Блог

Статья

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр

16 января 2024 Первый апелляционный суд общей юрисдикции утвердил решение о ликвидации Сахаровского центра.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказано.

Подробнее

Ядерное оружие победило ГУЛАГ
12 марта 2013
595

Трансполярная магистраль превратилась в Мертвую дорогу. Сегодня функционирует несколько ее изолированных фрагментов


 

Мертвая дорога, она же Трансполярная магистраль — железная дорога Чум — Салехард — Игарка, строительство которой велось в 1947-1953 годах и было брошено незаконченным. Одна из самых крупных и едва ли не самая неэффективная из строек ГУЛАГа.

Это не была каторга, целью которой является мучение и уничтожение людей. Это была стройка, важнейший государственный проект — в том египетском смысле, как это понималось тогда.

Смысл этой стройки, как и других великих сталинских проектов, был в основном оборонным: угроза с севера была вполне реальна, Вторая мировая война шла и в полярных водах. Фашистские субмарины появлялись в районе Новой земли, а летом 1942 года немецкий крейсер "Адмирал Шпеер" атаковал порт Диксон на Карском море, намереваясь захватить его и перерезать Северный морской путь. Диксон сумел отбиться, но стало ясно, что оставлять северные рубежи страны незащищенными в середине ХХ века невозможно. Трансполярная железнодорожная магистраль должна была обеспечить оперативную переброску войск на крайнем Севере и создать условия для функционирования военно-морских баз на побережье Северного Ледовитого океана.

Для этого предстояло построить 1263 километра железнодорожных путей через ручьи и болота, по вечной мерзлоте всего в 200 км южнее Полярного круга. Сделать это могло только одно ведомство, собственно, и созданное для обеспечения реализации подобных "великих строек" — ГУЛАГ.

Две стройки — 501-я и 503-я — тянули железнодорожное полотно навстречу друг другу. В разное время там трудилось от 80 до 100 тысяч заключенных. За труд в адских условиях Крайнего Севера им платили зарплату и сокращали сроки, и многие из других регионов стремились попасть на эти стройки, надеясь на них как на спасение. Не успевшая оправиться от недавней страшной войны страна вложила в этот проект более 40 миллиардов рублей. Точной цифры людских потерь нет, но счет идет на тысячи.

Говорят, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне. В случае с Трансполярной магистралью произошло именно так.

Строительство остановилось сразу же после смерти Сталина. Новая эпоха стремительно меняла повестку дня и военную доктрину. Новая угроза, страшнее всех, знакомых по Второй мировой войне, встала перед страной, и на подготовку адекватного ответа на нее были брошены все силы. Отныне линия обороны СССР проходила через секретное КБ-11 в закрытом городе Арзамас-16, где несколько десятков физиков-теоретиков, инженеров и техников работали над созданием ядерного оружия.

Массовая амнистия 1953 года обескровила ГУЛАГ. Формально он прекратил свое существование только к 1960-му году, но время великих строек, время ГУЛАГа прошло. В новом мире куда важнее скоростной переброски войск по тундре было количество и мощность боеголовок и дальность полета ракет.

Трансполярная магистраль превратилась в Мертвую дорогу. Сегодня функционируют несколько ее изолированных фрагментов. Остальное представляет собой оплывшие насыпи, искривленные вечной мерзлотой рельсы, лес, проросший сквозь пути, обрушившиеся мосты, окаменевшие ржавые паровозы и давно заброшенные лагпункты и зэковские кладбища по сторонам. Охотники за металлом растащили все, что можно было вывезти. Оставшиеся объекты, обладающие статусом памятников истории, обороняют от мародеров местные историки и краеведы. Хранителями памяти об эпопее Трансполярной магистрали создан интернет — музей "ГУЛАГ. Стройка №501" (http://doroga501.ru/news.php).

Администрация Ямало-Ненецкого АО недоумевает, что делать с такой исторической памятью.

На очередной встрече в рамках проекта "Выставка одного экспоната" в Сахаровском центре был представлен хранящийся в фондах Музея Сахаровского центра отчет и материалы исследовательской экспедиции по маршруту Мертвой дороги под руководством Александра Никольского, состоявшейся в 1981 году, состоялся просмотр документального фильма "Мертвая дорога" (телеканал "Россия-1", 2012) и встреча с автором сценария этого фильма Виктором Хохловым и режиссером Виктором Сапрынским.

Запись этой встречи можно посмотреть на сайте "GOGOL.TV", фильм легко находится в сети. Посмотрите. Это надо видеть.

...Сегодня Мертвая дорога вновь оживает. Теперь ее зовут "Северный широтный ход". Причины сооружения железнодорожной магистрали по вечной мерзлоте ныне уже не военные, а экономические — надежный всесезонный транспорт нужен для обеспечения промышленного развития Приполярного Урала, но и в наши дни, как в далекие сталинские годы, страна ощущает пугающую пустоту на своих северных рубежах. Слабость экономического развития, безлюдность, неэффективная эксплуатация гигантских территорий — геополитические проблемы современной России. И для их решения снова призвана железная дорога. Только это уже совсем другая история. Сегодняшняя.

Ядерное оружие победило ГУЛАГ

Ядерное оружие победило ГУЛАГ

Ядерное оружие победило ГУЛАГ

Ядерное оружие победило ГУЛАГ

Ядерное оружие победило ГУЛАГ