для строительства техники, оборудовании, материалов и рабочей силы согласно приложения.

В приложении все рассчитано, определено и обосновано примерно так:

— Минавтопрому...

грузовых автомашин... 150 ед.

легковых... 20 ед.

— Минтракторпрому...

тракторов гусеничных... 30 ед.

тракторов «Беларусь»... 30 ед.

и т. д. по всем министерствам, а

— Министерству внутренних дел... обеспечить поставку для основного строительства лесозаготовительных, лесосплавных и всех вспомогательных работ... 200 тысяч трудоспособных рабочих по срокам и местам назначения доставки согласно специального приложения (приложение только МВД)».

 

- 91 -

...И пошла писать губерния. МВД составляет свои графики, сроки, цифровые данные по всем союзным республикам, областям.

Работа закипела. Рабсилу... приглашают, привлекают, приискивают, хватают... днем, ночью, в любое время суток. Следствие заводит дела (был бы человек, а дело всегда сделаем — это истина в МВД узаконена).

Следствие ускорено. Органы помнят указание Владимира Ильича: не допускать в рассмотрении дел идиотской волокиты.

Система МВД, система создания «Островов» ГУЛАГа, работает превосходно и частенько рапортует о досрочном выполнении.

 

...Наш этап прибыл в Экибастуз летом 1950 года. Устройство самого лагеря началось в 1949 году. К нашему прибытию лагерь уже функционировал. Не достроен был только БУР (Бригада усиленного режима). Так называлось это «строение» начальством и надзирателями. В действительности это была лагерная тюрьма, построенная не из кирпича или «самана» (самодельный кирпич из глины и разных добавок формой и объемом в два обычных кирпича). Тюрьма была построена из естественного, крепкого камня на усиленном песчано-цементном растворе с одиночными, двух-, трехместными и общими камерами, обнесена вокруг высоким забором с колючепроволочным ограждением по верху.

Этот лагерь и жизнь в нем чрезвычайно подробно, художественно, по-солженицынски оригинально, новым, именно его необычным языком изображены Александром Исаевичем в его первом опубликованном произведении «Один день Ивана Денисовича».

Описывать этот лагерь после того, как он был описан Солженицыным, просто трудно.

Общая численность лагеря составляла около трех тысяч человек разных национальностей СССР и военнопленных из социалистических стран. Состав узников лагеря был очень разнообразен: портные, сапожники, столяры-краснодеревщики, резчики по дереву, слесари всех направлений, художники, архитекторы, педагоги, инженеры, писатели, генералы, академики (были и такие!).

Основная масса зеков была занята на так называемых «ОР» — общих работах, то есть строительстве города Экибастуза, имея для этого «зоны-объекты», без которых невозможно вести основные работы: жилой массив, в парадах числящийся «социалистический городок», клуб, баня, корпуса треста «Иртышуглестрой», школа, детские сады, деревоотделочный комбинат (ДОК), механические мастерские с энергопоездом, кирпичный завод, карьер, магазины, военный городок (для внутренних войск МВД, охра-

 

- 92 -

няющих круглые сутки лагерь и все зоны-объекты в рабочее время зеков), погрузочно-разгрузочные и земляные работы.

В основной зоне-лагере кроме тюрьмы, столовой, конторы (штаб), больнички был еще так называемый «хоздвор», в котором функционировали: швейная мастерская по ремонту арестантской одежды (хорошие портные обшивали начальство), сапожная мастерская, опять же по ремонту зековской обуви (летом арестантские «туфли», зимой валенки для ОР — общих работ; чуни — по форме как валенки, но из простроченных старых бушлатов и телогреек, с резиновой подошвой из автопокрышек), где также работали сапожники-модельеры, которые изготавливали отличные мужские и женские сапоги из товара заказчика. Столярная мастерская ремонтировала четырехместные двухэтажные вагончики, в которых матрацы из соломы и сена, первоначально мягкие (в течение 2—3 месяцев), потом становились арестантскими «перинами» из трухи и пыли. Мастера столярного дела — краснодеревщики изготавливали для начальства мебель из ворованной с ДОКа (то есть у Минуглепрома) древесины.

Было на территории лагеря еще два «строения» коммунально-бытового обслуживания самой простой постройки, без которых жизнь «человеков» при таком еще скоплении невозможна. Обьиные вокзальные и кладбищенские «М» и «Ж» можно считать роскошными туалетами для интуристов по сравнению с лагерными нужниками МВД. В каждом бараке на ночь ставилось по две параши — бочки деревянные. Барак с отбоя до подъема запирался. К подъему параши-бочки наполнялись, а иногда и переполнялись. Параши-бочки в основном были не дубовые, березовые или осиновые, а хвойные: сосна, ель, лиственница, но аромат они издавали не хвойный!

Общение и знакомство между зеками в основном происходило по национальному признаку и частично на основе одного места жительства до зековской жизни. Украинцы общались с украинцами (особенно западные), прибалты с прибалтами, татары с татарами, кавказцы с кавказцами, москвичи с москвичами, ленинградцы с ленинградцами и т. д. Особые отношения складывались в бригаде, которая становилась как бы живым организмом, в котором все зависят друг от друга.

В «Одном дне...» Солженицын это правдиво и образно описал, а о «москвичах» заметил, что «они, москвичи, друг друга издаля чуют, как собаки». Это точно. Я, как москвич, почувствовал это в первые же дни, но об этом и о знакомствах, и о взаимоотношениях со многими интересными людьми следующая глава.