- 24 -

Под фальшивым предлогом

Газета «58 статья» недавно сообщила уточненные данные о главных людских потерях в годы советской власти. Округленно эти цифры выглядят так: Великая Отечественная война унесла 26 миллионов жизней, а репрессии тоталитарного режима — 21 миллион. Эти цифры говорят сами за себя.

 

- 25 -

Все же, чем объяснялись репрессии? Под каким «убедительным» предлогом они проводились? Почему имели в массе тогдашнего народа много сторонников и усердных исполнителей? Одних уничтожали за то, что они были якобы «врагами народа», шпионами и диверсантами. Других — крестьян, так называемых кулаков, репрессировали потому, что будто бы они были противниками социализма, коллективизации, губили колхозный скот, урожай, эксплуатировали бедняков.

Наша семья была раскулачена и дважды насильственно под конвоем вывозилась на спецпоселения. Моя цепкая память сохранила много фактов, которые свидетельствуют: предлоги, которыми пытались оправдать невиданные масштабы истребления народа, были фальшивыми.

К «эксплуататорам» отнесли и нас. Помню, в 20-х годах наняли работника. Но с ним был заключен договор, который утвердил сельсовет. Семье помощник был необходим, чтобы иметь хозяйство, способное прокормить десять ее членов, в том числе шестерых детей мал мала меньше. Когда же мы, дети, немного подросли, то родители обходились без работника. В возрасте восьми лет я уже садился на лошадь и бороновал, прикатывал посевы, обмолачивал хлеб. В десять-одиннадцать водил лошадей в ночное пахал.

Три брата Бочковых, по уличному Толстовых, построили рядом дома. Не раз доводилось слышать разговор взрослых о том, что «они работают день и ночь». Все три хозяйства были раскулачены, а хозяева погибли в ссылке. Их земляки, не стронутые властью с места, говорили про Бочковых: «Не кулаки, а дураки, что так работали. Вот и добились раскулачки».

Враждебность «кулаков» советской власти тоже выдумана для оправдания репрессий. Мой отец Зюзин Федор Васильевич защищал эту власть почти на всех фронтах гражданской войны. Будучи еще маленьким, я оказался свидетелем следующего: прочитав принесенную почтальоном «Крестьянскую газету», отец с чувством воскликнул: «Идем к социализму!» Видимо, прочел, что объявлен курс на строительство социализма. Лучшим другом отца был Илья Тихонович Проскурин, которого из-за бедности называли Илюхой Голым. Дружил он и с рабочим мельницы, социал-демократом Малашкиным, которого почему-то называли Кандибобером.

Двоюродный брат отца Зюзин Иван Петрович, имевший маслобойню и лучший дом в нашей окраинной части Добринки, на свадьбе сына, слегка подогретый выпивкой, с пафосом декламировал

У нас фабрики, заводы,

Бабы юбки шьют по моде

 

- 26 -

Видимо, он имел в виду группу девушек, в число которых входила его дочь Антонина. Их называли «культурными» за то, что они одевались не по-деревенски, а по-модному, имели какоеникакое образование, в их речах были городские слова. Как видим, подлежащий как враг социализма искоренению, Иван Петрович был в восторге от индустриализации и изменений в культуре и быте сельчан.

Мой двоюродный брат, тезка, вернулся домой из Красной Армии, когда стали создаваться колхозы. Получив в армии политическую закалку, он агитировал крестьян идти в колхоз и сам со своим отцом вступил в него одним из первых. Тем не менее, семья была раскулачена, выслана в леса Республики Коми и почти вся погибла от голода и инфекций.

Я часто бываю в своем родном селе Н. Добринка Жирновского района Волгоградской области. Мне, грамотному человеку, историку по образованию, старички порассказали немало интересного, которое произошло в родном крае. Например о пребывании здесь Суворова, когда он преследовал Пугачева, о Столыпине, когда он был саратовским губернатором. Ехал он в экипаже и целовался с любовницей. А когда кучер повернулся, то он так ему кулаком врезал, что скулу вышиб.

Много другого из истории края я услышал от стариков. Но ни разу они не сообщили о враждебных действиях кулаков, о которых трубили большевики. Правда, от ребятишек 30-х годов можно было услышать сочиненные остряками стишки:

Пионер — шпана,

На троих одна штана.

Один носит, другой просит,

Третий в очередь стоит.

Переиначивали и классиков.

Кушай тюрю, Яша,

Молочка-то нет

Где ж коровка наша?

Увели в Совет

Но ведь на то и народное творчество.

В 1936 году из Поволжских и Западно-Сибирских областей собрали крестьян, оставшихся в живых от первых выселок, и сослали в Вахшскую долину Таджикистана для освоения целины под хлопок. Мы были в их числе. К Гришке Кожевникову, нашему односельчанину, приехал брат Митька. Вечером мы, парни, окружив его, с завистью слушали гордый рассказ о том, как он работал на Магнитострое, участвовал в возведении металлургического гиганта. Было видно, что каждый слушатель, эти сыновья раскулаченных, готовы ринуться на знаменитую в то время стройку.

 

- 27 -

Как-то мужчин и парней нашего поселка отправили в соседний рыть арыки. Однажды вечером, когда молодежь веселилась под гармонь, появился незнакомый человек и начал потихоньку говорить парням, что в 14 километрах протекает пограничная с Афганистаном река Пяндж, есть и проводник через границу. Но никто из спецпереселенцев, находящихся в ссылке, не пожелал покинуть, хоть и неласковую, родину и отправиться за рубеж.

Идеи социализма увлекли меня, и я хотел принять активное участие в его строительстве. Для этого, по моему мнению, надо получить образование, накопить знания, чтобы быть более полезным Родине. Именно за знаниями бежали мы летом 1937 года с Иваном Лемешкиным со спецпоселения. Проучившись два года в Свердловске на рабфаке, получив аттестат о среднем образовании, я горел желанием поступить на энергофак, чтобы воплощать в жизнь ленинскую формулу: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны».

Но со строительством коммунизма пришлось повременить. Комендатура нашего спецпоселка № 5 меня разыскала, а милиция арестовала. С этапа на этап, из тюрьмы в тюрьму, меня снова водворили в Вахшскую долину. Так закончилась моя попытка самому определить свою судьбу, причем в интересах Родины, социализма.

Все, что говорилось о раскулаченных крестьянах, это, как бы сказать, слова. А прибыв через два года на спецпоселок № 5, я увидел их дела. На месте бараков из камыша, шалашей и землянок построен добротный поселок из кирпича, высушенного на горячем солнце. Около домов благоухающая зелень. В колхозном саду выросли виноград, абрикосы, инжир. Недалеко возник приемный пункт, на котором высились в сентябре—октябре горы хлопка-сырца, выращенного трудолюбивыми спецпереселенцами. Парни мне хвастались, что они получили по десять рублей на трудодень.

Я стал хлопкоробом. И, конечно, увидел, как трудились люди. Социалистическое соревнование, которое коммунисты внедряли, здесь действовало вовсю. Особенно незабываемы сборщики хлопка, девушки и женщины. За долгий и жаркий день многие из них не присядут и на минуту, без еды и отдыха бегают по рядкам, молниеносно руками выхватывая из коробочек белые пушинки. Вечером по поселку разносилась весть о том, кто собрал больше всех.

Как видим, так называемые кулаки — трудолюбивые люди. И это ложь, что они жили чужим трудом. Ложь и то, что они были враждебны советской власти. Тоталитарный режим использовал их подневольный труд для освоения целины - земельной, лесной.

Их нечеловеческими усилиями созданы заводы и фабрики. Если верить вождям, которые уверяли, что-де «светлое здание социализма» у нас уже возведено, то его можно назвать домом, построенным на костях да на иллюзиях моих товарищей по несчастью.