Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Сахаровский центр либо касается деятельности иностранного агента Сахаровский центр
200300_sk. Сочинение. МОЁ ПРОЧТЕНИЕ САХАРОВА
Наше поколение живет в условиях, когда накопление социальных знаний происходит гораздо медленнее, чем осуществляются социальные перемены. И это не только потому, что мы стали меньше читать. Информации поступает очень много: есть телевидение, есть интернет. Просто стремительная социальная динамика опережает процесс осмысления общественных закономерностей. Как справиться с этой проблемой, как научиться понимать день вчерашний, свое место в дне нынешнем, что предвидеть в ближайший завтрашний день?
Не окунись я с головой в школьный проект «Сахаровские чтения», где пришлось быть и экспертом, и аналитиком, и консультантом, и редактором, наверное, в ближайшее время я не задала бы себе этих вопросов…и не попыталась искать ответы. Какая-то сила обязательно посылает человечеству поводыря, если оно перестает осознавать всю опасность накопившихся проблем, чтобы, если не вывести из тупика, то хотя бы указать путь к свету. К свету разума, свободы, гуманизма. Таким проводником для советского общества и стал в свое время академик, создатель водородной бомбы, и правозащитник, герой для диссидентов и изгой для государства, смиренный мученик и бесстрашный борец, А.Д. Сахаров. Это человек, прошедший путь непростой эволюции от активного участия в ядерном проекте к пониманию смертельной опасности ориентации мира на т.н. принцип паритета, оправдывающий гонку вооружения: «Разобщенность человечества угрожает ему гибелью. Цивилизации грозит: всеобщая термоядерная война; катастрофический голод для большей части человечества; оглупление в дурмане «массовой культуры» и в тисках бюрократизированного догматизма; распространение массовых мифов, бросающих целые народы и континенты во власть жестоких и коварных демагогов; гибель и вырождение от непредвидимых результатов быстрых изменений условий существования на планете»[1]. Потрясает в миропонимании Сахарова А.Д. способность видеть глобальные проблемы, отталкиваясь от ценности отдельного человека, отдельной судьбы. Не отступая даже в самые тяжелые годы горьковской изоляции от избранного пути борца, он (с огромным риском для себя и семьи) пишет Открытое письмо Брежневу:
«Военные действия в Афганистане продолжаются уже семь месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но главным образом мирных жителей — стариков, женщин, детей, крестьян и горожан» [2]. К великому сожалению государственная машина за лязганьем оружия не услышала его голос. Итогом этой глухоты стали тысячи цинковых гробов, по страшному регулярному графику возвращающие наших мальчишек в перегруженных черных тюльпанах домой. В последний год советско-афганской войны, перед самым её завершением, в наше сибирское село привезли такой цинковый гроб. Это был любимец школы, недавний её выпускник, красавец, умница — Андрей Чегор. Матери офицер вручил орден Красной Звезды, сказал у запаянного гроба служебную речь и отбыл …После гибели сына в жизни её все перевернулось: серьезно заболела сестренка Андрея, врачи объяснили, что онкология появилась как результат сильнейшего стресса. Катя выжила, хотя трудно назвать жизнью передышки между «химиями». А вот мать прожила после похорон не долго…За глобальностью идеи расширения лагеря социализма наше государство не считало нужным думать о какой-то крестьянской или рабочей семье, об отдельно отнятой жизни. Но были всё же те, кто стремился сохранить чьи-то незамысловатые мечты, чьё-то будущее — и остановил, пусть не сразу, этот поток « жертвенной мальчишечьей крови». Если бы не сахаровская «ненасильственная война», сколько новых «цинковых мальчиков» возвратились бы домой в «черных тюльпанах?»
Вся жизнь Сахарова – пример любви к отдельно взятому человеку как основа любви к Отечеству. В этом и есть главное достоинство его наследия, жизнеспособность и злободневность идей ученого-правозащитника. Мы обязаны учится жить «по Сахарову»: быть честными, ценить жизнь не только свою, но и чужую. Занимаясь в клубе «Малая родина» исследованиями по самым разным периодам и проблемам истории ( это и проблемы коллективизации в Сибири, и чеченского вопроса, и российских немцев Поволжья, проживающих на территории нашего района, и жертв репрессии 30-х) мы очень серьезно сталкиваемся с тем, что далеко не все уроки прошлых ошибок осознанны в нашем обществе сегодня. Сама сегодняшняя действительность российского общества, проходящая перед нашими глазами на экранах телевидения в сводках новостей, программах А.Малахова, Пиманова и др.- убеждает в том, что мы далеки от свободы. Мы не свободны от коррупции, жестокости, равнодушия чиновников. Да что там телевидение! Сегодня даже далекому от глубоких размышлений о будущем России крестьянину, понятно, что деревня умирает. Эта беда настолько очевидна! Неужели власть действительно ждет, что «жертва раскулачивания» может стать хозяином на земле, не имея возможности её обрабатывать? Нет необходимой техники, удобрений, качественных семян… А потому все паи земельные проданы «деловитому человеку из города» за бесценок, который попросту выбросил бывших работников за борт жизни. Кто-то подался в город, за 200 км. в поисках заработка. Но и там сплошной беспредел: жизнь в полуподвалах, на съемных квартирах, мизерные зарплаты (без заведения трудовой книжки – чтобы работодателю не платить налоги), распад семей…Кто-то топит свое бессмысленное существование в алкоголе. Жестокость как норма жизни. О каком правовом государстве мы можем говорить относительно современной России? И, главное, что тревожит думающих людей: какое поколение рожденных уже не в СССР, а в России, мы получим завтра? Поколение лишённых чувства сострадания к бомжам, старикам, инвалидам? А.Д. Сахаров убеждал о страшной опасности превращения нашего общества в серую массу оболваненных более тридцати лет назад, а будто говорит о дне настоящем: «Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор. Однако существуют и очень серьезные косвенные, лишь немногим более отдаленные опасности. Одна из этих опасностей — оболванивание человека («серой массы», по циничному определению буржуазной футурологии) «массовой культурой» с намерением или коммерчески обусловленным снижением интеллектуального уровня и проблемное, с упором на развлекательность или утилитарность, с тщательно охранительным цензурированием. Нельзя наложить принципиальный запрет на развитие науки и техники, но мы должны ясно понимать страшную опасность основным человеческим ценностям, самому смыслу жизни, которая скрывается в злоупотреблении техническими и биохимическими методами и методами массовой психологии. Человек не должен превратиться в курицу или крысу в известных опытах, испытывающую электронное наслаждение от вделанных в мозг электродов».[1]
Эти мысли А.Д. Сахарова заставляют нас серьезно задуматься: может быть чаще обращаться к истинам, что дает нам наследие Сахарова. Обращаться не только нам, кого направляют думающие о нашем будущем педагоги, но и тем, кто сегодня во власти и вещает с высоких трибун, что мы живем в демократическом обществе, свободном обществе. Нищий и униженный не может быть свободен: от каждодневной заботы о детях, которых надо растить, учить, лечить. Недовоспитанный и озлобившийся не может быть свободен от жестокости и насилия. Обманутый в ожиданиях «завтрашнего лучшего» крестьянин никогда не будет свободен от обиды на государство, на тех, кто рядом живет лучше, чем он. С этой несвободой, в её современном проявлении, пока еще можно бороться ненасильственными сахаровскими методами. Не надо ждать социальных потрясений семнадцатого. Ведь революция и гражданская война с последующими репрессиями – это страшный, но очень показательный урок. Урок для тех, кто умеет чему-то нужному учиться у истории. Наш сегодняшний день завтра тоже станет историей. Вопрос в том, какой? Историей демократического возрождения или возврата к тоталитарным устоям? Многое зависит от нашего поколения. Какими будем мы — такою будет и Россия! Обращаясь в открытых письмах к власти, Сахаров, по сути, обращался к своему народу, стараясь в каждом человеке разбудить человеческое достоинство. Давая оценку личности А.Д. Сахарова как гражданина, человека, я хочу процитировать слова своего руководителя Нероды Т.Ю., высказанные ею за круглым столом «Сахаровских чтений»:
Всегда ли извлекает человечество урок
В опасных опытах и в дерзких изысканиях?
Иль ждет весь мир – придет пророк,
Нарушив наше беспробудное молчание,
Ударит в колокол, разбудит ум и душу?
Заставит и глухого глас свой слушать?
Давайте учиться слушать: свой разум, свою совесть, извлекая из этого инструменты строительства гуманного демократического общества, за которое до последнего дня своей жизни боролся А.Д.Сахаров!
__________________________________________
Ссылки
1. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе. Материал из Викицитатника Цитаты из статьи «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», 1968 июнь (автор Сахаров, Андрей Дмитриевич) http://ru.wikiquote.org/wiki
2. Открытое письмо Президиуму Верховного Совета СССР,
Председателю Президиума Верховного Совета СССР
Л.И. Брежневу
Шеломицкая Ксения,
МОУ Елбанская средняя общеобразовательная школа Маслянинского района, Новосибирской области, 8 класс
Педагог: Нерода Т.Ю., учитель истории, обществознания