С Виталием Помазовым мы познакомились в 1982 году. Я тогда уже жил
в Подольске, однако по старой памяти часто ездил в Серпухов на заня-
тия литературной студии, которой в ту пору руководил поэт и философ
из Ростова-на-Дону Алексей Прийма (сын биографа М. Шолохова – Кон-
стантина Приймы).
Там-то, в библиотеке Дворца культуры на Ногинке, которую сейчас
превратили в казино, и встретился я впервые с Виталием. Встретился
и сразу же выделил его из других членов литобъединения, потому что
нельзя было не выделить человека, говорившего хоть и мягким, спокой-
ным голосом, но столь убедительно, ярко и интересно, что, когда он пе-
реставал говорить, все подолгу молчали в надежде, что еще что-нибудь
скажет.
«Архивный юноша... – так окрестил я его для себя вначале. – Гово-
рун... Интересно, способен ли он на что-нибудь еще, кроме красивых
слов?»
Каково же было мое изумление, когда вскоре узнал я, что за свое со-
циологическое исследование «Государство и социализм» Виталий был
изгнан с историко-филологического факультета Горьковского (Нижего-
родского) университета, а после службы в стройбате приговорен к 4 го-
дам исправительно-трудовых лагерей по статье 70 УК РСФСР – «Антисо-
ветская пропаганда и агитация».
Да, он оказался способен на большее, чем я ожидал, – он оказался
способен за свои убеждения тянуть срок в уголовном лагере, он оказал-
ся способен не отказаться от своих слов и стоять за них до конца. А это
в любом случае – согласен я или нет со смыслом его речей – вызывает
уважение.
Власти не любят правдоискателей. Невзлюбила Виталия так называ-
емая «советская власть». Только в 1992 году он был реабилитирован,
только в 1989 году был восстановлен в университете и закончил его,
только с 1990-го после многолетних мытарств (побывал он и инженером,
и грузчиком, и газооператором, и слесарем) стал В.Помазов главным ре-
дактором региональной газеты «Совет» в г. Серпухове.
Но и с так называемой «демократической властью» отношения у Ви-
талия не отличаются теплотой. Независимо от названия власти В. Пома-
зова, прежде всего, волнует присутствие совести в ней. А совесть – это
ведь, как известно, глас Божий. Если глас Божий становится неразличим
в делах власти, Виталий считает своими долгом напомнить ей об этом.
Стихи Виталия сродни его жизни. По-иному было бы невозможно.
Главное их свойство – совестливость. Главная духовная основа – христи-
анство. Увиденный через призму Веры мир перестает быть обыденным
и привычным. Свет Вифлеемской звезды наполняет его Духом Божиим.
Такой мир изумительно мудр и красив. В объяснении людям мудро-
сти и красоты осененного Божьим светом мира и состоит суть поэзии
Помазова.