Ливеровский Александр Васильевич

1867 – 1951
инженер-путеец, министр путей сообщения

1867. — Год рождения.

1885. — Окончание с золотой медалью Кронштадтской классической гимназии.

1889. — Окончание Санкт-Петербургского университета.

1890. — Отбывание воинской повинности.

1890–1894. — Учеба в Институте инженеров путей сообщения.

1890-е гг. — Знакомство и дружба с писателями Н.Г. Гариным-Михайловским и Г.И. Успенским.

1894, июль. — Отъезд на строительство железной дороги Екатеринбург – Челябинск.

1900-е гг. — Жизнь и работа в Хабаровске. Нелегальная встреча в Сибири с совершившим побег из ссылки Ф.Э. Дзержинским. Пребывание Дзержинского в гостиничном номере
А.В. Ливеровского во время полицейской облавы.

1905. — Участие в революционном движении, перевод денег забастовочным комитетам, оформление документов нелегальным и ссыльным большевикам.

? — Женитьба. Жена – Мария Владимировна.

1914. — Принятие А.В. Ливеровского в члены Российского географического общества.

1915. — Перевод в Петроград.

1917. — Назначение министром путей сообщения в последнем кабинете А.Ф. Керенского.

1917, октябрь. — Арест. Заключение в Петропавловскую крепость. Отказ от предложения начальника крепости А.И. Тарасова-Родионова перейти на сторону большевиков. Обещание не выступать против большевиков. Отказ от предложения народного комиссара по железнодорожным делам М.Т. Елизарова принять на себя техническое руководство этим комиссариатом.

1917, декабрь. — Отъезд с женой из Петрограда в Крым, «в отпуск» в Мацесту. Работа садовником, кухонным мужиком, сторожем, сигнальщиком на маяке, служба красноармейцем линейного отряда.

1923. — Принятие предложения Ф.Э. Дзержинского стать техническим экспертом народного комиссариата путей сообщения.

1924. — Возвращение в Ленинград. Работа в Институте инженеров путей сообщения заведующим кафедрой строительного искусства.

1926. — Научные командировки в Германию, Чехословакию и Францию. Встречи с бывшими коллегами, эмигрировавшими из России. Отказы от предложений остаться на Западе. Работа в Госплане по приглашению Г.М. Кржижановского.

1927. — Получение степени доктора технических наук.

1930 (?).  — Назначение заместителем директора Института мерзлотоведения.

1932. — Участие в проектировании Московского метрополитена.

1933, 22 марта. — Арест. Обыск. Препровождение в тюрьму Ленинградского ОГПУ. Допросы. Угрозы. Следователь Т.Э. Нейштадт. Предложение сотрудничать с ОГПУ. Болезнь.

1933, 18 мая. — Объявление приговора об условном осуждении и освобождении.

1933, 23 мая. — Вызов на допрос. Дача заведомо ложных показаний. Освобождение. Поездка в Кисловодск на лечение.

1933, 1 сентября. — Возвращение на работу в Институт инженеров железнодорожного транспорта. Арест. Препровождение в Москву в Дом ОГПУ Курской железной дороги. Допросы. Следователь Н.И. Синегубов. Бутырская тюрьма.

1934, 11 марта. — Освобождение. Возвращение в Ленинград.

1941. — Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Работа в Оборонной комиссии по технической помощи фронту Института инженеров железнодорожного транспорта. Участие в проектировании ледовой «Дороги жизни» через Ладогу.

1942, 16 июля. — Отъезд с женой в Москву на лечение.

1942. — Награждение медалью «За оборону Ленинграда».

1944. — Возвращение в Ленинград. Возобновление научной и педагогической работы в Институте инженеров путей сообщения.

1945. — Награждение орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды.

1947. — Награждение орденом Ленина.

1951. — Скончался в Ленинграде.

Благодарим Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения за предоставленные Музею фотографии.