С Виталием Помазовым мы познакомились в 1982 году. Я тогда уже жил

в Подольске, однако по старой памяти часто ездил в Серпухов на заня-

тия литературной студии, которой в ту пору руководил поэт и философ

из Ростова-на-Дону Алексей Прийма (сын биографа М. Шолохова – Кон-

стантина Приймы).

Там-то, в библиотеке Дворца культуры на Ногинке, которую сейчас

превратили в казино, и встретился я впервые с Виталием. Встретился

и сразу же выделил его из других членов литобъединения, потому что

нельзя было не выделить человека, говорившего хоть и мягким, спокой-

ным голосом, но столь убедительно, ярко и интересно, что, когда он пе-

реставал говорить, все подолгу молчали в надежде, что еще что-нибудь

скажет.

«Архивный юноша... – так окрестил я его для себя вначале. – Гово-

рун... Интересно, способен ли он на что-нибудь еще, кроме красивых

слов?»

Каково же было мое изумление, когда вскоре узнал я, что за свое со-

циологическое исследование «Государство и социализм» Виталий был

изгнан с историко-филологического факультета Горьковского (Нижего-

родского) университета, а после службы в стройбате приговорен к 4 го-

дам исправительно-трудовых лагерей по статье 70 УК РСФСР – «Антисо-

ветская пропаганда и агитация».

Да, он оказался способен на большее, чем я ожидал, – он оказался

способен за свои убеждения тянуть срок в уголовном лагере, он оказал-

ся способен не отказаться от своих слов и стоять за них до конца. А это

в любом случае – согласен я или нет со смыслом его речей – вызывает

уважение.

Власти не любят правдоискателей. Невзлюбила Виталия так называ-

емая «советская власть». Только в 1992 году он был реабилитирован,

только в 1989 году был восстановлен в университете и закончил его,

только с 1990-го после многолетних мытарств (побывал он и инженером,

и грузчиком, и газооператором, и слесарем) стал В.Помазов главным ре-

дактором региональной газеты «Совет» в г. Серпухове.

Но и с так называемой «демократической властью» отношения у Ви-

талия не отличаются теплотой. Независимо от названия власти В. Пома-

зова, прежде всего, волнует присутствие совести в ней. А совесть – это

ведь, как известно, глас Божий. Если глас Божий становится неразличим

в делах власти, Виталий считает своими долгом напомнить ей об этом.

Стихи Виталия сродни его жизни. По-иному было бы невозможно.

Главное их свойство – совестливость. Главная духовная основа – христи-

анство. Увиденный через призму Веры мир перестает быть обыденным

и привычным. Свет Вифлеемской звезды наполняет его Духом Божиим.

Такой мир изумительно мудр и красив. В объяснении людям мудро-

сти и красоты осененного Божьим светом мира и состоит суть поэзии

Помазова.