Гроза и ночь… и другие работы

Гроза и ночь… и другие работы

Бархин К. Б. Гроза и ночь… и другие работы. – М. : Близнецы, 2004. – 532 с.

Из дипломной работы студентки 5-го курса историко-филологического факультета Калининградского Государственного Университета Светланы Ящук, 1975 г. Научный ру­ководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Т. И. Тамбовкина.
 
О раннем детстве отца я знаю очень мало. Он почти никогда не рассказывал об этом, а документов никаких не сохранилось. Я ду­маю, что он родился в 1876 году, а не в 1870, как написано в «Педагогической энциклопедии». Родился отец в семье маляра. Когда ему было очень мало лет, глава семейства был неправильно обвинен в поджоге и приговорен к каторжным работам в Сибири. Вся семья уехала жить в Сибирь. Кроме Константина, в семье Бархиных было еще двое детей: старшая сестра, имени которой я не помню и еще один мальчик — Гриша, который был младше отца. До 11 лет отец жил с родителями в Сибири, затем уехал к бабуш­ке, то ли в Минск, то ли в Бобруйск. Точно не помню. Здесь он сразу же поступил работать на завод. Очень хорошо помню его рассказ, как он начал учиться. Отцу как-то поручили сделать под­писи, он сделал их очень неграмотно и был жестоко осмеян. И вот тогда родилось страстное желание учиться, которое уже не прохо­дило всю его жизнь. Но денег на учебу в гимназии не хватало. Он начал учиться сам, на сбереженные деньги покупал старые книги, сдал экстерном «на отлично» экзамены при реальном училище. Экстерном сдает и за гимназический курс. Это был человек с боль­шой жаждой знания. Вскоре в Одессе он поступает в так называе­мый Новороссийский университет. Учился очень хорошо. У него были три медали (одна золотая и две серебряных) за написанные им конкурсные сочинения. Одно из них, помню, называлось «Пе­реписка братьев Тургеневых как источник изучения русской лите­ратуры» (на медалях было высечено «Преуспевающему...», но они не сохранились).
Отец был исключен с 3-го курса университета за участие в студен­ческом движении. Даже недолго сидел в тюрьме, затем был освобо­жден без права поступления в высшие учебные заведения. В связи с этим он уехал в Германию, где в течение двух лет учился в Бер­линском университете (приблизительно 1911—1914 годы). Затем отец возвратился в Одессу и начал преподавать в частной гимназии М. Иглицкого русский язык в младших классах (до 3-го класса) и в общественной торговой школе. В это время он издает несколько книг (О М. Лермонтове, сборник стихотворений «Гроза и ночь» и др.). Одновременно он тщательно готовился к экзаменам и сдал на «отлично» экстерном при Демидовском юридическом лицее. Перед самой империалистической войной отец с группой учителей поехал в Швейцарию (экскурсионное путешествие). В это время началась война, границы закрыли, и им пришлось переехать во Францию, где они и жили некоторое время. Затем через Англию, Норвегию они возвратились в Россию. С 1920 г. Константин Борисович рабо­тал в государственном издательстве Украины редактором педагоги­ческого отдела.
В это же время он преподает в педагогическом институте Глав-профобра, преподает на театральных курсах (он был замечательный оратор). В 1925 году отец переехал в Москву и начал работать в изда­тельстве Большой советской энциклопедии. Кроме того, он препо­давал в институте иностранных языков, на рабфаке при институте <…>
Что я могу сказать об отце, как о человеке, преподавателе, ученом.
Мой отец был человеком удивительной работоспособности. До сих пор я не могу назвать ни одного, известного мне человека, ко­торый был бы так трудолюбив. Он ложился спать в девять часов вечера, в три-четыре часа ночи вставал и садился за работу. И так каждый день. У него был громадный письменный стол, за которым его всегда можно было застать.
У отца была удивительная, просто феноменальная память. Он знал наизусть целые куски из романа Льва Толстого «Война и мир». Знакомые его часто проверяли: начинали читать какую-нибудь гла­ву из романа, а он тут же, не задумываясь, продолжал наизусть тол­стовский текст. Это было просто удивительно. Это был человек исключительного остроумия, иногда злого, но в это же самое время был очень доброжелателен к людям, добродушен.
Отец прекрасно рассказывал. У него было очень мало свободно­го времени, и поэтому часто за обеденным столом он рассказывал мне прочитанные книги (очень хорошо помню, как интересно он пересказал мне «Борьбу миров» Г. Уэлса. Я всегда очень ждала этих минут и даже признаюсь, что часто рассказ отца оказывался намного интереснее, чем чтение самой книги. У него был изуми­тельной красоты почерк. Жаль, что у меня не сохранилось ни одной его рукописи.
Еще могу сказать, что отец был хорошим преподавателем. Вопрос о дисциплине в классе у него никогда не стоял. Он вообще не мог понять, как дети могут не слушать учителя. У него была «награда» для особо отличившихся за неделю учеников — приглашение к себе в гости, на воскресный чай. Многих его учеников я очень хорошо знала, дружила с ними, так как была их сверстницей.
Да, еще он очень любил рисовать, рисовал очень много и хорошо. Даже те задания, которые мне по рисованию давали в школе, он все время хотел выполнить сам, причем занимался этим просто с дет­ской увлеченностью (помню, как он однажды очень хорошо изобра­зил остров посреди океана).
Русскую литературу 19—20 вв. отец знал великолепно. Блока все­го знал наизусть. Это он меня заразил любовью к великому поэту, к его замечательным стихам. У него была большая библиотека, он был лично знаком со многими писателями и поэтами — Э. Багриц­ким, Буниным, Ал. Толстым. Он и меня познакомил с Буниным, Ал. Толстым.
Он всегда живо интересовался всем новым.
Помню, какое большое впечатление произвело на него праздно­вание 100-летия со дня смерти А. Пушкина, куда он был приглашен (1937 год).
Вот таким человеком был мой отец и что я знаю и помню о его жизни.

Беседа записана

Светланой Алексеевной Ящук
8 апреля 1975 г., Москва