- 42 -

Борис Михайлович Фиттерман – крупный ученый-автомобилист, доктор технических наук, известный советский автоконструктор, лауреат двух Государственных премий, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, полученных за работу над созданием новых машин, заведующий лабораторией, инженер-полковник. В событиях его большой и нелегкой жизни отразилась, пожалуй, вся история советского автомобиля. Он, по его собственному выражению, всю жизнь строил машины и радовался их работе.

Пять раз Фиттерман встречался со Сталиным, но это не отразилось положительно ни на его карьере, ни на его судьбе.

Уже юношей он увидел в автомобиле не частицу уличного движения или необходимое транспортное средство, а свое истинное призвание. Автопромышленность завладела им с самого начала ее возникновения в СССР.

Б.Фиттерман родился в 1910 году в интеллигентной московской семье. Его отец был врачом и участвовал в русско-японской, первой мировой и гражданской войнах. В доме на Арбате, где жили Фиттерманы, бывали писатели, музыканты, ученые: А.Белый, В.Брюсов, М.Покровский, А.Грузинский, А.Луначарский, С.Ордынский и другие.

С 1931 года по окончании Ломоносовского механического института Б.Фиттерман стал работать на заводе АМО. Директор завода И.А.Лихачев увидел в молодом специалисте незаурядные технические способности и высоко ценил его талант в течение многих лет.

Б.Фиттерман прошел путь от слесаря, техника, помощника мастера по сборке автомобилей до крупного ученого, автоконструктора, занимавшегося проектированием и испытанием автомобилей. Он трудился в Научном автотракторном институте, выполняя ответственные задания на разных предприятиях страны. На заводе имени Сталина (позже Лихачева) Б.Фиттерман принимал участие в создании новых моделей грузовиков, автобусов, легковых машин, первых советских троллейбусов, бронированного спецавтомобиля для Сталина на базе новой легковой машины ЗИС-110. Он работал так же над реконструкцией самоходного комбайна, проектированием тракторов, созданием мотоциклов. Велика его заслуга как одного из творцов вездеходной техники, бронетранспортеров, в частности машины БТР-52.

В годы Великой Отечественной войны Б.Фиттерман возглавлял на ЗИСе специальное бюро по созданию техники и даже занимался модернизацией одного из минометов, побывав на фронте.

В 1943 году он был назначен главным конструктором автозавода им. Сталина. После войны, занимая столь высокое положение, Борис Михайлович не побоялся вступить в брак с Идой Пензо, первый муж которой кинооператор Владимир Нильсен, "враг народа", был расстрелян в 1938 году. Сама она несколько лет провела в сталинских лагерях.

28 марта 1950 года Фиттерман пришел домой в 12 часов ночи. Он только что подписал акт приемки на вооружение машины БТР-152 своей конструкции. А через два часа в их квартире на Плющихе раздался пронзительный звонок: за конструктором пришли с арестом. После девяти месяцев предварительного заключения он был приговорен по сфабрикованному обвинению к 25 годам лагерей особого режима с последующей ссылкой на 5 лет.

Но ни тюрьма, ни лагеря не уничтожили в нем творческого духа, стремления к новым открытиям:

- Репрессии на ЗИСе, - вспоминал позже Фиттерман, - обрушились в основном на евреев. В мартовские дни 1950 года многих работников-евреев ЗИСа стали увольнять с завода. Затем начались аресты, в течение нескольких месяцев было арестовано 60 человек. Одним из них по ошибке оказался русский инженер Л. Добрушин, репрессированный, видимо, за то, что был однофамильцем известного еврейского писателя.

Помимо Фиттермана, среди арестованных оказались главный конструктор по электрооборудованию Г. Гольдберг, зам. начальника кузовного отдела Г. Жаботинский, зам. главного металлурга М. Коган, ведущий конструктор Г. Сонкин, старший технолог А. Шмидт, зам. начальника производства П. Мостославский, ответственный работник лаборатории резания Б. Майнсфельд, экономисты, инженеры, хозяйственники, даже работники питания, начальник медсанчасти Д. Самородицкий, врач А. Финкельштейн. Не смог спасти от расстрела своего помощника Арона Филипповича Эйдинова сам И. Лихачев. Директора не тронули, но обвинили в том, что он не только держал на командных должностях слишком много евреев, но и "расплодил" на заводе людей еврейской национальности, создавших якобы тайную контрреволюционную организацию.

К чести Лихачева, надо сказать, что он никогда не был антисемитом и, хотя пользовался некоторым уважением Сталина, работал, ощущая жесткую неприязнь к себе со стороны Молотова, Шкирятова и других партийных чиновников высокого ранга. При жизни Сталина он не получил званий ни генерал-майора, ни Героя Социалистического Труда, хотя был представлен к этим званиям. Когда Фиттерман через 5 лет вернулся из лагеря, Лихачев предложил ему место в Министерстве автотранспорта, но Борис Михайлович выбрал для себя другую работу.

Он был консультантом, старшим научным сотрудником, зав. лабораторией Научного автомоторного института (НАМИ), преподавал в МАДИ и продолжал заниматься конструированием. Сферой его научно-производственных интересов, которые принесли превосходные результаты, стали малолитражные автомобили, сухопутные аппараты на воздушной подушке, иностранные легковые машины, в частности ФИАТ-24, автомобили для инвалидов, машина ЗАЗ-1102 ("Таврия").

Им была придумана интересная модернизация велосипеда с повышенной скоростью, такую веломашину он изготовил и для себя.

Б. Фиттерман был честным, принципиальным человеком, выступавшим в защиту инженеров-евреев, которых не повышали по службе, старались как-то принизить.

В 1991 году Б.М. Фиттерман, здоровье которого было сильно подорвано в тюрьме и лагере, скончался. Он часто рассказывал мне о пережитом. Предлагаю вниманию читателей некоторые эпизоды из жизни этого замечательного человека, ученого и конструктора, записанные с его слов.

Арон Бернштейн