- 116 -

Ссыльный поселенец

 

Осенью 1950 года, после закрытия навигации (я в то время уже второй год был на свободе, правда, на положении ссыльного поселенца), довелось присутствовать на довольно большом собрании в клубе порта. Зал был полон. Некоторым даже пришлось стоять в проходах. За столом президиума все места заняты. С самого края рядом с трибуной сидел начальник комбината Владимир Степанович Зверев (тогда еще не было должности директора). Докладывал Василий Николаевич Ксинтарис о выполнении задания, порученного ему лично В.С.Зверевым по доставке огнеупоров. Лето уже кончалось, когда ему было дано это поручение.

Василий Николаевич просто и доходчиво, будто в порядке вещей, рассказал, как ему приходилось «выколачивать» из диспетчеров железных дорог «зеленый свет» для вагонов с грузом (а гнать их пришлось чуть ли не через всю страну), потом перегружать на баржу в Красноярске и доставлять в Дудинку по замерзшему Енисею. В.С.Зверев поблагодарил всех участников (большинство их присутствовало в зале, а часть находилась в президиуме) этого ледового рейса и зачитал приказ о премировании.

Великими трудами строился комбинат. Пройдет

 

- 117 -

совсем не много времени и В.Н.Ксинтарис с большой группой руководящих работников уволится из комбината и отбудет за пределы Таймыра. Вскоре уйдет со своего поста начальник комбината В.С.Зверев. Истинных причин их ухода из комбината я не знаю. А пользоваться слухами, коими были тогда полны коридоры многих учреждений, не могу.

В решении всех навигационных задач всегда самое непосредственное участие принимали норильскснабовцы. С самых первых дней после ледохода, когда уровень воды в Енисее позволял на причалах производить разгрузку барж (причалы открывались на отметке 6 метров), все руководители отделов Норильскснаба приезжали в Дудинский порт. Без промедления норильскснабовцы и портовики приступали к оприходованию, оформлению грузов.

Распределяли товарно-материальные ценности по предприятиям Норильского комбината. Одни отправляли вне всякой очереди, другие оставляли на складах порта. А вагоны? Их было очень много (ведь тогда была узкоколейная железная дорога), и на каждый вагон выписывался отдельный документ. Все операции выполнялись вручную, в большинстве прямо на причалах. Помещений не было. Работали по 12 часов в две смены. Некоторые из норильскснабовцев приспосабливались работать в бригадных балках, и даже стрелочных будках.

Меня в первую же навигацию, как приехал, взяли в группу учета (считать и писать умел, десятилетку почти окончил), и я работал вместе с ними. Хорошие и дружные были ребята. Никто из них в те времена ни на что не жаловался. Видимо, эта положительная черта передавалась из поколения в поколение. Они и сейчас такие же. У самих же снабженцев в Норильске условия для работы в те годы тоже были далеки от совершенства. Их контора, где мне довелось побывать, помещалась в одноэтажном бараке. О каких-либо отдельных кабинетах никому и не мечталось. Это уж потом, много лет спустя, выстроят большое кирпичное здание, в котором разместится весь снабженческий аппарат. И потянутся оттуда служебные и хозяйственные связи во все регионы страны.

Чем можно измерить всю энергию и силу, что вложили многие поколения портовиков и снабженцев в приобретение, завоз не только из всех республик страны, но и из многих стран мира, перегрузку и отгрузку в портах и на железнодорожных станциях оборудования, механиз-

 

- 118 -

мов, товаров, изделий? Нет такого закоулка в стране, где бы не побывал норильскснабовец или снабженец порта, все дороги исхожены и изъезжены ими вдоль и поперек. Разве можно перечислить все, что ушло на строительство таких огромных городов на самом краю земли и создание условий для нормального проживания? А заводы? Эти гиганты на вечной мерзлоте? Нет им равных в мире. Трудно было всем.

Впрочем, сейчас работникам порта и снаба тоже нелегко. Появились другие сложности, на решение которых требуется нисколько не меньше напряжения и изворотливости ума.