На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы используем эти данные.
Я согласен
Марк Выгодский ::: Шатуновская О.Г. - Об ушедшем веке ::: Шатуновская Ольга Григорьевна ::: Воспоминания о ГУЛАГе :: База данных :: Авторы и тексты

Шатуновская Ольга Григорьевна

Авторы воспоминаний о ГУЛАГе
на сайт Музея
[на главную] [список] [неопубликованные] [поиск]
 
Шатуновская О. Г. Об ушедшем веке. Рассказывает Ольга Шатуновская / сост.: Д. Кутьина, А. Бройдо, А. Кутьин. – La Jolla (Calif.) : DAA Books, 2001. – 470 с. : портр., ил.

 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
- 366 -

Марк Выгодский

 

[Джана: Марк Выгодский и Нелли Миллиор олицетворяли как бы Олино другое воплощение. Нелли и Марк были, пожалуй, единственными, с кем она сохранила тесную душевную связь от гимназии до конца дней. Это они присылали Оле в ссылку деньги.

Марк Выгодский, окончив в 1916 году гимназию, поступил в Варшавский университет, который из-за войны находился тогда в Ростове на Дону. Потом он закончил Московский университет и аспирантуру, преподавал в институте красной профессуры, был директором института математики и механики, создал технико-теоретическое издательство, преподавал в университетах. Книги его по математике читаются как беллетристика.

Я могу гордиться, что он меня воспитывал - ведь в каждом письме к Марку, с Колымы или из енисейской ссылки, Оля просит: "Повидай детей и маму, поговори, направь их..."., и - "... опиши мне их".

У себя дома в Четвертом Сыромятническом переулке, в своей комнате, заставленной книгами, он спрашивал: - Ну скажи, чем плох капиталистический способ производства? - и я не знала, что ответить.

-  Ну про это же везде написано... в учебниках.

-  Да ты не вспоминай, что написано, сама подумай, - я не знала, что об этом можно думать.

Он писал в своих книгах, что человек должен сам понять, зачем ему нужна математика. Когда я начала что-то понимать, его уже не было в Москве. Мама вернулась, а у него не было больше работы в московском университете, он жил в Туле и теперь оттуда писал ей письма.

После его смерти в шестьдесят пятом году Оля хлопотала о посмертной пенсии для его семьи. Академики писали в Президиум Верховного совета.

"Советское Национальное объединение историков естествознания и техники и Институт истории естествознания и техники АН СССР поддерживают ходатайство об установлении повышенной пенсии вдове покойного доктора физико-математических наук профессора Выгодского... в настоящее время она получает сорок два рубля...

...ему принадлежат замечательные труды по истории математики от древности до новейших времен...

...знал ряд иностранных языков (латинский, греческий, арабский, английский, итальянский, немецкий, французский)...

 

- 367 -

...выдающийся ученый, один из основателей советской школы по истории математики...

...замечательный педагог. Его учебники, учебные пособия, задачники, справочники вышли тиражом около семи миллионов экземпляров...

...получал пенсию не сто шестьдесят руб., а сто двадцать, так как она рассчитывалась из его последней зарплаты, но одновременно очень много писал и жил фактически литературным трудом. Этот труд продолжает давать доход государству..."

Сам же Марк писал в автобиографии в 1963-ем году: "При партпроверке 1935 года я был исключен из партии как оторвавшийся от партийной жизни, в своих научных работах протаскивающий чуждые марксизму взгляды. Здесь речь идет о моей книге "Галилей и инквизиция", подвергшейся резким нападкам на страницах журнала "Под знаменем марксизма"."

Он вынужден оправдываться и в том, что в годы ростовского подполья работал стенографом в деникинской канцелярии, передавая сведения Косте Румянцеву, а не был провокатором.

Казалось бы, какое им дело до Галилея и папы римского? Нет, они чувствуют, что это переносимо на современность - Марк более глубоко интерпретирует ситуацию и проецирует ее на свое время. Ведь Галилей в его книге пытается добиться признания учения Коперника не в борьбе с католической иерархией, а в сотрудничестве с нею. Он выступает как верный папист. Но сама ситуация не способствует его работе - учение Коперника вышло из протестантского мира и потому, с точки зрения католицизма, не приемлемо.

Читатели могли в этом усмотреть превосходство идейного противника, так же, как позже для коммунистических иерархов оказались неприемлемыми генетика и кибернетика. Таким образом, борьба научных идей воспринимается как борьба идеологий.

Как участник тоталитарной системы Марк хорошо понимает Галилея и его линию поведения. Для того, чтобы отстаивать свой научно правильный взгляд, ученый должен его подать как составную часть господствующей идеологии. Большинство же людей считают за аксиому, что Галилей борется с католической церковью путем утверждения учения Коперника.

Но ни один ученый, который еще не поставил крест на своей карьере, так Делать не будет. Галилей должен был современную космогонию обосновать в рамках католицизма - так же, как Выгодский должен был обосновать историю математики с точки зрения марксистского учения, а математические исследования направить по линии планового хозяйства. Это были две его главные заслуги. Хотя и это не спасло его от преследований даже в относительно мягкие хрущевские времена, когда он вынужден был уехать на Работу в Тулу.]

 

 

 
 
 << Предыдущий блок     Следующий блок >>
 
Компьютерная база данных "Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы" составлена Музеем и общественным центром "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Фонда Джексона (США), Фонда Сахарова (США). Адрес Музея и центра: 105120, г. Москва, Земляной вал, 57/6.Тел.: (495) 623 4115;факс: (495) 917 2653; e-mail: secretary@sakharov-center.ru  https://www.sakharov-center.ru