Митрополит Иосиф

Митрополит Иосиф

Петровых Е. С. Митрополит Иосиф (В миру – Иван Семенович Петровых) / Мои воспоминания // Моя родина – Норский посад : сб. / ред. и подгот. текстов А. М. Рутман, Л. Е. Новожилова ; коммент. Г. В. Красильников, А. М. Рутман. – Ярославль : Александр Рутман, 2005. – С. 46–52: портр., ил. – (Серия «Граждане Ярославля»)

- 46 -

Митрополит Иосиф

(в миру Иван Семенович Петровых)

Хочу еще сказать несколько слов о нашем дальнем родственнике, получившем достаточно большую известность. У братьев-кузнецов было большое потомство. Из поколенья в поколенье семьи размножались и постепенно отдалялись, и родственные связи утрачивались.

Среди таких отдаленных родственников в конце XIX века появился Иван Семенович Петровых. Он родился девятым, последним, ребенком в небогатой семье. Религиозность, видимо, была заложена в нем с детства. Окончив духовную семинарию, семнадцатилетним юношей он поступает в Московскую духовную академию, овладевает древними языками (греческий, латинский, древнееврейский). Блестяще окончив ака-

- 47 -

демию, под именем Иосифа вскоре постригается в монахи. Уже его первые научные труды упоминаются в энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Иосиф (в миру Иван Семенович Петровых) — духовный писатель; образование получил в Московской духовной академии, в которой впоследствии состоит инспектором. Главные труды Иосифа:¹ «История иудейского парода по археологии Иосифа Флавия» (Сергиев Посад, 1903, магистерская диссертация) и «Самуил и Саул в их взаимных отношениях» (1900. Т. 2 доп. С. 854). Если бы Иван Семенович не стал духовным лицом, он, вероятно, был бы историком и, наверное, незаурядным.

Долгое время Иосиф был Ростовским архиепископом. Скажу только, что мама один раз возила нас к нему в Ростов на благословение. Мы прожили у него несколько дней, и из этого следует, что в то время наша родственная связь для всех была очевидна. К сожалению, я тогда была еще слишком мала, так что ясной картины нашей встречи мне составить не удастся.

Далее я хочу привести хронологию его жизни, которую мне удалось выяснить, включив в нее те отрывки из энциклопедий, где хоть что-то говорится об Иосифе и о местах его пребывания.

¹ Святитель только до революции опубликовал около 80-ти богословских трудов. Заметим, что Екатерина Сергеевна в те годы, когда материалы о его жизни были малодоступны, сумела собрать весьма полные сведения о жизни владыки. Уточним, что в Ярославскую епархию архимандрит Иосиф был переведен в 1907 г. настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря в г. Ростове и находился на этой должности до 1923 г.

- 48 -

15 декабря 1872. Родился в Устюжне.

1899- Окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии.

9 сентября 1900. Утвержден исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории.

26 августа 1901. Епископом Арсением (Стадницким), ректором академии, пострижен в монашество. В жизни митрополита Иосифа имели громадное значение слова, сказанные епископом Арсением при пострижении: «Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь. Работай, Господеви духом горяще».

Февраль 1903. Удостоен звания магистра богословия и утвержден доцентом. Тема диссертации: «История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия».

9 декабря 1903. Назначен экстраординарным профессором и инспектором академии.

18 января 1904. Возведен в сан архимандрита.

Июнь 1906. Назначен настоятелем Яблочинского монастыря Холмской епархии.

«Яблочинский Онуфриевский мужской 1-го класса монастырь Седлецкой губ., Вельского у., в 40 верстах от Белы. Существовал в XVI столетии, как об этом упоминается в грамоте короля Сигизмунда I в 1522 г. Находясь среди враждебного католицизма, вводившего повсеместно унию, монастырь оставался верным, несмотря на гонения, православию» (Брокгауз и Ефрон. 1904. Т. XLI. Кн. 81. Т. 81. С. 476).

1907. Назначен настоятелем Юрьева монастыря Новгородской епархии.

«Юрьев-Георгиевский, или Егорьевский, мужской 1-го класса (с 1764 г.) монастырь Новгородской губ. и у. В 3-х верстах к югу от Новгорода, на левом берегу р. Волхов при устье ручья Княжева. Основание его относится к 1030 г. и приписывается вел. князю Ярославу Владимировичу (во св.

- 49 -

Крещении Юрию /Георгию/). Монастырь неоднократно подвергался разорениям и опустошениям то от неприятеля, то от пожаров. В начале XIX в. монастырь пришел в упадок и нынешним своим блестящим состоянием обязан щедрости графини Орловой-Чесменской и стараниям ее духовника архим. Фотия (1822-1838). В 1786 г. сюда перенесли мощи св. Феоктиста, архиеп. Новгородского. К монастырю приписаны м-ри Перынский и Пантелеймонов» (там же. С. 443).

«Юрьев монастырь близ Новгорода — один из древнейших новгородских монастырей. Ю. м. был в XII-XV вв. крупным политическим центром Новгородской феодальной республики. Из древних построек Ю. м. сохранился. Георгиевский собор (начат в 1193), построенный зодчим Петром, — величественный и строгий по пропорциям 6-столпный храм с хорами в зап. части и квадратной лестничной башней, органически связанной с объемом здания. Собор завершен асимметричным трехглавием; фасады убраны рядами узких глубоких ниш. В 1825-1827 собор был искажен перестройками, древние фрески были почти полностью уничтожены; в 1933-1936 фасады восстановлены в первоначальном виде» (Большая советская энциклопедия. М., 1957. Т. 49. С. 422).

15 марта 1909. Митрополитами Петербургским Антонием, Московским — Владимиром и Киевским — Флавианом и др. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Угличского и поставлен викарием Ярославской епархии.

В этой епархии пребывал много лет, будучи викарием при архиепископах Тихоне (Белавине), будущем патриархе, и Агафангеле (Преображенском).

Приведу слова митрополита Мануила: «Он очень любил литургию и служил каждый день, но это служение фактически было для него вспомогательным средством его иноческой жизни. Он не пастырствовал, он только служил. Инок поглощал в нем пастыря».

1905-1910. Выход в свет труда «В объятиях Отчих. Дневник Инока» в 12 томах.

1911. Посещение Афона.

- 50 -

1913- Возведен в сан архиепископа.

1920. Назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии.

1920-1925- Временно управлял епархией Новгородской и Старорусской.

Во время обновленчества архиепископ Иосиф затворился в Угличском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему.

Август 1926. Поставлен митрополитом Ленинградским, но при выезде в Ростов Великий для устройства дел был задержан там властями на год.

17 сентября 1927- Переведен митрополитом Сергием в Одессу, перевод не принял, продолжал управлять Ленинградской епархией из Ростова.

24 января 1928. Вместе с ярославскими архиереями подписывает акт отхода от митрополита Сергия.

Февраль 1928. Высылка архиепископа Серафима и митрополита Иосифа из Ярославской области соответственно в Могилев и в Устюжну. Митрополит Иосиф проживал в Николо-Моденском монастыре, в 35 верстах от родного города.

«Моденский Николаевский, или Воскресенский, мужской монастырь 3-го класса Новгородской губ. Устюженского района, существует с 1579 г.» (Брокгауз и Ефрон. 1896. Т. Х1Х а. Кн. 38. С 585).

Февраль-март 1928. Принятие сторонниками митрополита Иосифа документов с каноническим обоснованием своего отделения от митрополита Сергия. Основные доводы: невозможность устранения правящего архиерея (митрополита Иосифа) «прежде соборного рассмотрения», которого не было.

2 марта 1928. Послание митрополита Иосифа ярославской пастве о том, что архипастыри ярославской церковной области отделились от митрополита Сергия, и он, приняв в этом участие, признает тем самым прежние распоряжения митрополита Сергия не имеющими силы, требует канонически правильного решения судом епископов вопроса о переводе и до этого суда не считает себя вправе предоставить вверенную

- 51 -

ему паству «произволу» «церковных администраторов», не пользующихся доверием, поручает временное управление епархией епископу Димитрию, просит епископа Григория продолжать управление Александро-Невской лаврой, призывая возносить свое имя (митрополита Иосифа) за богослужением, и несмотря на невозможность для него приехать в Ленинград.

14/27 марта 1928. Митрополитом Сергием и его Синодом запрещен в священнослужении как глава наиболее массового движения «непоминающих», получившего название «иосифлянство».

Апрель 1928. Письмо митрополита Агафангела митрополиту Сергию по поводу обвинения в расколе и просьбы пересмотреть решение об отделении. Выражено несогласие с попыткой митрополита Иосифа объединить вокруг себя нею оппозицию.

10 апреля 1928. Письмо Новгородского митрополита Арсения митрополиту Сергию о том, что его недовольство некоторыми действиями митрополита Сергия не дает повода обвинять его в расколе, так как действия митрополитов Иосифа и Агафангела он не одобряет.

Апрель 1928. Письмо митрополита Иосифа к Тучкову с просьбой снять возводимые на него обвинения и разрешить въезд в Ленинград (разрешение не получено).

24 июля 1928. Письмо митрополита Иосифа епископу Димитрию по поводу «воссоединения» ярославской группы с митрополитом Сергием (основной пункт ярославской группы остается неизвестным митрополиту Иосифу). Резкие выражения: «дезертиры, изменники, предатели».

1929. Арест и ссылка в Казахстан. Прожил в ссылке несколько лет недалеко от Аральского моря, работал бухгалтером на медном комбинате.

Здесь я приведу отрывок из воспоминаний протоиерея Польского, который записал рассказ свидетельницы о встрече с митрополитом Иосифом в тайной церкви в Алма-Ате 26 августа 1937 года:

«Какой это был чудесный, смиренный, непоколебимый молитвенник! Это отражалось в его облике и в глазах, как в

- 52 -

зеркале. Очень высокого роста. С большой белой бородой и необыкновенно добрым лицом, он не мог не притягивать к себе, и хотелось бы никогда с ним не расставаться. Монашеское одеяние его было подобрано, так же как и волосы, иначе его сразу арестовали бы еще на улице, так как за ним следили, и он не имел права выезда. Он лично говорил, что патриарх Тихон предложил, немедленно по своем избрании, назначить его своим первым заместителем... Он признавал как законного главу Церкви митрополита Петра Крутицкого и вплоть до последнего ареста в сентябре 1937 года имел с ним тайные сношения, когда везде ходили слухи, что митрополит Петр умер... Относительно десятилетней почти ссылки, до этого времени, он рассказывал, что она была чрезвычайно тяжелой. Он жил в хлеву со свиньями в плетеном сарае, спал на досках, отделенный от свиней лишь жердями...

...На другой день ...митрополит уехал к себе. Теперь он жил в других условиях. После многих лет было разрешено в Чимкенте найти для него квартиру. Архимандрит Арсений устроил ему комнату для спокойной жизни, заботился о его еде, не только о сытости, но и соблюдении диеты (у митрополита Иосифа был больной желудок). Достал ему сперва цитру, затем и фисгармонию, что для митрополита, большого музыканта, было радостью. Он перекладывал псалмы на музыку и пел.

...3 сентября 1937 года было арестовано везде, в окрестностях Алма-Аты, по Казахстану, все духовенство потаенных иосифлянских церквей, отбывавших вольную ссылку за непризнание советских церквей. Все были сосланы на 10 лет без права переписки, и, как я узнала после, в числе их был и митрополит Иосиф...»

Год смерти не известен.¹

¹ Митрополит Иосиф, избранный членом Священного Синода при патриархе Тихоне в мае 1924 г., находился во главе группы иерархов, не пожелавших подчиниться требованиям богоборческой власти и компромиссным решениям митрополита Сергия (Страгородского): движение последователей владыки Иосифа получило его имя — «иосифляне». Неоднократно арестовывался и ссылался. В 1937 г. был расстрелян под г. Чимкентом (Казахстан).

В 1981 г. святитель был причислен к лику святых Русской Православной церковью за рубежом. (См.: Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия в Русской Православной церкви. СПб., 2001. Т. 2. С. 420-429.)

О ситуации в Русской Православной церкви и Ярославской епархии см.: Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Романов-Борисоглебск (Тугаев), 2000. Часть 1: Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский). С. 31-59, 92-127; Часть 2: Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). Епископ Романовский Вениамин (Воскресенский). С. 5-41; Ермолин Е. А Храм и город: Введение в церковный мирострой Ярославля // Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля. Ярославль, 2005. С. 20-25 (в печати).