На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
Список жителей деревни Обухове ::: Знаменская А.Н. - Воспоминания ::: Знаменская Антонина Николаевна ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Знаменская Антонина Николаевна

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Музея
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Знаменская А. Н. Воспоминания. - Спб. : "Мемориал", 1997. - 124 с. : портр.

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 88 -

Список жителей деревни Обухове на 1930 год.

 

1. Тимофеев Петр - 6 человек

2. Пужинин Михаил - 6 человек

3. Журавлев Михаил - 5 человек

4. Пужинин Василий - 4 человека

5. Мартыновна - 3 человека

6. Матвеев Андрей - 7 человек

7. Пужинин Иван - 4 человека

8. Краснов Василий - 6 человек

9. Бахарев - 3 человека

10. Головин Петр - 8 человек

11. Тиханов Василий - 6 человек

12. Нестеров Василий - 8 человек

13. Головин Федор - 5 человек

14. Кузин Илья - 5 человек

15. Потапов Федор - 7 человек

16. Афанасьев Иван - 5 человек

17. Богданов Кирилл Михайлович - 2 человека

18. Головин Иван Ал-ч - 5 человек

19. Головин Василий Вас. - 6 человек

20. Тиханов Григорий - 2 человека

21. Тиханов Иван - 6 человек

22. Потапова Екатерина - 4 человека

23. Васильев Илья - 5 человек

24. Нестеров Василий - 6 человек

25. Богданов Петр Мих. - 6 человек

26. Тимофеев Александр - 6 человек

27. Петров Илья -- 6 человек

28. Головин Василий Ефимович - 5 человек

29. Головин Василий Иванович - 5 человек

30. Шаров Андрей - 7 человек

31. Головина Варвара - 1 человек (бабушка)

32. Головин Александр Васильевич- 4 человека

33. Климов Алексей - 1 человек

34. Кузнецова Пелагея - 7 человек

35. Кузнецова Пелагея - 5 человек

36. Потапов Федор - 6 человек

37. Пахомов (Фекла) - 7 человек

38. Головина Александра - 3 человека

 

- 89 -

39. Головин Семен Михайлович - 5 человек

40. Алексеев Василий — 7 человек

41. Василий Тимофеевич? - 6 человек

42. Головина Любава Андреевна - 4 человека

43. Головин Александр Васильев.- 4 человека

44. Сергеевна — 5 человек

45. Головин Александр Иванович - 12 человек

46. Головин Иван Васильевич - 5 человек

47. Головин Петр Ефим. - 5 человек

48. Головин Иван (дед) - 5 человек

49. Головин Ефим Алексеевич - 8 человек

50. Головин (Кокушин) - 5 человек

51. Оленин Михаиле — 7 человек

52. Головин Мих. - 7 человек

53. Заудин - 8 человек

54. Петр Егорович - 1 человек

55. Журавлев Иван Матв. - 8 человек

56. Петрушины - 7 человек

57. Богданов Алексей Михайлович - 3 человека

58. Головин Николай Александр, (отец) - 8 человек

59. Головин Федор (прозвище «Дюжий») - 4 челов.

Всего: 316 человек.

 

Список семей, уехавших из деревни Обухове в 1930 году

 

1. Головин Василий Иванович, 5 человек

2. Головин Василий Васильевич, 6 человек

3. Головин Александр Васильевич, 4 человека

4. Головин Иван Васильевич, 5 человек

5. Богданов Петр Михайлович, 6 человек

6. Богданов Кирилл Михайлович, 2 человека

7. Богданов Алексей Михайлович, 3 человека

 

- 90 -

Список семей, высланных 4 мая 1931 года.

 

1. Головина Евдокия Потаповна, 4 человека

2. Шаров Андрей Яковлевич, 4 человека

3. Головин Василий Ефимович, 4 человека

4. Головин Семен Семенович, 5 человек.

 

Список жителей деревни Обухове на 1960 год.

 

1. Тимофеев Петр - 1 человек

2. Мельников Иван Вас. - 2 человека

3. Головин Владимир - 4 человека

4. Нестерова - 2 человека

5. Федорова Вера - 3 человека

6. Афонина Шура - 1 человек

7. Яков - 3 человека

8. Барынина - 1 человек

9. Головин Иван - 4 человека

10. Потапова - 4 человека

11. Васильева - 4 человека

12. Березкина - 2 человека

13. Шарова - 1 человек

14. Феня - 1 человек

15. Анна - 1 человек

16. Краснова Пелагея - 3 человека

17. Маркова Лиза - 4 человека

18. Александра - 1 человек

19. Наталья - 1 человек

20. Дуня - 1 человек

21. Синева - 1 человек

22. Краснов - 4 человека

23. Паршов -- 6 человек

24. Баранов - 4 человека

25. Головин Василий - 6 человек

26. Карасев - 3 человека

27. Настя - 1 человек

Всего : 68 человек

 

- 91 -

Список жителей деревни Обухове на 1995 год.

 

1. Головин Иван Федорович - 68 лет

2. Головина Александра Михайловна - 64 года

3. Головина Вера Федоровна - 68 лет

4. Яблонский Валентин Николаевич - 2 человека (приезжий)

5. Головина Зоя Ильинична - 71 год

6. Баринова Евдокия Михайловна (урожденная Головина) - 62 года

7. Большова Надежда Михайловна - 68 лет

8. Краснов Николай Алексеевич - 68 лет

9. Краснова Антонина Павловна - 68 лет

10. Маркова Елизавета Александровна - 75 лет

11. Краснов Василий — 50 лет

12. Краснова Александра — 48 лет

Всего: 13 человек.

 

Из представленных списков видно, что за тридцать лет колхозной жизни (1930-1960) количество семей уменьшилось более, чем вдвое, а жителей — почти в пять раз. И за следующие 35 лет (1960-1995) те же соотношения: семей стало меньше в два раза, а количество людей уменьшилось в пять раз.

Гибель деревни происходила неотвратимо, быстро, на глазах всего административного и партийного руководства и... никаких тревог по этому поводу. Как будто так и запланировано было.

Посмотрим на состав семей в 1960 году. Одна шестая часть (11 семей) - это одиночки, старики, доживавшие свой век. Больно читать список. Фамилии имеют не все, просто имя. Ведь паспортов у них не было, обходились одним именем. А в 1995 году и того хуже — только два человека трудоспособные — Красновы Василий и Александра, остальные пенсионеры.

 

- 92 -

Как живут люди сейчас? Поскольку кругом земли свободные, леса и покоса много, то все старики имеют свое хозяйство: корова или две, поросята, куры. И работают они не покладая рук! Приедешь к ним, а они не имеют свободного часа, чтобы сесть, поговорить. Неловко становится за свою праздность, видя как эти старики трудятся.

Надо отдать должное, что и в колхозе они трудились добросовестно. Есть такие гены у человека, которые не позволяют лениться, выполнять работу плохо. Это точно есть такие люди. И вот подтверждение их трудолюбия. Устюженский район и, конечно, деревня Обухове по своему географическому положению имеют северные льготы. А Головин И.Ф. вырастил такие яблони, что из Вологды приезжают корреспонденты, фотографируют его сад. Я видела это чудо и не верила своим глазам. Как могут столько яблок уместиться на дереве? Листьев не видно, одни яблоки - красные, ароматные. А ведь я помню, до колхозов у каждого хорошего хозяина был сад. Мой первый вопрос был: «Иван, а какая у тебя агротехника?»

«А каждую осень захерачу на пол-метра навоза вокруг каждой яблони, вот и вся агротехника».

Урожай огурцов они считают на ведра. Выращивают помидоры, перцы. А какой у Ивана мед! И тоже ведрами. И пчеловодом он оказался первоклассным. На таких Иванах и стояла Земля Русская. Все умеет и может русский мужик, только дайте ему землю и не мешайте.

А Иванов оторвали от земли и выгнали подальше. В нашей деревне ни один из раскулаченных не имел возможности вернуться снова к труду на земле. Думаю, это общая картина, так как цель раскулачивания как раз и заключалась в том, чтобы самых талантливых хлеборобов и трудолюбивых крестьян отлучить от земли. А было

 

- 93 -

их десять миллионов! Вот и начался в стране после раскулачивания голод. Хлеб сам не растет, его надо грамотно выращивать и пролить много, много пота.

Из книги В.Успенского «Тайный советник вождя» узнала интересный эпизод. Когда в верхних эшелонах власти решался вопрос о раскулачивании, то против этого выступил М.И. Калинин. Он предложил именно кулаков и крепких середняков оставить в деревне, а бедноту и нерадивых крестьян, которые не могут себя прокормить на земле, переселить в город, пусть работают дворниками, сторожами. Чтобы Калинин не мешал проводить намеченный курс, ему было предложено в порядке партийной дисциплины поехать полечиться на юг, где его довольно долгонько и продержали. Не усек Союзный староста, что главная идея раскулачивания заключалась в том, чтобы смертельно пожизненно напугать крестьянина, а напугав, можно будет с ним делать все, что хочешь. Например, заставить работать за галочки (палочки), полностью отбирать урожай, не выпускать из деревни, за горсть зерен, собранных после жатвы на колхозном поле отдавать под суд. Никакого сопротивления, несогласия у крестьян не должно быть. Полная свобода действий со своими кормильцами - вот желаемый результат проводимого мероприятия по раскулачиванию. Партия блестяще осуществила это следующим образом.

В каждую деревню спускался план, то есть процент семейств, подлежащих раскулачиванию и выселению. На общем собрании жителей деревни намечались кандидатуры и проводилось голосование. Поднятием рук при голосовании крестьяне оказывались повязанными. Попробуй теперь в чем-то возразить, высказать свое несогласие или мнение и сразу попадешь в разряд подкулачников, которых ждала такая же судьба, как только

 

- 94 -

что ограбленных и высланных кулаков. Подтверждением сказанному служит, например, заметка из ежедневной газеты «Вперед» Устюженского РК ВКП(б) и РИК от 7 июня 1931 года, № 62 (см. Документ № 3). Разжигание классовой ненависти, натравливание крестьян на так называемых кулаков и подкулачников шло постоянно, активно и упорно и опиралось на страх жестокого наказания.

Вот пример. Семья сестры моего отца была записана в середняки и оставлена в деревне. У нее было три дочери и с младшей из них, Антониной, мы были очень дружны, хотя между нами была большая разница в возрасте, двенадцать лет. Из Сибири я ей писала письма, и это было достаточным основанием, чтобы исключить всю семью из колхоза. Через какое-то время их снова принимали, потом снова исключали. Так повторялось раз семь или восемь. В очередное исключение они решили все уехать из деревни и разбежались кто-куда. О том, что из-за моих писем их исключали из колхоза, я узнала уже теперь, в 1992 году. На мой вопрос, почему она раньше мне об этом не говорила, ответила: «Ты же не виновата, ребенком была». Помолчала и добавила: «Да и говорить об этом не хочется», - махнула рукой и отвернулась. Столько обиды было в ее жесте и голосе!

Попали птички в клетку и бились в ней 70 лет. Кому удавалось, те вырывались всеми правдами и неправдами и уже никогда не возвращались обратно. В клеточных условиях процесс размножения резко падал и стали деревни умирать. Обратите внимание на список за 1995 год, только трое из тринадцати человек родились при колхозном строе и остались жить в деревне. А где остальные? Ответ ясен.

Сейчас деревни фактически нет. Оставшиеся девять домов разбросаны по бывшим трем ули-

 

- 95 -

цам. На месте бывших домов и огородов растет лес, кустарник, крапива. Церковь разрушена давно, еще в тридцатые годы, школы нет, пруд наполовину зарос...

Жизнь прожита большая, в смысле длинная. Оглядываясь назад, многое из нашей жизни вызывает чувство жалости, огорчения, возмущения, сожаления, горечи.

С другой стороны, на кровавом фоне трагедий человеческих судеб в советское время моя жизненная история — не самый худший вариант со своими положительными сторонами. Ведь пройдя ссылки (а отец и лагерь), мы все остались живы. Распавшаяся семья снова собралась под крышей вновь построенного отчего дома. После всех передряг материально мы жили как все, не хуже. И, наконец, с нами произошел совершенно исключительный случай - родители за свое разорение, страдания получили извинения и покаяние, хотя бы на уровне первого комсомольца и первого председателя колхоза нашей деревни.

С другой стороны, мы, дети раскулаченных, были меченные, что надо было всю жизнь тщательно скрывать или жить перед закрытыми дверями своей жизненной мечты и цели.

Выше я сравнивала жизнь колхозников с состоянием птиц, попавших в клетку. А ведь и весь советский народ жил не только за железным занавесом, но и в неведомой, но постоянно ощущаемой интеллектуальной изоляции. Особенно больно чувствовать сейчас себя обкраденным в смысле чтения. Сколько интересных книг было нам недоступно, как мало и односторонне мы были образованы. Если бы в молодости мы могли читать то, что сейчас появилось и в области художественной литературы, и философии, и истории, то мы же были бы другими людьми. И еще обиден тот факт, что на Западе о нас знали

 

- 96 -

больше, чем мы сами. Долгие годы мы целыми днями слышали идеологическую советскую трескотню, примитивную, однообразную, но нахрапистую, наступательную. Была единственная государственная доктрина, которой все должны были быть верны и жить согласно ее заповедям. Некоторые, слушая партийных руководителей, немного ухмылялись, одновременно оглядываясь, боясь, что кто-либо это заметит, а пуще всего боялись, чтобы не вскрылось его социальное происхождение, прошлое. И старались быть как все — это наиболее безопасная ниша. Когда у меня появилась дочь, то возникла ответственность за ее будущее. В связи с этим постоянная тревога по поводу того, как бы моя истинная биография, вдруг обнаружившись, не повредила бы ее жизни, потому инстинктивное стремление любыми способами оградить, защитить, уберечь. Опять выход один - быть как все. Даже на ее вопрос о противоречиях внутренней жизни страны, пыталась выкрутиться, убеждая казенными, дежурными доводами.

За каких скотов держал нас советский режим! Обидно. Грустно.

Очень хочется верить, что темное прошлое ушло навсегда и очень хочется надеяться, что наши дети, внуки и правнуки проживут свои жизни по-другому.

Пусть их жизненный путь будет светлым!

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Музеем и общественным центром "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Фонда Джексона (США), Фонда Сахарова (США). Адрес Музея и центра: 105120, г. Москва, Земляной вал, 57/6.Тел.: (495) 623 4115;факс: (495) 917 2653; e-mail: secretary@sakharov-center.ru  https://www.sakharov-center.ru