-5-

Предисловие

Не бойся, малое стадо!

Ибо Отец ваш благоволил

дать вам Царство.

Лк. 12, 32

В продолжении серии «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти» предлагается книга, посвященная священнослужителю Истинно-Православной Церкви Михаилу Васильевичу Ершову. На судебном заседании в августе 1958 года он выступил с гневными и обличительными словами в адрес тогдашней государственной власти, пророчески созерцая будущее:

«Вы — коммунисты-нечестивцы, беззаконники, антихристы. Зачем мне обращать внимание на труды Маркса, Энгельса, Ленина, если эти [1] развязали атеизм на земле, и от них все беззаконие»;

«В недалеком будущем Россия деформируется, коммунисты держат последний круг, последняя черта кончится, и коммунистов на земле не будет»[2];

«Я нес слово Божие и проповедовал, и буду проповедовать. Как угодно судите меня, я все равно буду пропо-

-6-

ведовать. Я не отступлю от своих убеждений ни на сколько. Я — христианин во веки веков, а ты (обращается к прокурору) — безбожник».

Каким мужеством надо было обладать, чтобы четко и ясно заявить в лицо представителям безбожной власти о своем исповедании, прекрасно понимая, что за это будет новый срок заключения? Ведь за плечами уже более двадцати лет тюрем и лагерей, а до окончания пятнадцатилетнего срока оставалось всего четыре месяца.

Что известно об этом истинно-православном христианине, жизнь которого прошла в заключении безвыходно с 1934 по 1974 год, за исключением десяти месяцев якобы на свободе, при этом вынужденным скрываться, переодеваясь даже в женскую одежду? Какой духовной силой нужно обладать, чтобы, находясь в темнице, десятилетиями поддерживать, наставлять, руководить живущими на воле духовными чадами? И, к сожалению, западный читатель узнал раньше, пусть кратко, о Михаиле Васильевиче Ершове. Первая заметка о нем была напечатана в самиздатовском журнале «Хроника текущих событий», № 32 от 17 июля 1974 года[3]. На Международных сахаровских чтениях в Копенгагене 17–19 октября 1975 года о нем упомянул в своем выступлении бывший политзаключенный Дубравлага Виктор Алексеевич Балашов[4]. Выдержки из письма М. В. Ершова от 23 апреля 1972 года, под названием «Завещание», были размещены в газете «Русская жизнь» 7 июля 1977 года (Сан-Франциско, США)[5]. В газете «Русская мысль» 11 мая 1978 года была опубликована статья «Жив или мертв иеромонах Ер-

-7-

шов?»[6]. В этом же 1978 году в журнале «Русское Возрождение», № 4, в статье «Изгнании правды ради…» ее автор, бывший советский политзаключенный Евгений Александрович Вагин, также уделил внимание Михаилу Ершову. Православный англичанин Владимир Мосс посвятил один из разделов своей книги «Нерушимое слово. Истинно-Православное Христианство в XX веке»[7] «Иеромонаху Михаилу Ершову, пророку и чудотворцу Катакомбной Церкви». В сборнике «Российские катакомбные святые»[8] опубликована статья Е. А. Вагина «Несколько слов о Катакомбной Церкви», где упомянут Михаил Васильевич.

В то же время на родине в годы советской власти на него был вылит не один ушат грязи. Его имя старались всячески опорочить. Но в 1999 году трудами его чистопольских земляков вышел документальный фильм, созданный сотрудниками мемориального музея имени Бориса Пастернака и членами клуба любителей истории Отечества — «Мемориал» (КЛИО-«Мемориал»): «Все пути Твои истинны, все дела Твои правы», — а через год появилась на свет работа тогдашней школьницы Светланы Маловой «Житие Михаила Ершова»[9], которые позволили приоткрыть завесу молчания над его именем в России. В 2009 году в Интернете открылся сайт (www.histor-ipt-kt.org), на котором размещены редкие фотографии М. В. Ершова из его следственных дел и частных архивов духовных чад, а также тексты «Обвинительных заключений» из групповых дел ИПЦ, по которым он был осужден, и биографическая справка.

-8-

Несколько слов о подготовке этой книги. Годы жестоких гонений на Истинно-Православную Церковь не прошли бесследно. До сих пор очень многое хранится у христиан «под спудом»: фотографии, письма, личные вещи членов Катакомбной Церкви. Впервые составитель столкнулся с этим при записи воспоминаний истинно-православных христиан для книги «"О, Премилосердый… Буди с нами неотступно…" Воспоминания верующих Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х – начало 1970-х годов»[10]. К примеру, одна тайная монахиня, которая десятилетиями воспитывалась в условиях строжайшей конспирации, откровенно призналась: «Если бы ты приехал раньше, я бы с тобой не стала говорить, не обижайся. А сейчас уже старенькая стала, скоро умирать». В другом месте показали фотографию священника ИПЦ, который скончался лет шестьдесят назад. На вопрос: «Можно переснять?» — услышал в ответ:

«— А зачем?

— На молитвенную память, да и другие христиане будут поминать. Батюшке это уже не повредит.

— Нет, еще не время».

Этот разговор — лишь о фотографии, а что же говорить о живом пастыре — как его должны были укрывать?

В работе над жизнеописанием М. В. Ершова произошло редкое соединение: его духовные чада хотели узнать, что написано о нем в архивных документах, а сотрудники Научно-Информационного и Просветительского Центра «Мемориал» (г. Москва) собирали воспоминания верующих для книги "О, Премилосердый… Буди с нами неотступно…" Помощь чистопольского коллеги, председателя КЛИО-«Мемориал» Рафаила Хамитовича Хисамова, и совместная работа в архивах вместе с духовной дочерью владыки — Любовью Григорьевной Маловой, помогли установлению доверительных

-9-

отношений с паствой епископа Михаила (Ершова) и, в последующем, записи воспоминаний — польза обоюдная.

Ведь с незнакомым человеком очень редко кто из истинно-православных христиан будет на первой же встрече рассказывать о церковной истории даже шестидесятилетней давности, тем более на диктофон. Хорошо, если вас привели за руку в дом, объяснили и не один раз повторили, для чего это надо. Многое значит, если вы разделяете взгляды ИПЦ. Конечно, в Татарии тоже сразу не было доверительного отношения: присматривались, изучали друг друга. Кстати, составителю, честно говоря, поначалу многое было непонятно. Ведь в письмах владыки Михаила нет той прямоты и ясности, как в материалах следственных дел. С течением времени, при соединении документов и писем, с одной стороны, и воспоминаний христиан с другой, картина прояснилась. В итоге многолетней работы, кроме подробного жизнеописания М. В. Ершова, удалось узнать имена четырех тайных епископов ИПЦ только в Татарии.

А ведь сейчас скорбь многих истинно-православных христиан, что уже не осталось в России истинных пастырей. Но надо помнить, что история ИПЦ советского периода полностью не описана, еще много открытий ждут своего часа. Поэтому хотелось бы пожелать истинно-православным христианам и их помощникам в этом благородном деле — собирать воспоминания, фотографии, документы церковной истории. У многих — дети: так важно учить их на знакомых примерах. История пишется сейчас, поэтому так ценны общинные архивы. Если известны епископы, священники ИПЦ хотя бы своей области, республики, то легче будет разобраться если Господь пошлет пастыря, — истинный он или нет.

-10-

* * *

Представляемая книга посвящена тайному епископу Михаилу (Ершову). Составлена по материалам автобиографий М. В. Ершова, его писем и воспоминаний христиан, а также документов следственных дел (1931, 1934, 1943–1944 и 1958 годов), личных дел заключенного (1934–1942, 1943–1974 годов), документов следственных дел его духовных чад. Автобиографии сохранились в рукописных копиях: в первой представлен период с рождения до сентября 1937 года; во второй — две части: с рождения до 17 ноября 1955 года и с 17 мая 1942 года по 23 мая 1956 года[11]. Письма[12]также в основном сохранились в рукописных копиях, собраны в несколько общих тетрадей. Оригиналы некоторых писем сохранились, но число их незначительно. В приложениях приведены документы и обзоры следственных дел, представлен список имен духовных чад владыки Михаила, осужденных по делам ИПЦ, краткие биографические справки о некоторых христианах, упомянутых в книге.

Все цитируемые тексты приводятся по новому стилю, в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации, за исключением тех случаев, когда это оговорено специально, с сохранением особенностей правописания первоисточника и просторечия. Выдержки из Священного Писания и богослужебных текстов, которые цитирует дословно М. В. Ершов либо пересказывает своими словами, не поясняются, как правило, сносками, чтобы не усложнять текст. Выдержки из следственных дел и личных дел заключенного выделяются курсивом.

Составитель надеется, что этот скромный труд внесет еще одну лепту в дело сохранения памяти о верном сыне Истинно-Православной Церкви России.

-11-

* * *

Работа над книгой осуществлялась в рамках программы Научно-Информационного и Просветительского Центра «Мемориал» — «Репрессии против духовенства и мирян в период 1918—1970-х годов».

Составитель выражает искреннюю благодарность всем, кто на протяжении нескольких лет помогал ему в работе, а также предоставил фотографии, письма, стихи М. В. Ершова, делился своими воспоминаниями:

В. П. Аликину,

А. М. Балабаевой,

Н. М. Балабаевой,

М. П. Борисовой,

В. А. Бухарову,

И. Ф. Вакину,

О. Ю. Грачеву,

Л. И. Гунбиной,

Л. Ф. Дайбовой,

Л. Г. Демченко,

Е. С. Дюкшиной,

М. Д. Ермазовой,

Н. В. Ершовой,

Н. И. Ершовой,

О. В. Ефимовой,

Ю. И. Желваковой,

Е. В. Жуковой,

В. И. Загребиной,

Ф. В. Захаркиной,

Л. В.Захаркиной,

А. В. Ионовой,

А. А. Кандалиной,

Л. Я. Кислых,

М. П. Князьковой,

Н. В. Кокоркиной,

З. П. Кузнецовой,

В. И. Кулаковской,

В. А. Лабутову,

П. К. Лазареву,

А. С. Лизуновой,

М. Г. Мазуркиной,

Е. А. Маловой,

Л. Г. Маловой,

А. Ф. Мартыновой,

Н. И. Мартыновой,

О. Т. Матюшкиной,

В. Я. Мезенцевой,

А. Г. Мелешиной,

В. П. Михайловой,

Е. Л. Морозовой,

М. М. Мухановой,

А. В. Пелевину,

Г. А. Плеханову,

Т. В. Польгиной,

С. Л. Поляковой,

Л. П. Полященко,

Н. Н. Поповой,

В. Н. Птичкину,

И. Л. Репниковой,

А. И. Рязановой,

Н. Г. Самарцевой,

Е. Б. Самойлычевой,

О. М. Сенина,

С. А. Скучаевой,

М. П. Стасенко,

А. Н. Топоровой,

А. Л. Уткиной,

Н. Н. Федотовой,

З. В. Филипповой,

Я. Т. Фомичеву,

Р. Х. Хабибуллину,

Н. С. Чернову,

Н. Н. Чернову,

Н. А. Черновой,

В. Е. Чурбановой,

Н. Н. Шакировой.

Коллегам по НИПЦ «Мемориал» и сотрудникам региональных отделений Международного «Мемориала» — самая искренняя признательность. Составитель благодарит за помощь в работе председателя клуба любителей истории Отечества – «Мемориал» (г. Чистополь) Р. Х. Хисамова, директора Мемориального центра истории поли-

-12-

тических репрессий «Пермь-36» — В. А. Шмырова, директора «Музея родного края им. В. И. Абрамова» (поселок Алексеевское РТ) — Л. И. Абрамову, сотрудников архивов Управлений ФСБ по РФ, Государственного архива социально-политической истории Кировской области, Государственного архива Липецкой области, Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива новейшей истории Костромской области, Пермского государственного архива новейшей истории, Тверского центра документации новейшей истории, Российского государственного архива кинофотодокументов.

Особая признательность Фрэнсису ГРИНУ, без дружеского участия и постоянной поддержки которого была бы невозможна многолетняя работа в архивах и подготовка к изданию данной книги.



[1] Точки стоят в оригинале, видимо, секретарь суда не решилась внести его слова в протокол.

[2] Выделено составителем.

[3] Выходил в СССР нелегально, пересылался на Запад.

[4] The International Sakharov Hearing, [Copenhagen, Okt. 17–19, 1975]. — Baltimore; Toronto: Smoloskyp publ., 1977. Р. 89–90.

[5] Перепечатывалось в изданиях РПЦЗ: «Православное обозрение», № 43, с. 79–80 (ноябрь 1977); «Православный Вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий», № 18, с. 4 (ноябрь 1988) и № 62/63, с. 11–12 (март–апрель 1993).

[6] Краткая биография М. В. Ершова из этой статьи перепечатана в «Православном обозрении» № 46 (с. 103–104, декабрь 1978) и вошла в работу схимонаха Епифания (Чернова) «Церковь Катакомбная на земле Российской» (1980). Машинопись.

[7]VladimirMoss. TheImperishableWord.TrueOrthodoxChristianityintheTwentiethCentury. 1980.

[8] Andreyev, Ivan M. Russia’s Catacomb Saints: Lives of the New Martyrs. Platina: Saint Herman of Alaska Press, 1982. P. 560, 562.

[9] Призер на Всероссийском конкурсе школьников «Человек в истории. Россия – XX век» в 2000 году.

[10] Составитель И. И. Осипова. Книга издана в 2008 году.

[11] Первая автобиография прислана святителем из лагеря, видимо, в середине 1950-х годов, вторая — в июне 1956 года.

[12] С 1947 по 1974 год.