- 103 -

ПРИШЕЛ МОЙ ЧЕРЕД

 

Ночью просыпаюсь от не очень громкого, но настойчивого стука. Не торопясь, встаю и иду пускать посетителей. Заходят двое в штатском. Уполномоченные наркомвнудела. Предъявляют ордер на обыск и арест.

Обыск тянется часов пять. Проверяют все книги. Латышские, все издания «Прометея» и даже «История гражданской войны» откладываются в сторону. Видно, их будут брать с собой.

Когда наконец обыск закончился, было уже утро. Мне велят одеваться и следовать за ними. Вынимаю из кармана нож, снимаю часы с руки и оставляю на столе. Забираю с собой одеяло, подушку и немного продуктов: колбасу, масло.

— Можете брать с собой, — говорит один из уполномоченных, указывая на часы и нож.

— Не стоит, — отвечаю, — там всё равно отнимете, будет вам лишняя забота с хранением.

— Оказывается, у вас уже опыт есть, — уполномоченный посмеивается.

— Как же, у меня опыт богатый. В Риге буржуазная охранка меня арестовывала восемь раз.

Вижу, пояснение им не нравится. Разговор прекратился. Уполномоченные забирают с собой, кроме книг и разных записок, и мою малокалиберную винтовку. Дверь заперли, опечатали.

Дворничиха уже подметает, когда мы выходим. Увидев, что мы с винтовкой, она говорит:

— Владимир Оттович, что так рано, на охоту?

— На охоту, на охоту, — отвечаю я весело.

Я доволен, что сделан такой основательный обыск. Значит, что-то ищут. Значит, будет какое-то следствие, нужны какие-то доказательства. Но я ведь знаю, что моя совесть чиста.

 

- 104 -

Всё время уполномоченные вели себя очень вежливо. Но как только перешагиваем порог помещения накромвнудела, вся вежливость кончается. Меня осыпают грубой руганью и заталкивают в какую-то темную загородку. Это помещение не больше шкафа. Можно только стоять или чуть-чуть присесть на узкую скамеечку. В дверях обычный стеклянный глазок.

От пережитого напряжения чувствую ужасную усталость, хочется спать. Одеяло, подушку и сверток с продуктами бросаю на пол и, опустившись на скамеечку, начинаю дремать. Вдруг надзиратель открывает дверь, дает сильный пинок в бок и говорит:

— Спать днем воспрещается! Можете сидеть или стоять.

К вечеру меня из загородки выпускают. С одежды срезают все пуговицы и впускают в небольшую камеру, где уже находятся около двадцати заключенных. У одной стены двухэтажные нары.

Существует строгий порядок: в камере нельзя иметь никаких острых вещей, никаких игр, никаких книг, никаких письменных принадлежностей.

Днем всем обитаталям камеры разрешается или сидеть на нарах лицом к двери, или стоять, или прогуливаться в помещении. Запрещено спать, дремать, громко разговаривать, изготовлять из спичек или хлеба игры, играть. Не существует никаких прогулок. Три раза в день заключенных выпускают в уборную умываться.

За каждую провинность наказывают всю камеру или запрещением выписывать продукты за свой счет, или прекращением индивидуальных передач, или каким-нибудь другим способом. Такая коллективная ответственность порождает натянутые отношения между заключенными.

Ночью вызывают на допрос. Надзиратель заходит в камеру, тянет, кого попало за ногу и спрашивает, как его зовут. Если поднят не тот, кто нужен, будит следующего, потом третьего, четвертого и так далее, пока не попадется нужный. Таким образом, чтобы вызвать на допрос одного, будят обычно больше половины камеры. Иногда через час или больше таким же порядком вызывают следующего.

 

- 105 -

Допрос обычно продолжается несколько дней подряд. Оттуда редко кто приходит обратно сам. Обычно надзиратели притаскивают допрашиваемого и забрасывают в камеру. Каждый день приходят новые арестованные.

Меня поражают этот чрезвычайно строгий внутренний режим и нечеловеческое обращение. Нервы у всех страшно натянуты. Редкую ночь никого не вызывают.

Живу в тюрьме уже недели две. Меня пока не допрашивали. Знакомлюсь с обитателями камеры. Никогда не мог бы представить себе, что кому-либо удастся собрать вместе людей таких различных по классовой принадлежности и общественному положению, по мировоззрению и образу жизни.

Обращаю внимание на стройного, высокого седого мужчину почтенного вида в черном костюме. Держится самоуверенно и ни в какие разговоры ни с кем не пускается.

— Это Войно-Ясенецкий, настоятель Ташкентского собора. Отец Сергий, — разъясняет мне кто-то.

Так это тот самый хирург Войно-Ясенецкий, которого подозревали в убийстве Михайловского!

Старичок с белой головой, длинной белой бородой — астроном Жуков. Он много лет работал в Ташкентской обсерватории. Его знают даже за границей. За какое-то открытие у него медаль из Соединенных Штатов Америки. Очень образованный человек, хорошо знает литературу, языки. Но по мировоззрению он наивный идеалист. Жуков очень разговорчив. Он старается всем доказать, что все события в природе и обществе, их развитие — всё зависит от пятен на солнце.

Какой-то заносчивый молодой человек выдает себя за родственника писателя Арцыбашева и одновременно — Немировича-Данченко. Говорит, что он киноработник. По сути дела он пустой, нигилистически настроенный распутник. С ним постоянно спорит молодой поляк, который очень любит Сенкевича и отлично знает его книги. Он хороший рассказчик. Иногда он часами пересказывает камере содержание какого-нибудь романа Сенкевича. Мы все внимательно слушаем. Когда рассказ кончается, все молчат. Тогда через

 

- 106 -

некоторое время рассказчик начинает всем страстно доказывать, что он ни в чем не виноват, что его зря арестовали.

Однажды ночью его вызывают на допрос. После допроса, продолжавшегося несколько дней, его приносят обратно к нам. Когда он приходит в себя, он больше не пересказывает романы Сенкевича и не спорит с родственником Арцыбашева. Теперь он больше молчит или подходит к кому-нибудь, истерически посмеивается и говорит:

— Хе, хе, хе, я шпион! Как вы думаете?.. Я могу быть шпионом?.. Хе, хе, хе, настоящим шпионом?

В камере двое рижан, немцы. Из Риги они уехали давно, но латышский язык оба помнят хорошо. Инженеру Хакину уже за пятьдесят. Дома у него жена, взрослая дочь. До ареста он работал на строительстве электростанции. Он родился и вырос в Риге, кончил Рижский политехникум. Уехал из Риги после революции 1905 года в Южную Африку в страну буров. Много ездил по свету. В Ташкент приехал в 1915 году и с тех пор живет здесь. Хакин охотно рассказывает приключения из своей жизни. Он беззаботный, всегда живой, полон юмора и оптимизма. Мне не нравится его дух колонизатора: о представителях других рас он всегда говорит с презрением.

Однажды ночью и его вызывают на допрос. К большому удивлению всех, с допроса он возвращается сравнительно скоро, сам, с улыбкой, с новой порцией табака и продуктами. Он был единственный, кто на моих глазах возвращался с допроса таким порядком.

Второй немец из Риги — инженер Рейнеке. Ему уже около шестидесяти. В свое время он составлял проекты сети водоснабжения и канализации Риги. В Ташкенте он также обосновался еще до первой мировой войны. До ареста читал лекции в университете. Он до смешного гигиеничен, всегда озабочен чистотой своего тела. Жизнь в камере причиняет ему много страданий, потому что тут он не всегда может обеспечить привычную чистоту. Выходя мыться, он всегда берет с собой, кроме полотенца и мыла, две расчески и три щеточки. Со всем этим хозяйством он никогда не может справиться вовремя. Это часто вызывает недовольство над-

 

- 107 -

зирателей. Его старание соблюсти чистоту вызывает насмешки других арестованных, но Рейнеке особенно не обижается.

Дома у него осталась молодая жена. Идут сплетни, что у нее близкие отношения с живущим в той же квартире молодым доцентом. Хакину тоже известны эти сплетни, он иногда посмеивается над своим земляком по этому поводу. На это Рейнеке ему философски отвечает:

— Если перед вами два акционерных общества, из которых одно не дает никакого дохода, а другое приносит прекрасную прибыль, и если бы вам дали выбрать — иметь возможность получить сто процентов акций первого предприятия, которое ничего не дает, или пятьдесят процентов акций второго, которое дает хороший доход, что бы вы выбрали? Что касается меня, то я предпочитаю иметь пятьдесят процентов акций предприятия, дающего доход.

В те дни в камере я подружился с архитектором Победоносцевым из Костромы. Ему лет тридцать, не больше. Он член партии, комсомольский работник. Глубоко убежден, что победит правда и все трагические недоразумения скоро кончатся. Он и другим не дает падать духом. Любит фантазировать о будущем: что у нас будет после третьей, четвертой пятилетки?

Рассказы Победоносцева часто захватывают всю камеру. Для иллюстрации он делает на полу с помощью спичек рисунки и чертежи.

Спичек разрешают выписывать, сколько хочешь. Выписывают их все. Они становятся предметом разных секретных игр.

Как-то вечером Победоносцев с помощью спичек изобразил на полу Зимний дворец на берегу Невы и отражение дворца в реке. Даже надзиратели замирали, увидев эту картину, и осторожно обходили ее. Мы наблюдали за их смущением, приятно пораженные открытием: в них тоже есть что-то человеческое.

Какой-то инженер с завода сельхозмашин, тоже коммунист, удачно изображает с помощью спичек разные машины.

Дней через десять после меня в камеру привезли моих старых товарищей: Пехлевихана, Бурхана Касымова.

 

- 108 -

Я не мог допустить и мысли, что они в чем-то виноваты перед Советской властью. Они уверены, что недоразумение выяснится и их выпустят. Я молчу о том, что видел в Москве. Однако и я на допросе не был и еще надеюсь, что смогу доказать свою невиновность.

Рядом со мной на нарах лежит молодой парень, инженер авиации Трегубенко. Он родом из Харбина, там и вырос. Отец его служил на Китайско-Восточной железной дороге, был советским подданным. Когда дорогу продали Японии, Трегубенко с родителями приехал в Ташкент.

Трегубенко человек тихий, очень сердечный и честный. Мы с ним подружились. Он любит философствовать. Страшно тяжело переживает арест. Рассказывает о жизни в Харбине, где всегда вертелись всякие темные личности. Он боится, что кто-то мог просто оклеветать его. Я утешаю его, как могу. В разговорах приходим к одному выводу: с человеком всё может случиться, но пока он жив, не всё потеряно. Живой может всё вернуть. Главное — надо беречь жизнь. Мы оба страстно верим в нашу правду и верим, что она победит. Кажется, мне удалось немного развеять его пессимизм.

Прошла неделя с лишним нашего знакомства. Его вызвали на допрос. В нашу камеру он больше не вернулся. Потом я слышал, что его допрашивали несколько дней. Требовали признаться, что он завербованный японский шпион. Он держался, несмотря на пытки. Тогда ему сказали, что он как японский шпион приговорен к смерти и завтра его расстреляют. В камере смертников ему дали карандаш и бумагу и сказали, что если до утра напишет свое признание, то его помилуют и вместо смертной казни он получит десять лет заключения.

Всю ночь он плакал и к утру подписал то, что от него требовали. Когда я узнал об этом, мысли о нем долго не выходили у меня из головы. Я радовался, что он остался жив, был доволен, что уговорил его беречь жизнь. Я еще верю этому девизу: пока человек жив, не всё потеряно. Меня всё больше тревожит моя судьба, но стараюсь пока меньше об этом думать.

 

- 109 -

После Трегубенко моим соседом по нарам стал коммунист Михайлов, бывший адъютант Фрунзе и штабной работник Чапаевской дивизии. Ему лет сорок. Это человек уравновешенный, серьезный, говорит очень спокойно, ни в какие разговоры и споры не пускается. Видно, он тоже очень тяжело переживает случившееся. Заметив его сдержанность, стараюсь ни о чем не расспрашивать.

Был еще в камере грек, автомеханик. Горячий южный темперамент часто сталкивал его и с охраной, и с соседями по камере. Зато венгр был со всеми очень вежлив и покладист. О нем говорили, что он последний частный дамский сапожник в Ташкенте.

Как-то рано утром открылась дверь и в камеру втолкнули человека в майке и трусах, в каких-то китайских домашних туфлях. Все спали. Шли те драгоценные два часа до подъема, когда можно спать сравнительно спокойно: под утро обычно на допрос не вызывали.

Некоторое время новичок стоял в недоумении среди камеры, не говоря ни слова. Я и еще кое-кто, проснувшись, смотрели на него. На допросе он, пожалуй, не был: слишком свежий вид. Но почему раздет?

Через некоторое время вновь прибывший спрашивает:

— Господа, господа, где я нахожусь?

Очень непривычно звучит забытое обращение. С нар кто-то зло отвечает:

— Не болтай вздор и иди спать, тюремную камеру не узнаешь?

Тот немного потоптался и продолжает стоять. Мне становится как-то жаль его. У меня рядом есть место. Приглашаю его к себе:

— Идите ложитесь, до утра еще немного отдохнете. Днем всё выяснится.

Он идет, ложится рядом со мной. Даю ему часть одеяла. Накрывается. Через некоторое время опять тихонько спрашивает:

— Пожалуйста, скажите, в каком городе я нахожусь.

Мой ответ явно удивил его. Тут уж я не могу сдержать свое любопытство и спрашиваю, откуда он и почему раздет.

 

- 110 -

— Я генерал-майор Анненков из Урумчи. Это город в китайской провинции Синьцзян. Вышел вчера перед сном в сад своей дачи в Урумчи. Тут меня схватили какие-то люди, сунули в машину и повезли. Потом где-то посадили в самолет. Куда меня привезли, я не знаю.

Анненков — бывший белогвардейский генерал. На следующий день он рассказал, что некоторое время собирал вокруг себя разные остатки белогвардейцев и удравших за границу кулаков и в составе армии Чан Кайши воевал против других милитаристов в Китае. Последние годы занимался торговлей. Он охотно рассказывает о своих поездках в Тибет, Кашмир, Индию и даже в Каир, Лондон и Берлин. Много интересного поведал о жизни и событиях того временен в Китае, что меня особенно интересовало. Я не оставил еще свою надежду более глубоко ознакомиться с историей революционного движения в Китае.

Однажды днем и Михайлов разговорился. Он рассказал несколько эпизодов из жизни Чапаевской дивизии, между прочим, и о психической атаке, показанной в фильме «Чапаев».

— Вздор, не было такой психической атаки, — вдруг бросается в спор Анненков. Оказывается, он в то время был в штабе белогвардейских частей, которые воевали против Чапаевской дивизии.

Начинается острый спор. В итоге выясняется, что психическая атака была, но не такая, как в фильме (Анненков тоже его видел). Михайлов допускает, что в фильме есть неточность. Наконец, Анненков соглашается, что фильм удачный, сильный.

Я слушаю спор и думаю: «Какая же сила собрала в одной тюрьме этих людей, которые воевали друг с другом и сейчас тоже не изменили своего мировоззрения? Во имя чего всё это? Кому это нужно?»