- 107 -

В культбригаде КВО*

 

Итак, с марта 1955 г. у Клавы началась совершенно другая жизнь: любимая работа на театральных подмостках и относительная свобода передвижения. Артисты культбригады жили в отдельном бараке в ОЛПе № 3. Им выдали пропуска для свободного выхода из зоны. Почти все время они гастролировали, выступая перед заключенными, а также перед вольнонаемными в шахтерских поселках. Клава несколько раз побывала у нас в гостях. В это время мы с Алексеем поженились и жили в большой комнате на улице Победы. Досталась мне эта комната совершенно неожиданно. В Воркуте был страшный квартирный кризис, и у меня не было никакой надежды получить отдельную комнату. Но мир не без добрых людей. Мина Степановна Вольф посоветовала мне прописаться в комнате ее хорошей знакомой Розы Борисовны, которая в скором времени должна была покинуть Воркуту и уехать в Ленинград. Когда она уехала, комната осталась за мной.

 


* КВО - Культурно-воспитательный отдел.

- 108 -

Клава очень похудела, лицо ее выглядело измученным и посеревшим. Снегопоезд и болезнь оставили свои следы. В первый же свой приход она попросила дать ей приличное платье. У меня было одно-единственное нарядное платье, которое я перешила из своих старых (еще долагерных) двух платьев, присланных мамой в посылке. Денег на новое платье я не имела. Я не раздумывая отдала Клаве это платье, но отсутствие у нее одежды меня крайне удивило.

Она постоянно получала в посылках от своей мамы и подруги Аллы очень красивые вещи из «берлинского наследства». У Клавы, правда, они долго не задерживались, но какой-то небольшой набор одежды сохранялся неприкосновенным. А тут - ничегошеньки не осталось!

В культбригаде Клава играла в скетчах, читала стихи и вела парный конферанс с Александром Клейном. О культбригаде стоит рассказать подробнее. Это было яркое, но кратковременное событие в культурной жизни Воркуты. Культбригада была организована в 1954 г., когда к руководству Речлага пришел генерал-майор Деревянко. Он оказался большим любителем театра. Узнав, что среди заключенных Речлага есть много профессиональных актеров, режиссеров и музыкантов, он решил создать Центральную культбригаду культурно-воспитательного отдела (КВО) Речлага для обслуживания всех лагерных пунктов воркутинского региона. Первое время он сам с двумя охранниками ездил по зонам и отбирал артистов. Потом он поручил это дело Виктору Дмитриевичу Лаврову, возглавившему культбригаду. Лавров - великолепный артист и примечательная личность. Сам он из Харбина, где был ведущим артистом русского театра оперетты. Срок он отбывал в Азенках Свердловской области. С образованием Речлага попал на Воркуту как и многие другие заключенные с 58-й статьей. Красивый, талантливый, энергичный он очень быстро поднял выступления культбригады на такой высокий уровень, что она затмила вольный Воркутинский драматический театр, возглавляемый Гайдаровым. Этого и добивался генерал-майор Деревянко. Среди «своих» ар-

 

- 109 -

тистов он рассуждал так: «Воркутинский театр получает дотацию в 1 млн. рублей в год; КВО Речлага имеет в своем распоряжении 3 млн. рублей в год; мы создадим такой замечательный театральный коллектив, что быстро «утрем нос» Воркутинскому театру».

И это были не пустые слова! Культбригада быстро превратилась в полноценный театральный коллектив с оркестром, хором, танцевальным ансамблем и группой «разговорников». А какие там встречались имена! Режиссер Волдемар Петрович Пуце был до ареста известным латышским театральным деятелем. От него тянулась ниточка к прославленному актеру Михаилу Чехову - он был его учеником. Пуце был первым латышским кинорежиссером и вот теперь он режиссировал в культбригаде! После освобождения Пуце возглавит Рижский республиканский театр оперетты.

В культбригаду попали замечательные оперные певцы: лирический тенор Н.Синицын, баритон С.Ребриков (после освобождения он станет доцентом Московской консерватории), драматический тенор Б.Раджус (впоследствии премьер Пермской оперетты). Синицын и Ребриков до культбригады работали в Воркутинском музыкально-драматическом театре. Когда был организован Речлаг, то ряд артистов - заключенных уволили из театра по режимным соображениям. Деревянко всех их старался собрать в своей культбригаде. Она пронеслась по воркутинскому небосводу как яркая комета, но жизнь ее была коротка. Это было время массового исхода заключенных из воркутинской земли. В 1956 г. в связи с ликвидацией Речлага культ-бригада была расформирована.

Но это случилось уже после того, как Клава освободилась и уехала в Харьков. А весной 1955 г. жизнь в культбригаде еще била ключом. Клава работала с увлечением, она опять почувствовала вкус к жизни, поправилась и похорошела. Театр - это был ее родной мир. Здесь она находила себя и могла себя выразить. Потом, когда мы встретились в Москве и вспоминали Воркуту, она не раз говорила что воркутинская сцена - ее звездный час. Здесь, за Полярным кругом, она нашла увлекательную работу и интересное, можно даже сказать - избранное общество. Такое в ее жизни больше не повторилось! Между прочим, подобные мысли высказывал и Алексей Марков. Десять лет его заключения прошли в Воркутинском музыкально-драматическом театре. Он выступал в опереттах, операх, драматических спектаклях, играл в оркестре и квартетах, пел в хоре, заведовал электроцехом, работал художником по свету. Для него

 

- 110 -

воркутинский театр - это целый мир, это театральная академия, это родной дом. Такое в его жизни больше не повторилось! Оказывается, и лагерь можно вспомнить с восторгом и благодарностью. Но какой лагерь? Конечно, не колючую проволоку, вохру, снегопоезд и шахты, а любимую работу, творческий порыв и замечательное окружение. И свет человеческой души, перед которым отступала тьма.