На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
Миссионер из Америки ::: Винс Г.П. - Тропою верности ::: Винс Георгий Петрович ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Винс Георгий Петрович

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Сахаровского центра
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Винс Г. П. Тропою верности. - 2-е изд., перераб и доп. - СПб. : Библия для всех, 1997. - 308 с. : портр. - В тексте: воспоминания Л. М. Винс за 1907-1936 гг., документы из дела Петра Яковлевича Винса.

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 22 -

Миссионер из Америки

«И было ночью видение Павлу: предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деяния Апост. 16:9).

«Мы всегда молились и молимся о Вас, чтобы Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа даровал Вам силу терпения нести до конца возложенный на Вас рукою Божественного Провидения крест скорбей на пройденном Христом, апостолами и мучениками пути...» Это выдержки из письма, написанного 7 января 1934 года благовещенской церковью своему пресвитеру, моему отцу. когда он находился на ссылке в городе Бийске Алтайского края. Письмо сохранилось, несмотря на многочисленные обыски и аресты, через которые прошла наша семья. Удивительна судьба моего отца: за восемь лет до получения этого письма он приехал из Америки в Россию с горячим желанием проповедовать Евангелие русскому народу. В то время, когда многие под разными предлогами старались покинуть Россию, а некоторые даже нелегально пересекали границу. Петр Яковлевич услышал в своем сердце Божий призыв: «Место твоего служения — Россия, ты нужен там!» Он много размышлял и молился об этом, хорошо понимая, какая участь ожидает его в стране, где открыто объявлена война против Бога, Библии и церкви. Но для него звучал македонский клич: «Приди... и помоги нам!» (Деян. 16: 9).

В Америке у Петра Яковлевича была невеста, вскоре должна была состояться их свадьба. Но, хотя по происхождению девушка была русской, она даже слышать не хотела о России: ей непонятен был Божий призыв ехать туда на служение. «Трудись в Америке. здесь тоже много духовного труда! Зачем тебе Россия?!» — убеждала она Петра Яковлевича. Он любил ее, но послушание Господу было для него дороже. Он пытался объяснить: «Здесь, в Америке, много проповедников, много библейских школ, семинарий и церквей,

 

- 23 -

обилие духовной литературы, а там — большой духовный голод и так мало служителей! Пойми, мое место — в России, и я бы очень хотел, чтоб мы вместе поехали туда!» Но она была непреклонна: «Туда ехать — только на смерть! Никогда я не поеду в эту безбожную страну!» Когда Петр Яковлевич принял окончательное решение оформлять документы для отъезда, его невеста заявила: «Или я — или Россия!» Для Петра Яковлевича ее категоричное заявление прозвучало: «Или я — или Бог!» Свадьба откладывалась. Петр Яковлевич не хотел окончательного разрыва со своей невестой и предложил: «Я пока уеду один, но ты хорошо подумай обо всем, ищи воли Божьей. А я буду ожидать тебя и молиться, чтоб ты решилась разделить мою миссионерскую судьбу в России». Однако вскоре после того, как он уехал, она вышла замуж за одного из русских верующих в Америке.

Канада, город Ванкувер, июнь 1986 года. Я стоял на берегу пролива, который отделяет остров Ванкувер от американского материка. Здесь расположен старый порт Ванкувера, откуда большие океанские корабли отправляются почти во все страны мира. Отсюда шестьдесят лет назад мой отец уезжал в Россию, на Дальний Восток, на японском пароходе «Ийо Мару». С тех пор многое изменилось во всем мире, изменился город Ванкувер, да и сам порт. Я смотрел на старый порт и старался представить: что видел и что чувствовал мой отец, когда пароход «Ийо Мару» медленно отходил от причала, увозя его в неизвестность в июле 1926 года. Его провожали в дальний путь друзья по вере и служению: они стояли на пристани и смотрели на удалявшийся пароход, на котором уезжал их брат — возможно, навсегда.

В своем последнем письме из Ванкувера Петр Яковлевич писал американским друзьям (письмо было опубликовано в США в журнале «Сеятель Истины» за сентябрь 1926 года): «В воскресенье. 13 июня, состоялось прощальное собрание, на которое приехали многие верующие, живущие в окрестностях города Питтсбурга. После молитв и кратких свидетельств со стороны членов общины о благословениях Божиих в минувшие годы, мы приступили к вечере Господней. Мысль невольно навязывалась, что это может быть последний раз, что мы за одним столом вспоминаем Господню смерть и второе пришествие по сию сторону Иордана.

Невозможно передать чувства и мысли других, но я желаю передать свои. За пять недель перед этим, на съезде в Гартфорде, участвуя в заседаниях, брат Букин, секретарь союза, передает мне кабельграмму (телеграмму). Прочитав ее, мое первое чувство было недоумение, как бы сомнение, которое лучше всего можно выразить словами: «Неужели правда, что я еду домой? Может быть, это только сон? Неужели пятнадцатилетняя мечта и желание теперь

- 24 -

осуществляются?» Мне кажется, что верующие, отходящие в вечность, переживают нечто вроде этого.

По просьбе председателя русско-украинского союза баптистов Западной Канады я заехал к ним с целью побыть на съезде в Игел-Крик, Саскачеван, который продолжался с 24 по 28 июня с.г. Господь изливал Свои обильные благословения, так что невольно вырывались из сердца слова учеников: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Нельзя пропустить этого случая, чтобы не отметить, сколько любви было оказано мне всеми на съезде. Особенно меня радовало, с какой любовью вспоминались многими дни, когда мой отец работал здесь. Меня до глубины души тронуло, когда представитель Британского Библейского Общества вручил мне Библию, и когда после этого председатель союза подарил от имени союза симфонию. Господь позволил мне также провести несколько дней в Ванкувере. Мы имели несколько благословенных собраний. А сегодня сажусь на пароход «Ийо Мару», который перевезет меня через океан.

С приветом ко всем детям Божьим. Петр Винс.»

Отец ехал во Владивосток через Японию. Корею и Харбин (Северный Китай)[1]. Из Америки он вез несколько сотен духовных книг, в основном на английском языке. Брат Пуке, проповедник в баптистской церкви в Харбине, сообщал осенью 1926 года верующим в Америке: «Петр Винс из Америки был здесь. Прожил некоторые время, ожидая своих книг. Теперь он уже в России, пока во Владивостоке, а потом в Хабаровске, где назначен годовой съезд Дальневосточного союза баптистов на 20-24 октября». Итак, сбылась мечта отца — он снова в России, которую покинул тринадцатилетним мальчиком пятнадцать лет назад. Эти годы были заполнены учебой и духовной работой в Канаде и Соединенных Штатах Америки, и вот он опять на родине.

Петр Яковлевич Винс родился 16 февраля 1898 года в городе Самаре на Волге. Его родители, Елизавета Васильевна и Яков Яковлевич, были голландцами по происхождению, и в прошлом — меннонитами по вероисповеданию. Жизнь семьи была тесно связана с русско-украинским евангельско-баптистским движением: целью жизни Якова Яковлевича была проповедь Евангелия русскому и украинскому народу. Примерно за 100 лет до рождения Петра его прапрадед,

[1] Из протокола допроса Винса П.Я. 27 апреля 1936 г.: «В Хабаровск я прибыл из Америки в 1926 г. для свидания с родителями, проживавшими в то время в Хабаровске, и для работы в Дальневосточном союзе баптистов». В протоколе допроса от 26 сентября 1936 г. записано: «Допросил лейтенант государственной безопасности Рудик. Вопрос: Из какого и через какие государства вы прибыли в СССР? Ответ: В СССР из Соединенных Штатов Америки я ехал через Канаду, Японию, Корею, Харбин. В Харбине пробыл июль месяц 1926 г., ожидая визу. В первых числах августа 1926 г. я прибыл в Хабаровск».

- 25 -

Генрих Винс (Heinrich Wiensz).[1] меннонит по вероисповеданию, переселился на Украину из Восточной Пруссии (Германия). Меннониты в Германии подвергались большим притеснениям за свою веру и особенно за отказ от воинской службы в прусской армии, так как в то время страной правил король Фридрих Второй, всю жизнь проведший в военных походах и превративший Пруссию в военный лагерь. Меннониты по своим религиозным убеждениям были против войны и военной службы: они считали грехом брать в руки оружие и убивать людей, и за это подвергались большим гонениям со стороны Фридриха Второго.

Императрица России Екатерина Вторая предложила гонимым меннонитам переселиться из Пруссии в Россию, обещая свободу вероисповедания, освобождение от военной службы и бесплатные наделы земли. На окраинах Европейской части России в конце XVIII — начале XIX века было много свободных земель, на которых и поселились меннониты (в основном, на юге теперешней Украины, а также в Оренбургских степях, в районе реки Урал). Первая группа меннонитов-переселенцев прибыла в Россию в 1789 году. Генрих Винс, прапрадед Петра Яковлевича, приехал в Россию в 1804 году. уже при императоре Александре Первом, и поселился с семьей на юго-востоке Украины, недалеко от Азовского моря. Позднее его потомки переселились на Волгу, в район Самары.

Отец Петра, Яков Яковлевич Винс, был проповедником Евангелия среди русских и украинцев на Украине и в Поволжье, трудился он также и среди немцев-меннонитов. Мать Петра. Елизавета Васильевна Берг, была дочерью пастора одной из общин братских меннонитов[2] в районе города Уфы, недалеко от Урала. Детские годы Петра проходили в Самаре, где его отец с 1905 по 1911 год был пресвитером русской баптистской церкви. До тринадцатилетнего возраста Петр учился в общеобразовательной школе, которая носила название «реальное училище». С детских лет мальчик посещал богослужения, которые проходили в то время по улице Соборной. 121. Помимо пресвитерского служения, его отец был регентом хора. В 1907 году в церкви было более 250 членов.

При церкви Яков Яковлевич также организовал детскую воскресную школу. В январе 1907 года он предложил детям в воскресной школе написать сочинение на тему: «Каким должен быть ученик воскресной школы дома. на улице и в школе». Затем он сделал ана-

[1] Если смотреть еще дальше в глубь веков, то в XVI веке в Голландии Винсы были участниками духовного пробуждения — Реформации, и перенесли большие гонения за веру от Римо-католической церкви.

[2] В середине XIX века среди меннонитов юга России произошло духовное пробуждение, вылившееся в образование общин братских меннонитов, которые по своему вероучению очень близки к евангельским христианам-баптистам.

- 26 -

лиз сочинений учеников в статье, которая была напечатана в «Братском листке» (приложение к журналу «ХРИСТИАНИН» №3 за 1907 год, издававшемуся в Петербурге И.С. Прохановым). В своей статье Яков Яковлевич цитировал сочинение одной из учениц, которая писала: «Я должна вести себя так, чтобы во мне виден был только Христос, и жизнью должна доказать, что я христианка: быть светом для мира, быть твердой, непоколебимой и ревностной христианкой. Моя обязанность — благовествовать везде, чтобы люди могли почувствовать любовь Господа. Во всем этом я верю. что помощь и сила моя — Господь!.» Петру в то время было только девять лет, но и он со всей серьезностью написал свое первое христианское сочинение на заданную тему.

Церковь в Самаре в эти годы ревностно свидетельствовала о Господе, многие люди каялись, совершались большие крещения на Волге. В церкви было много молодежи и детей, был молодежный хор. Летом 1909 и 1910 года Яков Яковлевич организовал вечерние поездки молодежного хора на прогулочных пароходах по Волге. Для этого верующие арендовали на полдня небольшой пароход, и приглашали всех желающих совершить прогулку по Волге. Это были евангелизационные поездки: в тихие летние вечера над великой русской рекой разносилось задушевное пение молодых христиан об Иисусе Христе — Спасителе мира. На палубе парохода возникали беседы о Боге и о пути спасения.

В миссионерских поездках принимал участие и сын пресвитера Петр, и это оставило в его душе сильное впечатление. «Там, на Волге, еще мальчиком я всей душой полюбил русский народ, и уже тогда молился Господу, чтобы Он сделал меня проповедником Евангелия в России!» — вспоминал впоследствии Петр Яковлевич. Господь услышал его молитвы и через много лет исполнил это желание. Петр был единственным ребенком в семье, больше детей у Елизаветы Васильевны и Якова Яковлевича не было. В 1909 году они удочерили семимесячную девочку-сироту и назвали ее Лидия. Теперь в семье было двое детей: младшую все любили и заботились о ней, особенно радовалась дочке Елизавета Васильевна. Петр также заботливо и ласково относился к своей маленькой сестричке.

В 1910 году в Ростове-на-Дону состоялся съезд русских баптистов, в работе которого принял участие и Яков Яковлевич. Его опыт молодежной и евангелизационной работы всех очень заинтересовал. он был живым, активным служителем, постоянно искавшим новые формы евангелизации. На этом съезде его избрали председателем Молодежного Союза русских баптистов. Но противники духовного пробуждения никогда на дремлют: хотя в России царским манифестом 1905 года была гарантирована религиозная свобода, гонения на баптистов возобновились. В ноябре 1910 года Яков Яковлевич был арестован в Самаре и заключен на три месяца в тюрьму.

 

 

- 27 -

Находясь в камере, он свидетельствовал о Христе заключенным, в результате чего несколько человек обратилось к Богу. В декабре 1910 года Яков Яковлевич был освобожден и снова приступил к служению пресвитера. 18 мая 1911 года на Волге, в районе Самары, состоялось водное крещение восьми человек. Полиция обнаружила место крещения и пыталась помешать совершить его. За проведение крещения Яков Яковлевич был оштрафован на 300 рублей, что в то время составляло большую сумму. В конце мая Якова Яковлевича вызвали в полицейское управление Самары и вручили предписание о запрете проживать на территории Европейской части России.

В июне 1911 в городе Филадельфия, в США, состоялся Второй Всемирный Конгресс баптистов. Из России на Конгресс прибыло около 40 делегатов, многие из них за проповедь Евангелия перенесли гонения от царского правительства и государственной православной церкви. Среди русских делегатов был и Яков Яковлевич Винс, который после Конгресса не вернулся в Россию, решив поселиться в Канаде, где проживали его родственники. Через год к нему приехала семья: жена Елизавета Васильевна, четырнадцатилетний сын Петр и пятилетняя дочь Лидия. Они поселились в канадской провинции Саскачеван, где Яков Яковлевич арендовал участок земли,[1] чтобы крестьянским трудом содержать семью, а в свободное время проповедовать Евангелие среди переселенцев разных национальностей: русских, украинцев, белорусов, поляков и немцев-меннонитов.

По приезде в Канаду Петр поступил в первый класс общеобразовательной школы, так как он не знал английского языка (хотя в Самаре он уже закончил семь классов русской школы). Вскоре он овладел английским, и его перевели в старшие классы. Рядом с фермой его родителей не было школы, и Петр несколько лет жил и учился в школе-интернате на расстоянии 200 км от дома, и только во время рождественских и летних каникул возвращался домой. Летом Петр помогал отцу в работе на ферме. В 1915 году, в 17-летнем возрасте, он обратился к Господу, принял крещение и начал петь в мужском хоре в баптистской церкви.

После окончания общеобразовательной школы Петр решил получить богословское образование для дальнейшего труда на ниве Божьей. Его заветной мечтой было возвратиться в Россию, об этом он молился с первых дней пребывания в Канаде. Для получения духовного образования Петр в 1916 году переехал из Канады в Соединенные Штаты Америки. О дальнейших годах его учебы есть запись в протоколе допроса от 26 сентября 1936 года: «С 1916 по

[1] Канадское правительство предоставляло переселенцам в аренду за небольшую цену участки земли в западной части Канады. На этих участках нужно было сначала корчевать деревья, осушать земли от болот, а затем пахать и сеять пшеницу. Через несколько лет трудов участок Якова Яковлевича стал благоустроенной фермой, которую он выкупил у канадского правительства в частное владение.

- 28 -

июнь 1918 г. я учился в подготовительной школе при баптистской семинарии в г. Ротчестере, в штате Нью-Йорк. С лета 1918 г. — учеба в Русской библейской школе в г. Филадельфия, где я учился один год, до июня 1919 года. С 1919 г. — 3 года учебы в городе Луивилле, в штате Кентукки, в библейской семинарии. В годы моей учебы во время каникул я обычно работал на заводах». Отец имел возможность получить основательное духовное образование: в течение шести лет он учился сначала при американской баптистской семинарии в Ротчестере, затем в русской баптистской школе в Филадельфии, в штате Пенсильвания,[1] ас 1919 по 1922 год в баптистской богословской семинарии в Луивилле, в штате Кентукки.

В России в это время произошла революция, была провозглашена свобода совести, ив 1919 году Яков Яковлевич решил вернуться туда миссионером и трудиться в Самаре, где он нес служение пресвитера до 1911 года. Однако из-за гражданской войны, охватившей всю страну и особенно ее европейскую часть, Яков Яковлевич решил возвращаться в Самару через Дальний Восток: на пароходе до Владивостока, а затем по железной дороге через Сибирь и Урал добираться до Волги. Весной 1919 года Яков Яковлевич вместе с женой и двенадцатилетней дочерью отплыл во Владивосток из Сан-Франциско, США.

Во Владивостоке Яков Яковлевич задержался на четыре месяца, посетив Хабаровск, Благовещенск и другие места. Решив остаться на Дальнем Востоке, он поселился с семьей в Благовещенске, где вскоре был избран пресвитером благовещенской общины баптистов, которая в 1919 году насчитывала 300 членов. Привожу выдержки из протокола допроса от 27 сентября 1936 года, где следователь выяснял у Петра Винса причину возвращения его отца в Россию в 1919 году:

«Вопрос следователя: С какой целью ваш отец в 1919г. выехал на Дальний Восток?

Ответ: После выбытия (из России) в 1911 г. в Канаду, отец неоднократно получал письма от членов самарской общины баптистов с просьбой вернуться в Самару. Он имел намерение вернуться, но при царизме вернуться не мог. После Февральской революции он начал серьезно думать о возвращении. Это намерение он осуществил в 1919 г. и выехал через Дальний Восток, имея намерение прибыть в Самару, но ввиду гражданской войны дальше Благовещенска ехать не смог, и был вынужден там остаться. В Благовещенске он был избран пресвитером благовещенской общины. В 1919 или в начале 1920 года на съезде Дальневосточного союза баптистов был избран Председателем этого союза. Пресвитером

 

 


[1] Основателем и руководителем русской библейской школы был В. Фетлер, известный проповедник Евангелия в России, Латвии и Америке. Преподавание в школе велось на русском языке, и она была предназначена для подготовки проповедников из русских, украинцев, немцев и латышей, проживавших в Северной Америке.

- 29 -

отец оставался до моего приезда в Благовещенск в 1926 г., после  чего я был избран общиной пресвитером, а отец после этого переехал в Хабаровск.»

После отъезда родителей в Россию в 1919 году Петр остался в Америке продолжать учебу.[1] В эти годы он вел активную переписку со своим отцом и другими проповедниками в России. В мае 1921 года журнал «Сеятель Истины» поместил два письма из России, адресованных Петру Винс, из которых видно, что он живо интересовался состоянием дела Божия на родине и свою учебу в Америке рассматривал как подготовку к будущему служению там. Привожу выдержки из этих писем.

Из письма Н. Кузнецова, проповедника со станции Вяземская, Дальний Восток: «Рад был получить твое письмо и рад тому, что готовишься на дело Божье и вернешься сюда не для суеты мирской, но чтобы спасать наших братьев, гибнущих в омуте равнодушия, неверия, суеты, обольщений и других страстей. Духовное утро засветилось здесь уже во многих сердцах. Относительно нашего края могу с радостью сказать, что пять лет тому назад здесь во многих селах и деревнях была тьма смертная, а теперь там, по милости Божьей, живут и растут целые общины. На Су чане, ближе к Владивостоку, возникло тоже несколько жизнерадостных общин. В 1919 г. я был там и не мог нарадоваться их ревности о Господе. Мне казалось, что больше их никто не радуется! Слава за них Господу.

В нашей местности до моего приезда в феврале 1920 г. не было ни одной верующей души, а теперь уже несколько общин. В нашей общине принято через крещение 51 человек, есть еще 8, радующихся в Господе. В 100 верстах от нас на север, в селе Полетном, летом было принято и крещено 67 душ, в Екатеринославке — 25. в Георгиевске — 20. в Михайловке — община в 40 душ и т.д. В каждом селе есть много приближающихся и сочувствующих. В некоторых общинах есть чудная, радостная и духовная молодежь! Работы здесь везде очень много, но не хватает работников, а особенно средств».

Из письма Петру Винсу от его отца из Благовещенска: «Поле готово к жатве, но делателей мало, а те, которые есть, не имеют достаточной подготовки. Как все печально здесь в этом отношении! Помогите молиться, чтобы Господин жатвы послал делателей. У нас недавно опять были библейские курсы для проповедников. Если

 

 


[1] В 1980 году моя дочь Наташа посетила баптистскую семинарию в Луивилле, где за шестьдесят лет до этого учился ее дедушка. В библиотеке семинарии хранятся в специальном архиве личные дела всех студентов, когда-либо учившихся там. Наташа спросила, нельзя ли ознакомиться с документами Петра Яковлевича Винса, и когда ей выдали его папку, с волнением рассматривала студенческую фотографию своего деда, расписание занятий и перечень предметов, которые он изучал в семинарии.

- 30 -

бы ты видел жадные глаза и голодные уши этих детей Божьих! С какой радостью и жадностью приняли они объяснение Слова Божьего. Мы прошли второе послание к Фессалоникийцам и две первые книги Моисея. Кроме того, разбирали места, которые говорят о последних временах, имели также немного науки о проповеди. Брат Шипков занимался 4 раза в неделю по богословию, главным образом о триединстве Божьем. Летом будут в третий раз библейские курсы. На этих курсах мы видели полную победу Евангелия! Последние курсы продолжались целый месяц, на занятиях днем было 42 учащихся, а по вечерам на собраниях зал был всегда полон. Поистине можно сказать, что они приняли Слово Божие с радостью!»

После окончания семинарии в 1922 году. Петр совершает служение проповедника в Детройте, а затем — пресвитера в русской церкви баптистов в городе Питтсбурге. В протоколе допроса от 26 сентября 1936 г. отец уточняет: «В 1922г. жил в Детройте, принимал участие в служении русской баптистской церкви и работал на заводе Форда в конвейерном цехе. В Детройте прожил 9 месяцев, потом получил приглашение русской баптистской церкви в Питсбурге на пресвитерское служение. Был пресвитером в русской баптистской церкви в Питтсбурге до 1926 года».

В журнале «Сеятель Истины» за февраль 1926 года помещена заметка о рукоположении Петра Яковлевича на миссионерское служение:

«ПИТТСБУРГ — Проповедник П.Я. Винс был 29 ноября 1925 г. рукоположен для духовной работы. Было собрание утром, открытое братом Шмуйда из Детройта. Затем проп. Нездолий, оттуда же, проповедовал, после чего проф. Непраш из Международной семинарии в Ист-Оренже сказал краткое слово. После обеда было собрание рукоположения в Юнион церкви, председательствовал др. Чаппел. секретарь миссии. После молитвы проф. Непраш произнес проповедь рукоположения на тему «Плодоносность после смерти» (Иоан. 12: 24). Указания кандидату и церкви дал проп. Нездолий. Кандидат стал на колени, собрание встало и В. Чаппел произнес молитву посвящения Богу брата на Его святое дело.

Вечером снова было большое собрание, на котором присутствовали из городов Албион, Смитфильд, Финливил, Кенонсбург, Линдора, Вебстер, Микиис Оркс, Ялм Гром. Собрания были полны благословения и впечатление от них останется надолго.»

В журнале «Сеятель Истины» за декабрь 1926 года опубликован в кратком изложении доклад Петра Яковлевича на тему «Духовная литература» на Восьмом годовом съезде Русско-украинского союза евангельских христиан-баптистов Америки в мае 1926 года в городе Гартфорд, штат Коннектикут.

 

- 31 -

«ПЕТР ВИНС — ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: «От всего сердца рад, что Господь позволил мне говорить именно на эту тему. Мы часто и много говорим о различных вещах, но литература у нас была как бы в пренебрежении. Духовную литературу нельзя откладывать в сторону. Она для нашей души то же самое, что насущный хлеб для тела: чем здоровее желудок, тем больше он употребляет пищи и лучше ее переваривает и, конечно, дает лучшее здоровье человеку. Если же желудок испорчен, то мы ни с какими средствами не считаемся, чтобы его направить: раз он слаб. человек слабеет всем своим существом, и пренебрегает различной пищей. Точно так и с литературой: только слабо развитые духовно не любят читать. Все здравомыслящие люди читают: чем больше человек читает, тем светлее становится его ум. Конечно, читая скверную литературу, мало что приобретешь: скверные книги действуют на ум человека, как наркотические средства или алкоголь на физическое состояние человека. Надо читать хорошие книги, хорошую литературу.

А. ЧТО ДАЕТ ХОРОШАЯ ЛИТЕРАТУРА?

1. Объединяет верующих:

          а) сведениями о деле в других местах и странах;

          б) сознанием, что у Бога есть еще семь тысяч, не преклонивших колени перед Ваалом (см. 3 Царств 19: 18).

2. Уничтожает предрассудки клеветы.

3. Утверждает созревающие убеждения: в моем личном опыте журнал «Баптист» привел меня к решению никогда не принимать советов от врагов.

4. Распространяет благую весть.

Б. КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ?

1. Поощрять имеющих способность ее создать.

2. Распространять.

В. КАКОВ ЕЕ ВИД?

1. Журналы, брошюры, книги и т.д. Если бы не духовная литература, в особенности книги Священного Писания — Библия, то мы давным-давно забыли бы живого и истинного Бога. И кто знает — быть может, мы были бы хуже допотопных племен, или худшими грешниками, чем Содом и Гоморра. Слава Богу за духовную литературу! Братья-сотрудники, пишите статьи, создавайте журналы и печатайте книги и брошюры, а мы будем их читать и поддерживать вас. чем и как можем.» [1]

За несколько дней до своего отъезда в Россию Петр Яковлевич участвовал в съезде евангельских христиан-баптистов Западной Канады в городе Игл-Крик, в провинции Саскачеван, проходившем в конце июня 1926 года. Привожу краткую заметку из журнала «Сеятель Истины» за июль 1926 года: «После пения говорил бр. П.Я.

 


[1] См. приложение, стр. 271-272.

 

- 32 -

Винс на тему «Герои веры». Брат указал, что важно верующему проводить жизнь, отказываясь от утонченной, искусственной современной жизни, но стремиться расширять Царство Божие. Он указал на всех тех, кто, подобно Моисею, отказались от роскоши, чтобы страдать за дело Божие. Много и других примеров самопожертвования он привел в проповеди.»

В октябре 1926 года, вскоре после приезда в Россию, Петр Яковлевич участвует в работе съезда Дальневосточного союза баптистов в Хабаровске, а в ноябре 1926 года поселяется в Благовещенске, где он был избран пресвитером благовещенской церкви баптистов. Яков Яковлевич к тому времени уже переехал в Хабаровск, его переезд был вызван тем, что летом 1926 года правление Дальневосточного союза баптистов было перенесено в краевой центр Дальнего Востока — Хабаровск, и Яков Яковлевич, как председатель Дальневосточного союза ЕХБ, должен был также переселиться туда с семьей. В конце 1926 года Петр Яковлевич был избран первым помощником председателя Дальневосточного Союза баптистов. С 14 по 18 декабря 1926 года в Москве проходил 26 Всесоюзный съезд христиан-баптистов. В работе съезда приняли участие представители Дальневосточного союза баптистов Я.Я. Винс и Г.И. Шипков. которые выступили с докладами о состоянии дела Божьего на Дальнем Востоке[1].

[1] Доклады Я.Я. Винса и Г.И. Шипкова помещены в приложении на стр. 272-276.

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Сахаровским центром.
Тел.: (495) 623 4115;; e-mail: secretary@sakharov-center.ru
Политика конфиденциальности


Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» (Сахаровский центр) решением Минюста РФ от 25.12.2014 года №1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента.
Это решение мы обжалуем в суде.